Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1189/2023 ~ М-1008/2023 от 01.09.2023

Дело № 2а - 1189/2023

№___

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    <Дата>    <адрес>

    Партизанский городской суд <адрес> в составе:

    председательствующего судьи Ловейко М.С.,

    при секретаре судебного заседания ФИО8,

    рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Партизанского городского округа, о признании незаконным бездействия администрации Партизанского городского округа, признании неразумным срока отселения из многоквартирного дома, признанного аварийным и возложении обязанности,

    УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что административному истцу на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>

Согласно выводов Акта экспертизы помещения, выполненного ООО «Приморский экспертно-правовой центр» №___ от <Дата> об определении общего текущего технического состояния жилого <адрес> края на предмет определения категории аварийности, ветхости, пригодности проживания, следует:

В ходе проведения экспертного исследования установлено, что процент физического износа жилого <адрес> в <адрес> края составляет 74,76%.

Восстановление жилого дома путем проведения капитального ремонта, экономически нецелесообразно.

На основании Акта экспертизы помещения, выполненного ООО «Приморский экспертно-правовой центр» №___ от <Дата> об определении общего текущего технического состояния жилого <адрес> края на предмет определения категории аварийности, ветхости, пригодности проживания, постановлением Администрации Партизанского городского округа о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, от <Дата> №___-па, признан многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу<адрес>, аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, установлен до <Дата> срок отселения физических лиц, являющихся собственниками (пользователями) помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>

Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Указанный жилой дом не включен в региональную адресную программу переселения из аварийного жилья.

Бездействие администрации Партизанского городского округа грубо нарушает права административного истца, как собственника квартиры в указанном многоквартирном жилом доме на жилище и безопасные условия проживания, переселение из указанной квартиры путем выкупа.

С момента признания многоквартирного дома аварийным (<Дата>) администрацией Партизанского городского округа, в нарушение требований абз.2 п.49 Положения, в течение месяца не вынесены распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц, в частности административного истца.

Отселение лиц из многоквартирного дома, признанного подлежащим сносу, является последним этапом перед сносом аварийного дома, а установление сроков отселения путем вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным.

Неустановление органом местного самоуправления указанных сроков противоречит требованиям абз. 2 п. 49 Положения, создает правовую неопределенность, что безусловно нарушает права административных истцов, как собственников квартир многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.

По этим основаниям просит: признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в ненаправлении в адрес собственника ФИО1 <адрес> аварийном и подлежащем сносе многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, требования о сносе принадлежащего административному истцу в разумный срок жилого помещения; обязать административного ответчика направить ФИО1 собственнику <адрес> аварийном и подлежащем сносе многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, ул. ФИО9 <адрес>, требование о сносе принадлежащего административному истцу жилого помещения, в разумный срок; признать неразумным срок отселения ФИО1 из аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, установленный постановлением Главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па; обязать административного ответчика принять решение о разумных сроках отселения ФИО1 из аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>; взыскать с административного ответчика в пользу ФИО1 понесенные судебные расходы по оплате госпошлины при обращении в суд и оплате юридических услуг по составлению административного искового заявления в размере 5000 рублей.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в своё отсутствие, в адрес суда направил возражение на административное исковое заявление, из которого следует, что дом по <адрес> на основании заявления жителей многоквартирного дома был обследован межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом и на основании акта обследования и заключения №___ от <Дата> был признан аварийным и подлежащим сносу.

<Дата> постановлением администрации Партизанского городского округа №___-па «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» срок отселения физических лиц, являющихся собственниками (пользователями) помещений из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> был установлен до <Дата>.

Указанное постановление администрация Партизанского городского округа вынесла в срок, предусмотренный вторым абзацем п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, т.е. в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, в котором четко прописан срок отселения физических лиц из аварийного дома до <Дата>, что полностью соответствует требованиям п.49 Постановления Правительства Российской Федерации №___ от <Дата>.

На территории городского округа действует муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории Партизанского городского округа» на №___ годы, утвержденная постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, в рамках которой подлежат расселению дома, признанные аварийными до <Дата>. Но, ни в муниципальную программу, ни в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда указанный дом не включен по причине того, что был признан аварийным и подлежащим сносу только в №___

В досудебном порядке спор между ФИО1 и администрацией городского округа не регулировался, так как с заявлением подобного характера и иными заявлениями он в администрацию Партизанского городского округа не обращался.

Что касается направления требования о сносе в рамках части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, на которую ссылается в своем заявлении ФИО1, то дословно в ней указано, что «Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.. . является основанием предъявления… к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе... в разумный срок».

По смыслу сказанного, направление собственнику жилого помещения требования о сносе его жилого помещения в разумный срок - это не обязанность муниципального образования, а лишь право, которым муниципальное образование может воспользоваться только в том случае, если было принято решение об изъятии под многоквартирным домом земельного участка для муниципальных нужд. Но такое решение муниципальным образованием в отношении указанного дома не принималось, так как муниципальное образование не планирует использовать земельный участок под указанным домом, который к тому, же не сформирован.

Не направление требования о сносе в разумный срок не является нарушением действующего законодательства, а лишь является правом муниципального образования.

В исковых требованиях ФИО1 просит отказать полностью.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО1, ФИО12, ФИО13, ФИО4 Я.В., ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО3, ФИО17 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями, закреплёнными в ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, основанием для удовлетворения требований административного истца является совокупность обстоятельств: незаконность оспариваемых действий (бездействия), решения органа либо должностного лица и нарушение незаконными действиями (бездействием), решением прав административного истца.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___ утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В соответствии с ч.1 ст.7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата> №___ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч.1 ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.10 ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Из материалов административного дела следует, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от <Дата> №___, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

В силу абз.2 п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 настоящего Положения, и издаёт распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Действия (бездействия) органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для наступления права обжалования гражданами в судебном порядке.

Как установлено, в судебном заседании Постановлением Администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации; до <Дата> установлен срок отселения физических лиц, являющихся собственниками (пользователями) помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>

    В области жилищных отношений признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

    Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года (вопрос N 3), определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

    В соответствии с положениями части 10 статьи 32 ЖК РФ, а также пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> №___ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также совершение всех последующих действий, связанных с таким решением и направленных на защиту конституционного права граждан на жилище, должно осуществляться в разумные сроки.

    Анализ приведенных положений жилищного законодательства в их совокупности свидетельствует о том, что определение конкретных сроков сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также отселения физических и юридических лиц, проживающих (находящихся) в указанном жилом доме, относится к компетенции органов местного самоуправления, при этом такие сроки должны отвечать признакам разумности.

    Вместе с тем, суд при разрешении заявленных требований исходит не только из исключительной компетенции органа местного самоуправления по определению конкретного срока сноса многоквартирного дома и срока отселения, но и оценивает разумность такого срока, который не может быть произвольным с учетом целей реализации требований жилищного законодательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, а не только устанавливает соблюдение необходимой процедуры, предусмотренной в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

    В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд обязан выяснить нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

    В силу части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) принятых или совершенных органами местного самоуправления.

    Юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу, имеющими значение для разрешения вопроса о разумности определенного органом местного самоуправления срока отселения истца ФИО1 из аварийного многоквартирного дома, является установление наряду с иными существенными обстоятельствами следующего: представляет ли опасность многоквартирный дом для жизни и здоровья истца по причине его аварийного состояния, возможность нахождения жильцов дома в нем в пределах установленного органом местного самоуправления срока, в том числе фактическое проживание граждан, имеющих право пользования жилыми помещениями в данном аварийном доме.

    Как следует из ответа Отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес>, административный истец ФИО1ётр ФИО6 имеет регистрацию по месту жительства по адресу <адрес> <Дата>.

    Таким образом в судебном заседании установлено, что истец, являющийся собственником жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме по <адрес>, фактически проживает по иному адресу.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что установленный истцу срок отселения до <Дата> является разумным, поскольку ФИО1 имеет реальную возможность проживать по месту постоянной регистрации.

Учитывая, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, является компетенцией органа местного самоуправления, принимая во внимание отсутствие совокупности условий являющихся основанием для вмешательства суда в полномочия органа местного самоуправления, признания установленного истцу срока отселения не отвечающим требованию разумности, не имеется оснований для признания незаконным обжалуемого постановления и возложения производной обязанности для направления требования о сносе.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.

░░░░░                                    ░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1189/2023 ~ М-1008/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Конопатин Петр Юрьевич
Ответчики
Администрация Партизанского городского округа
Другие
Чумаш Кирилл Анатольевич
Дараган Виктория Сергеевна
Великохатько Виктория Вячеславовна
Дараган Егор Алексеевич
Петров Ярослав Вадимович
Новикова Анна Сергеевна
Симонов Александр Сергеевич
Пригоцкая Елизавета Евгеньевна
Пригоцкая Наталья Владимировна
Ткачева Наталья Павловна
Близнюк Елена Николаевна
Пригоцкий Евгений Леонидович
Суд
Партизанский городской суд Приморского края
Судья
Ловейко Михаил Сергеевич
Дело на сайте суда
partizansky--prm.sudrf.ru
01.09.2023Регистрация административного искового заявления
01.09.2023Передача материалов судье
04.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2023Подготовка дела (собеседование)
20.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.10.2023Судебное заседание
20.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее