Дело № 2а-276/2022
УИД: 17RS0018-01-2022-000368-40
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 октября 2022 года с. Кунгуртуг
Тере-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Сымчаан С-С.С.,
при секретаре Степановой Д.М., переводчика Достай-оол А.В.,
с участием административного истца Манчына Э.М., его представителя по доверенности Долзатмаа А.Э., представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района по доверенности – Бузур-оола А.А., Середкина М.В., заместителя прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Республики Тыва Ондар А.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Манчын Э.М. к Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района об отмене итогов голосования по Луговому № избирательному округу по досрочным выборам депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожуун и признании недействительным протокола об итогах голосования по Луговому № избирательному округу по досрочным выборам депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна,
у с т а н о в и л:
Административный истец Манчын Э.М. обратился в Тере-Хольский районный суд Республики Тыва с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района об отмене и признании недействительными итогов выборов депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна по Луговому № избирательному округу избирательного участка №, указывая на то, что в ходе проведения выборов в Хурал представителей Тере-Хольского кожууна 6 созыва были допущены нарушения, а именно в списке избирателей по Луговому № округу отсутствуют жители с. Кунгуртуг, входящие в список жителей сумона Эми, но фактически проживающие на территории Лугового № избирательного округа. Данные избиратели включены в списки избирателей избирательных округов Мирный №, Шынаанский № и Эминский №. В то же время С.Д.К., тоже входящая в список жителей сумона Эми, почему-то включена в список избирателей по избирательному округу Луговой №. Согласно п. 4 ст. 7 Закона Республики Тыва от 22.08.2011г. №ВХ-1 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Тыва», основанием для включения гражданина РФ в список избирателей на конкретном избирательном округе является факт его места жительства на территории этого участка, а факт нахождения его места жительства на территории определенного избирательного округа устанавливается органами регистрационного учета граждан. Это означает, что гражданин должен быть включен в список избирателей по данному округу при наличии двух обстоятельств: - если гражданин постоянно проживает на территории данного округа; - если он зарегистрирован органом регистрационного учета граждан (в данном случае – МВД по Республике Тыва) по адресу, который входит в данный избирательный округ. Все указанные граждане постоянно проживают в домах, входящих в избирательный округ Луговой №, и имеют регистрацию по адресам, входящим в данный округ. Но почему-то ТИК Тере-Хольского кожууна включает в список избирателей по Луговому округу № только С.Д.К., а других, которых истец указал выше, не включает. Будучи включены в список избирателей по Луговому №, вышеуказанные граждане несомненно поддержали бы его кандидатуру, поэтому не включение данных граждан в список избирателей по округу Луговой № нарушает его законное право быть избранным в депутаты Хурала представителей Тере-Хольского кожууна. С.Д.К. активно противодействовала моему избранию, применяя противозаконные способы, сама написала заявления за своего супруга С.А.К. о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения по Луговому № избирательному округу. Также у него имеются сведения о том, что С.Д.К. осуществляла подкуп избирателей на округе Луговой № в день проведения голосования путем раздачи продуктовых наборов. Это также нарушает его право быть избранным депутатом Хурала представителей Тере-Хольского кожууна. Просит отменить и признать не действительными итоги выборов депутата Хурала представителей Тере-Хольского кожууна по Луговому № избирательному округу.
В последующем административный истец Манчын Э.М. от требований с С.Д.К. отказался, указав, что данное обстоятельство не относится к настоящему спору и уточнил административные исковые требования к Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района, конкретизировав свои требования, просил отменить итогов голосования по Луговому № избирательному округу по досрочным выборам депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожуун и признать недействительным протокол об итогах голосования по Луговому № избирательному округу по досрочным выборам депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожуун, указав на нарушение правил составления списков избирателей и что данные нарушения не позволяют с достоверностью установить итоги голосования на избирательном округе Луговой №.
В судебном заседании административный истец Манчын Э.М. исковые требования полностью поддержал и просил удовлетворить по указанным в иске основаниям, при этом пояснив, что 11 сентября 2022 года состоялось голосование по выбору депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна по Луговому №. Участковая комиссия выдавала бюллетени на основании составленного списка избирателей. Список избирателей согласно закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», может уточняться и в день голосования. Председатель Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского кожууна А.А.А. огласила ему итоги выборов, что депутатом избран С.А.К.. Копию протокола об итогах голосования и копия списка избирателей, по которому проводилось голосование были ему предоставлены. Он их изучил и обнаружил, что в списках избирателей отсутствуют жители с. Кунгуртуг, которые проживают на территории Лугового №, которых он указал в своем заявлении в количестве 15 человек. Часть из них являются его родственниками, другие – его односельчане, которые относятся к нему положительно, поддерживают его позицию. Полагает, что если бы они были включены в список, то они бы поддержали его кандидатуру. Но они не были включены, в нарушение выборного законодательства, в списки избирателей. Большая часть граждан, которых он указал, имеют регистрацию по Луговому округу №. Поэтому Территориальная избирательная комиссия нарушила порядок составления списков. А в статье 77 пункт 1, 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» сказано, что итоги голосования по избирательному округу могут быть отменены при нарушении порядка составления списка избирателей. Нарушения очевидные, не включение в список этих избирателей создает неопределенность результату голосования. По этому основанию итоги голосования должны быть признаны недействительными. По поводу доводов представителя ответчика о пропуске срока подачи иска считает, что итоги голосования могут быть обжалованы в течении 10 дней со дня принятия решения и данный срок им не пропущен.
Представитель истца по доверенности Долзатмаа А.Э. поддержала исковые требования Манчына Э.М. и просила его удовлетворить, также считает, что срок подачи административного искового заявления ими не пропущен. Также указывает, что ТИК Тере-Хольского района работает по старым спискам избирателей, по старой схеме избирательных округов, эти списки и схемы не уточняются, что искажает результаты выборов.
Представитель административного ответчика ТИК Тере-Хольского кожууна Республики Тыва и заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Тыва по доверенности Шулуу Д.Г. просила рассмотреть дело без её участия и отказать в удовлетворении требований административного истца. В письменном возражении на уточненный административный иск указывают о несогласии с заявленными требованиями, считает, что истцом пропущен срок подачи в суд административного искового заявления, последний срок подачи которого является 20.09.2022г., когда как в суд подано 21.09.2022г. Также указывает, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку предмет административного иска не соответствует нормам, установленным как нормами материального, так и процессуального права.
Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского кожууна по доверенностям Бузур-оол А.А., Середкин М.В. в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать, указав, что истцом пропущен срок подачи в суд административного искового заявления. Также указал, что в период выборов с 9 по 11 сентября 2022 года жалоб, замечаний об ущемлении прав избирателей ни в ТИК Тере-Хольского кожууна, ни в УИК не поступало. Принять участие в выборах – это не обязанность, а право избирателей. Законные права избирателей не были нарушены.
Заинтересованное лицо С.А.К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представив возражение на уточненное административное исковое заявление, указав, что утверждения истца по спискам избирателей необоснованными и незаконными. Считает, что исправление, уточнение в списки избирателей гражданами не заявлялись.
Заинтересованное лицо Д.С.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
Заместитель прокурора Ондар А.Ч. в своем заключении полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку административный истец не смог доказать по каким основаниям подлежит отмене итоги выборов депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна по Луговому № избирательному округу избирательного участка №, по протоколу об итогах голосования. Факт нарушения не было установлено ни представленными письменными материалами, ни показаниями свидетелей. По доводу представителей ответчика о пропуске срока обращения в суд полагает, что Избирательная комиссия ошибочно ссылается только на ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», тогда как административное исковое заявление рассматривается по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
Исследовав материалы дела в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемый протокол по итогам выборов депутата Хурала представителей Тере-Хольского кожууна по Луговому № избирательному округу принят 11 сентября 2022 года в 21.34 час, административное исковое заявление об отмене и признании недействительными итоги голосования по Луговому № избирательному округу принято в суд 21 сентября 2022 года лично от Манчын Э.М.
Указывая на пропуск срока на обращение в суд с настоящим иском, Избирательная комиссия Республики Тыва ссылается на необходимость применения правил исчисления сроков, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
Пленумом Верховного Суда РФ 31 марта 2011 принято Постановление N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Названное Постановление принято в период действия главы 26 ГПК РФ "Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которая утратила силу с 15 сентября 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации". С 15 сентября 2015 г. производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации осуществляется в порядке административного судопроизводства в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, включая главу 24. Вместе с тем, указанное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 не отменено, не действующим не признано, в связи с чем его разъяснения подлежат применению при разрешении соответствующих споров.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 разъяснено, что статьей 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (введенной Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных главой 9 ГПК РФ.
Указанная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены процессуальным законом.
В настоящем случае правила исчисления сроков установлены статьями 92, 93 КАС РФ, согласно которым процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные КАС РФ; процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 КАС РФ; течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало; процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
С учетом указанных правил исчисления сроков, административный иск на протокол УИК № «Таежный» от 11 сентября 2022 года подан в суд 21 сентября 2022 года за вх. №, то есть подан в установленный законом десятидневный срок. Указание Избирательной комиссии Республики Тыва на необходимость исчисления указанного срока, включая день вынесения оспариваемого решения, основано на ошибочном понимании положений действующего законодательства.
По доводу представителя ответчика ТИК Тере-Хольского кожууна Республики Тыва и заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Тыва о том, что административный истец изменил предмет и основание иска, считает, что предмет иска не соответствует материальным и процессуальным нормам закона.
Согласно части 1 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
Таким образом, административным истцом реализовано право, предусмотренное частью 1 статьи 46 КАС РФ, на уточнение административных исковых требований к Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района, которым он просит у суда об отмене итогов голосования по Луговому № избирательному округу по досрочным выборам депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожуун и признании недействительным протокола об итогах голосования по Луговому № избирательному округу по досрочным выборам депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожуун.
Согласно части 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Согласно ст. 1 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 N 781 ВХ-1 (ред. от 03.06.2022) "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" выборы депутатов представительного органа муниципального образования (местного Хурала представителей), выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования, если выборы указанного должностного лица предусмотрены уставом муниципального образования) осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (далее - выборы).
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.
По тем же основаниям может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке суд соответствующего уровня по заявлению избирателя об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, на котором этот избиратель принял участие в выборах, что предусмотрено пунктом 1.3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 77 названного Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно пункту 6 статьи 77 того же Федерального закона отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, приведенные положения названного Федерального закона, равно как и корреспондирующие им нормы процессуального законодательства, по своему буквальному смыслу исходят из универсального характера судебной защиты избирательных прав граждан. Тем самым предполагается, что перечисленные в этих законоположениях субъекты на равных основаниях могут обжаловать в суд любые допущенные избирательными комиссиями нарушения избирательных прав граждан независимо от конкретной стадии избирательного процесса, на которой они были совершены. При этом ни названные, ни какие-либо иные предписания действующего законодательства не содержат прямо установленных ограничений и запретов в отношении права соответствующих субъектов на обжалование нарушающих избирательные права граждан решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с подсчетом голосов и установлением итогов голосования, определением результатов выборов.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. N 8-П, от 15 января 2002 г. N 1-П).
Исходя из приведенных выше законоположений обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения настоящего административного дела, являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь такие нарушения, которые существенно отразились на избирательной кампании и ее итоговых результатах, повлияли на свободу выборов и не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4 ст. 7 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 N 781 ВХ-1 (ред. от 03.06.2022) "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом, - факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Как следует из материалов дела, решением Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района от 20 июля 2022 года № назначены досрочные выборы Хурала представителей муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» шестого созыва на 11 сентября 2022 года с сокращением сроков осуществления избирательных действий на одну треть.
Решением Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района от 5 августа 2022 года № Манчын Э.М. в тот же день зарегистрирован кандидатом в депутаты Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Луговой в порядке самовыдвижения.
Как следует из удостоверения Манчын Э.М. 5 августа 2022 года зарегистрирован кандидатом в депутаты Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Луговой.
Решениями Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района от 5 августа 2022 года № и № кандидатами в депутаты Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Луговой зарегистрированы соответственно Д.С.К. и С.А.К..
Из протокола участковой избирательной комиссии от 11 сентября 2022 года об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Луговой одномандатный избирательный округ № избирательного участка № следует, что число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования 113, число действительных избирательных бюллетеней – 65. За Д.С.К. отдано 13 голосов, за Манчын Э.М. – 21, за С.А.К. – 31 голосов. Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – 0.
Решением Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района от 11 сентября 2022 года № определены результаты досрочных выборов в одномандатном избирательном округе Луговой № Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва, которым выборы признаны состоявшимися и действительными, депутатом Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва по одномандатному избирательному округу Луговой № избран С.А.К., получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Решением Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района от 11 сентября 2022 года № досрочные выборы Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва признаны состоявшимися и действительными.
В силу положений пунктов 6 и 10 статьи 17 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории города федерального значения. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках, участках референдума на одних и тех же выборах, одном и том же референдуме соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 названного Закона Российской Федерации, территориальный регистрационный учет вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из представленного административным ответчиком на запрос суда схемы в границы избирательного округа Луговой № входят: улица Мира, четная сторона №№; улица Молодежная нечетная сторона №№; четная сторона №№; улица Полевая, нечетная сторона №№, четная сторона №№, 4, 8.
В округ Эминский № входят: часть сумона Каргы, местечки Сарызын, Туражын, Узук, Догай, Белдир-Чазы; часть сумона Эми, местечки Хол-Бажы, Сарыг-Хымыш, Узун-Хол, Бош-Даг, Кара-Даштыг.
Судом из ОВМ МО МВД России «Кызылский» были истребованы сведения о регистрационном учете лиц, указанных в административном иске Манчына Э.М., согласно которым:
- Б.А.А. зарегистрирован в г. Кызыле, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указан;
- К.К.К., зарегистрирован в <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указан; указанный дом в входит в округ Луговой №,
- К.М.А., зарегистрирована в <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указана; указанный дом в входит в округ Луговой №,
- Ш.А.С., зарегистрирован в <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указан; указанный дом в входит в округ Луговой №,
- М.Ф.С., зарегистрирован в <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указан, указанный адрес в округа Эминский и Луговой не входит,
- М.А.И., зарегистрирована в <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указан; указанный адрес в округа Эминский и Луговой не входит,
- Ш.Д.С., зарегистрирован в <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указан; указанный адрес в округа Эминский и Луговой не входит,
- Ш.Д.В., зарегистрирована в <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указана; указанный адрес в округа Эминский и Луговой не входит,
- Ш.О.С., зарегистрирован в <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указан; указанный адрес в округа Эминский и Луговой не входит,
- М.А.Ф., зарегистрирован в <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указан; указанный адрес в округа Эминский и Луговой не входит,
- Б.А.М., зарегистрирована в <адрес>, указана в списке избирателей по избирательному округу Эминский №; указанный адрес в округа Эминский и Луговой не входит.
Согласно паспорту избирателя Б.А.В., он прописан в сумоне <адрес>, указанный адрес не входит в округ Луговой.
Согласно паспорту избирателя Б.С.А., она прописана по адресу: <адрес>, указана в списке избирателей по избирательному округу Эминский №.
Согласно паспорту избирателя М.А.С., он прописан по адресу: <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указан.
Согласно паспорту избирателя С.Х.М., она прописана по адресу: <адрес>, в списке избирателей по избирательным округам Луговой № и Эминский № не указана.
Суду также представлен список избирателей по избирательному округу № Луговой, образованному для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на досрочных выборах депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна шестого созыва.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Б.А.М. пояснила, что проживает в местечке <адрес> <адрес>, в основном живет в доме дочери по адресу: <адрес>. Она 9 сентября голосовала в округе Эминский, где всегда голосует во время выборов, начиная, примерно с 2008 года, никаких заявлений об изменении или уточнении сведений в списки избирателей работникам участковой комиссии не писала.
Свидетель К.М.А. суду пояснила, что знает, что относится к участку Луговой №. ДД.ММ.ГГГГ она собиралась уезжать на свадьбу в город Кызыл, поэтому решила заранее проголосовать. Когда пришла в избирательный участок, работники участка сообщили, что она относится к участку №, а не № Луговой, как она думала. Ей выдали бюллетень 15-го участка, там в кандидатах был один человек, которого она не знает, и она проголосовала в данном участке и ушла. Никаких заявлений об изменении или уточнении сведений в списки избирателей работникам участковой комиссии не писала.
Пунктом 5 ст. 7 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 N 781 ВХ-1 (ред. от 03.06.2022) "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" предусмотрено, что сведения об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые избирательные комиссии (далее - участковая избирательная комиссия, участковая комиссия) сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
Согласно п. 16 ст. 7 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 N 781 ВХ-1 (ред. от 03.06.2022) "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой комиссией немедленно.
Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящую комиссию о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке.
При этом в списке избирателей, а также в базе данных ГАС "Выборы" указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой комиссии с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 Федерального закона сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем участке.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что Б.А.М. и К.М.А. воспользовались своими избирательными правами.
Таким образом, изучив представленные сторонами доказательства, суд считает, что доводы административного истца Манчына Э.М. о том, что в списки избирателей не включены граждане, проживающие в округе № Луговой, не нашли своего подтверждения. Из вышеуказанного закона следует, что избиратели вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. Воспользоваться данным правом или нет – право каждого избирателя. Сведений о том, что граждане - избиратели обращались в ТИК <адрес> или УИК с сообщением, заявлением об изменении сведений указанных в списке избирателей, о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей по округу Луговой № не поступали и не обжаловались.
По доводу административного истца о том, что не имеется утверждённой схемы избирательных округов на выборы 11 сентября 2022 года, судом из материалов дела установлено, что графическое изображение схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна на 18 мандатов утверждено решением Хурала представителей Тере-Хольского кожууна от 28 апреля 2015 года №. Данная схема в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" утверждена на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Как установлено судом, утверждённая схема не была обжалована, опротестована, замечаний на неё не поступало, также утвержденной новой схемы не имеется. Таким образом судом принимается в качестве надлежащего доказательства схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожууна на 18 мандатов, утвержденное решением Хурала представителей Тере-Хольского кожууна от 28 апреля 2015 года №.
На основании вышеизложенного, суд считает, что нарушений по смыслу статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не установлено, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания недействительным протокола об итогах голосования по Луговому № избирательному округу по досрочным выборам депутатов Хурала представителей Тере-Хольского кожуун и его отмены.
С учетом приведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела не установлено фактов совершения членами участковой избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу Луговой № избирательного участка № действий, которые могли привести к неблагоприятным последствиям, а именно, к невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Доводы истца об иных нарушения при проведении выборов не обоснованы какими-либо достоверными доказательствами.
Исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей не допущено, в связи с чем в удовлетворении административного иска Манчына Э.М. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 243, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░-░.░. ░░░░░░░