Дело №...а-2504/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Галаховой И.В.,
при секретаре Чусове О.И.,
с участием представителя административных ответчиков прокуратуры Волгоградской области, Волгоградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Экгардт С.Ю., представителя заинтересованного лица УФСИН России по Волгоградской области Жемчужновой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 27 мая 2021 года административное дело по иску Демидова И. В. к Волгоградской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, прокуратуре Волгоградской области о признании бездействия незаконными, возложении обязанности
установил:
Демидов И.В. обратился в суд с названным административным иском, мотивировав тем, что ... Дзержинским районным судом г. Волгограда уголовное дело в отношении Мазанова Д.В. рассмотрено с вынесением обвинительного приговора. В судебном заседании установлено причинение ему материального ущерба Мазановым Д.В. в сумме 50 800 руб. Приговор вступил в законную силу. ... осужденный Мазанов Д.В., в его адрес направил письмо с предложениями финансирования его досрочного освобождения, в ноябре 2020г. предпринята попытка обращения в судебные органы для досрочного освобождения, однако приговор Дзержинского районного суда г. Волгограда от ... до настоящего времени не исполнено. Начальником ОСУ ИК №..., где отбывает наказание Мазанов Д.В. указанное сообщение проверено и направлено в его адрес, что является незаконным. Утверждение об использовании его персональных данных в связи с обращением Мазанова Д.В. с апелляционной жалобой в 2019г. никак не связано с фактом вымогательства денежных средств в 2020г. – указанные нарушения законодательства оставлены без внимания прокуратуры по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях. В тексте письма Мазанова Д.В. не содержится сведений об апелляционной жалобе, содержится обращение и попытка обмана, что для получения украденных у него денежных средств, он обязан принять участие в освобождении Мазанова и ложные общения возврата денежных средств. Считает, что его обращения не были рассмотрены в соответствии с законом №59-ФЗ.
Просит суд признать незаконным бездействия сотрудников прокуратуры г. Волгограда по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях, неисполнение должностных обязанностей, требований Конституции РФ по защите граждан от противоправной деятельности, фальсификации материалов проверки, не рассмотрение обращения в части незаконной деятельности сотрудников УФСИН по г. Волгограду при исполнении должностных обязанностей, обязать провести реальную проверку и принять действенные меры по исполнению требований закона в установленные законом сроки.
В судебное заседание административный истец Демидов И.В. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
представителя административных ответчиков прокуратуры Волгоградской области, Волгоградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Экгардт С.Ю., в судебном заседании против административного иска возражал.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Волгоградской области Жемчужнова Т.Ф. в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд находит заявленный административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что в период отбывания наказания осужденным Мазановым Д.В. ДД.ММ.ГГГГ передана на отправку сотрудникам исправительной колонии исходящая корреспонденция - письмо на имя Демидова И.В., которое с сопроводительным письмом ИК-12 ДД.ММ.ГГГГ направлено адресату.
ДД.ММ.ГГГГг. истец Демидов И.В. направил в адрес Президента РФ, Генерального прокурора Российской Федерации жалобу на действия сотрудников ФКУ ИК №... УФСИН России по Волгоградской области.
В силу ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
Установленный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч.ч. 1, 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ).
По правилам п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Исходя из п.3 той же нормы, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации определяются федеральным законом.
Законом, определяющим правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №... «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (п. 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (п. 2). Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (п. 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 данного федерального закона Генеральный прокурор Российской Федерации, осуществляя полномочия по руководству системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
Во исполнение предоставленных ему федеральным законодателем полномочий Генеральный прокурор Российской Федерации утвердил Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие Приказом Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ №...., и определил в ней единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 названной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 91 УИК РФ и п.п. 54, 55, 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №..., осужденным к лишению свободы разрешается отправлять за счет собственных средств письма без ограничения их количества, а на администрацию исправительного учреждения возложена обязанность по их своевременной отправке адресатам.
Из материалов проведенных проверок сведений о неправомерном разглашении должностными лицами ИК-12 персональных данных Демидова И.В., а также о совершении противоправных действий совместно с Мазановым Д.В. в ходе проведенной проверки не получено.
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, 18.12.2020г., 25.02.2021г. Волгоградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, содержание которых было основано на результатах проведенных по обращениям истца проверок, истец проинформирован, что нарушений законодательства об охране персональных данных и уголовного – исполнительного законодательства при направлении истцу письма осужденного Мазанова Д.В. администрацией ИК №... не допущено.
Статьей 1, п.2 ст. 3 КАС РФ, определена основная задача административного судопроизводства — защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст.17, ч.1 ст.19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать, как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 226 КАС РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.
С учетом исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что административным истцом не доказано нарушение его прав в результате оспариваемого бездействия административного ответчика, поскольку обращение рассмотрено в установленном законом порядке, заявителю дан ответ. Незаконного бездействия в отношении административного истца со стороны административного ответчика судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Демидова И.В. не подлежат удовлетворению, поскольку довод заявителя о том, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не проведена проверка по его обращению опровергается представленными доказательствами, в связи с чем, права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.