Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации 2а-5602/2018
12 сентября 2018 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Менжинской О.В.,
с участим помощника прокурора города Оренбурга Назмутдиновой Г.С.,
представителя административного ответчика - Администрации г.Оренбурга – Пицко И.А., заинтересованного лица Нейфельд В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга о признании незаконными действий по выдаче доверенности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Оренбурга обратился в суд с административным иском указав, что по результатам проверок обращений лиц осуществляющих пассажирские перевозки на территории города Оренбурга, по вопросу законности участия в рассмотрении судами гражданских дел в качестве представителя администрации города Оренбурга Нейфельд В.А. в адрес Главы города Оренбурга Арапова Е.С. 29.03.2018г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Нейфельд В.А. представляет интересы администрации города Оренбурга в судебных разбирательствах в сфере пассажирских перевозок по соответствующим доверенностям, выданным Главой города Оренбурга Араповым Е.С.
Так, участие принималось: по доверенности № ... от 22.01.2018 рассмотрении Ленинским районным судом г.Оренбурга дела ... об оспаривании постановления администрации города Оренбурга о признании недействующим постановления администрации г. Оренбурга от 3 ноября 2017 года № 4325-п «О внесении изменений в постановление администрации города Оренбурга от 25 декабря 2015 года № 3621-п»; в рассмотрении Арбитражным судом Оренбургской области искового заявления Прокуратуры Оренбургской области о признании незаконными действий администрации города по выдаче 24.06.2016 ... свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 52 (дело ... в рассмотрении Арбитражным судом Оренбургской области дела № ... признании недействительными решения по делу ... и предписания ...
По доверенности № ... от 06.12.2018 Нейфельд В.А. принимал участие в рассмотрении Оренбургским УФАС России жалобы ... на право получения свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по нерегулируемым тарифам решение № ... и другим делам.
Кроме того, представляя интересы администрации города Оренбурга Нейфельд В.А. имел доступ к персональным данным лиц, участвующих в судебных процессах и иной информации по вопросам полномочий администрации города при решении вопроса местного значения - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно положений ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закона №151-ФЗ), операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Сведения о том, что Нейфельд В.А. имеет право на ознакомление с персональными данными администрацией города не представлены.
Следовательно, привлечение иного представителя для представления интересов администрации города Оренбурга в судебных разбирательствах, не соответствует нормам указанных нормативных актов.
Данные требования прокуратуры города администрацией города отклонены. В ответе на представление от 28.04.2018г администрация города Оренбурга указывает, что Нейфельд В.А. представляя интересы администрации города Оренбурга действует на безвозмездной основе, принял на себя обязательство о порядке использования персональных данных.
Выданной Главой города Оренбурга Араповым Е.С. на имя Нейфельд В.А. доверенность предоставляется допуск к информации об организации деятельности органов местного самоуправления в настоящее время в сфере транспортной деятельности - обеспечения создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Конкретно, к информации по проведению открытых конкурсов на право получения свидетельства на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок по городу Оренбургу, информации о выданных свидетельствах и картах маршрутов регулярных перевозок, которым обладают администрация города и перевозчики, информации об устанавливаемых критериях отбора перевозчиков и иной информации.
Просит суд признать действия Главы города Оренбурга Арапова Е.С. по выдаче доверенности № ... от 06.12.2017 и № ... от 22.01.2018 на представление интересов администрации города Нейфельд В.А. в Оренбургском УФАС России и в судах, незаконными. Обязать Главу города Оренбурга Арапова Е.С. отозвать доверенности № ... от 22.10.2018 и № ... от 06.12.2017, выданные Нейфельд Вячеславу Александровичу с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Нейфельд В.А.
В судебном заседании помощник прокурора города Оренбурга Назмутдинова Г.С. исковые требования поддержала просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика действующая на основании доверенности Пицко И.А., заинтересованное лицо Нейфельд В.А. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав доводы представителя истца, возражения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно положений п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с требованиями ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что прокуратурой города Оренбурга по результатам проверок обращений лиц, осуществляющих пассажирские перевозки на территории города Оренбурга, в том числе по вопросу законности участия в рассмотрении судами гражданских дел в качестве представителя администрации города Оренбурга гражданина Нейфельд В.А. в адрес Главы города Оренбурга Арапова Е.С. 29.03.2018 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Прокурор требовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Решить вопрос погашения задолженности перед субъектами предпринимательства за выполненные работы (оказанные услуги). Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц администрации города Оренбурга, допустивших указанные нарушения законодательства. Представление рассмотреть с участием сотрудника прокуратуры города. О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить прокурору города в письменной форме не позднее одного месяца со дня получения представления, с приложением приказа о наказании виновных лиц.
Основанием для внесения представления об устранении нарушений федерального законодательства явился в том числе факт представления не являющимся должностным лицом органа местного самоуправления - гражданином Нейфельд В.А. который представлял интересы администрации города Оренбурга в судебных разбирательствах в сфере пассажирских перевозок по соответствующим доверенностям, выданным Главой города Оренбурга Араповым Е.С.
Из представленных в материалы дела судебных актов усматривается обстоятельство участие Нейфельда В.А. в качестве представителя стороны – Администрации города Оренбурга при рассмотрении Ленинским районным судом города Оренбурга административного дела ... об оспаривании постановления администрации города Оренбурга о признании недействующим постановления администрации г. Оренбурга от 3 ноября 2017 года № 4325-п «О внесении изменений в постановление администрации города Оренбурга от 25 декабря 2015 года № 3621-п»; рассмотрении Арбитражным судом Оренбургской области искового заявления прокуратуры Оренбургской области о признании незаконными действий администрации города Оренбурга по выдаче 24.06.2016 ... свидетельства об осуждении регулярных перевозок по маршруту № 52 (дело ...); рассмотрении Арбитражным судом Оренбургской области о признании недействительными решения ... по делу ... и предписания ... ... (дело № ...). Представитель администрации города Оренбурга Нефельд В.А. так же участвовал при рассмотрении Оренбургским УФАС России жалобы ... - администрации города Оренбурга на право получения свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по нерегулируемым тарифам решение № ....
Вместе с тем, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.
Согласно ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.6 Устава муниципального образования «город Оренбург» органом местного самоуправления и высшим должностным лицом муниципального образования "город Оренбург" является Глава города Оренбурга.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.33 Устава глава города Оренбурга в пределах компетенции, установленной действующим законодательством принимает меры по обеспечению и защите интересов города Оренбурга и Администрации города Оренбурга в судебных и государственных органах.
Таким образом, действия главы администрации города Оренбурга по выдаче и удостоверению доверенности для целей защите интересов города Оренбурга и Администрации города Оренбурга в судебных и государственных органах соответствуют закону. Каких либо ограничений на предоставление полномочий по представлению органа местного самоуправления лицам не являющимся муниципальными служащими и иным не состоящим в штате администрации г.Оренбурга лицам, положения вышеуказанных нормативных актов не содержат.
Доводы административного истца о том, что Нейфельд В.А. представляя интересы администрации города Оренбурга имел доступ к персональным данным лиц, участвующих в судебных процессах и иной информации по вопросам полномочий администрации города при решении вопроса местного значения - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа являются не состоятельными, поскольку учитывая, что администрация города Оренбурга является органом местного самоуправления, то информация о ее деятельности является открытой и доступной. Кроме того каких либо ходатайств о необходимости сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, на содержащиеся в административном деле сведения конфиденциального характера, на неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн и нарушение прав и законных интересов гражданина, от лиц, участвующих в деле по судебным спорам, представление интересов администрации города Оренбурга в которых осуществлял Нейфельд В.А. не поступало.
Согласно положений ст.6 Закона №151-ФЗ, оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
Действия либо бездействия оператора персональных данных в силу положений ст.17 Закона №151-ФЗ могут быть оспорены субъектами персональных данных, в случае если таковые считают, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Таким образом, будучи оператором персональных данных, администрация г.Оренбурга имела право на привлечение к их обработке иных лиц, в том числе не состоящих в штате и не являющихся муниципальными служащими лиц.
В соответствии с положениями ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Между тем, учитывая отсутствие нарушений закона со стороны органа местного самоуправления в части предоставления администрации города Оренбурга полномочий лицу не являющемуся муниципальным служащим органа местного самоуправления, принятие каких либо мер во исполнение данного предписания в этой части не требовалось.
Учитывая изложенное, оснований для признания незаконными действий администрации города Оренбурга по выдаче доверенности у суда не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Оренбурга в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ... ░░ 06.12.2017 ░ № ... ░░ 22.01.2018 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 180 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.10.2018 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 08.11.2018 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░