Дело № 2а-1290/2023
11RS0009-01-2023-001254-62
Решение
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,
при секретаре судебного заседания Гофман Я.Н.,
с участием посредством видеоконференц-связи Родченкова А.С.
рассмотрев 8 ноября 2023 года в г. Емве в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Родченкова А. С. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России об оспаривании действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Родченков А.С. обратился в Княжпогостский районный суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУ КП-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России о признании незаконным действий (бездействий), связанных с отказом в оказании медицинской помощи 18.07.2023, и взыскании денежной компенсации в размере 862000 рублей.
В судебном заседании Родченков А.С. требования поддержал, пояснил, что 18.07.2023 он обратился к врачу медицинской части для осмотра <данные изъяты> и получения обезболивающих препаратов. Медицинской помощи в этот день ему оказано не было ввиду отсутствия записи к врачу. Как пояснил Родченков А.С. в судебном заседании, журнала записи к врачу не было в отряде, поэтому он обратился за медицинской помощью без записи, после обращения в медицинскую часть больше ни к кому он не обращался.
Административные ответчики извещены надлежащим образом, явку представителей в суд не обеспечили, об отложении судебного заседания не просили.
ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми в письменном отзыве указало, что 18.07.2023 Родченков А.С. в этом медицинском учреждении не находился.
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в письменном отзыве указало, что обращений в соответствии с Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, от Родченкова А.С. не поступало.
ФКУ КП-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в письменном отзыве пояснило, что Родченков А.С. имел возможность записаться на прием к врачу в журнале, как в отряде, так и в медицинской части, однако этого не сделал.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав объяснения Родченкова А.С., исследовав материалы, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в силу следующего.
В силу положений статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление Пленума № 47), под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на охрану здоровья, на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием.
Судом установлено и из материалов дела следует, что административный истец Родченков А.С. прибыл в ФКУ ИК-42 для отбытия уголовного наказания <ДД.ММ.ГГГГ>. В ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми находился с 02.02.2023 по 19.02.2023, с 02.08.2023 по 17.09.2023.
В силу пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 УИК РФ).
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 84 КАС РФ).
При разрешении административного спора суд исходит из того, что Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285.
Согласно пункту 33 этого Порядка медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи.
В учреждении УИС журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником (приложение N 9) ведет начальник отряда, который перед началом приема (осмотра) передает его в медицинскую часть (здравпункт). Медицинский работник оказывает медицинскую помощь всем осужденным, записавшимся в журнале предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником, с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой. После приема (осмотра) журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником возвращается начальнику отряда.
Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
Судом установлено, что журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником ведется, что подтверждается его копией. Реальная возможность записаться в этом журнале у Родченкова А.С. имелась, на что указывают справки должностных лиц ФКУ ИК-42 и медицинской части.
Оснований не доверять представленным в материалы дела доказательствам, не имеется, поскольку Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий.
Вопрос о необходимости оказания экстренной или неотложной помощи сам Родченков А.С. не ставил, сотрудникам учреждения УИС не сообщал, что следует из его же объяснений.
Суд не находит оснований для признания незаконными действий ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в части отказа в приеме Родченкова А.С. 18.07.2023, поскольку он был обусловлен Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы и необходимостью своевременного обслуживания других осужденных.
ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми не осуществляет медицинское обслуживание осужденных, поэтому не несет ответственности за действия работников медицинской части, которая является филиалом ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, поэтому ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми также не имеет отношения к оспариваемым действиям, поскольку 18.07.2023 Родченков А.С. не содержался в этом медицинском учреждении.
Учитывая, что судом не установлено неправомерных действий (бездействия) административных ответчиков, суд не усматривает оснований и для взыскания денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░-11 ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░-42 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2023 ░░░░.