Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2021 года
Дело № 2а-891/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2021 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Петровой О.С.
при помощнике судьи Бережковой Н.Н.,
с участием прокурора Кузнецова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Северного флота в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,
установил:
Заместитель военного прокурора Северного флота, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области (Управление Роскомнадзора по Мурманской области о признании информации, размещенной в сети Интернет по адресу: https://azclip.net/video/TS5ttOLd7C1/winter-crossing-border-from-russia-to-ukraine-зимний-переход-границы-с-россии-в.html, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указав в обоснование, что военной прокуратурой Северного флота проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Установлено, что по вышеуказанному электронному адресу расположен Интернет-ресурс, содержащий информацию, направленную на осуществление нелегального пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Согласно сведениям с сайта регистратора доменных имен whois-сервисы, установить администратора доменных имен и лиц, осуществляющих производство и распространение вышеуказанной информации в целях устранения нарушений федерального законодательства, не представляется возможным.
На момент проверки Интернет ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен. Доменные имена сайтов зарегистрированы на территории Российской Федерации, однако какая-либо общедоступная информация о владельце сайта отсутствует. Нахождение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, противоречит целям и задачам законодательства, регламентирующего режим Государственной границы Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 39 Кодекса административного судопроизводства, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 9 и 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях о защите информации», просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: https://azclip.net/video/TS5ttOLd7C1/winter-crossing-border-from-russia-to-ukraine-зимний-переход-границы-с-россии-в.html информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца –военный прокурор отдела надзора военной прокуратуры Северного флота Кузнецов И.Е. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области в судебное заседание представителя не направило. О времени и месте рассмотрения спора извещено надлежаще, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
На основании п. 5 ст. 15 данного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ст. 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как установлено п. 6 ст. 10 этого Федерального закона, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 2 ч. 5 с. 15.1 этого Федерального закона в качестве основания включения сведений в Единый реестр предусмотрено вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую сведения о сайте, запрещенной информации и соответствующем решении.
Как указано в обоснование заявления, военной прокуратурой Северного флота проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».
Статьей 6 указанного Федерального закона установлено, что выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска через Государственную границу и заключается, в том числе, в признании законности пересечения Государственной границы лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации, либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, убывающими из пределов Российской Федерации.
Основанием для пропуска через Государственную границу лиц является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона № 114 право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;
в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной или альтернативной гражданской службы;
в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения суда или вступления в законную силу приговора суда;
осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательства либо до достижения согласия сторонами;
сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;
проходит государственную службу (работает) в органах федеральной службы безопасности, - до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);
уволен с военной службы в органах федеральной службы безопасности, - на срок до пяти лет со дня увольнения с военной службы. Порядок принятия решений об ограничении права на выезд из Российской Федерации по основанию, предусмотренному настоящим подпунктом, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
признан несостоятельным (банкротом), - до вынесения арбитражным судом определения о завершения или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения.
Статьей 322 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за пересечение Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.
Статья 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149 запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Вышеуказанные сайты, согласно сообщению Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району содержат информацию, представляющую собой алгоритм осуществления запрещенной законом деятельности, связанной с нелегальным пересечением Государственной границы Российской Федерации, в связи с чем они противоречат вышеуказанным нормам.
Как следует из представленной копии общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора, на момент проверки указанные Интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на интернет-сайте по сетевому адресу: https://azclip.net/video/TS5ttOLd7C1/winter-crossing-border-from-russia-to-ukraine-зимний-переход-границы-с-россии-в.html – информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (часть 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░: https://azclip.net/video/TS5ttOLd7C1/winter-crossing-border-from-russia-to-ukraine-░░░░░░-░░░░░░░-░░░░░░░-░-░░░░░░-░.html, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░