Судья Репникова О.А. Дело № 33-3975/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2016 года                          г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Поповой Н.П.,

судей Тарасовой О.Н., Колесниковой Л.В.,

при секретаре Горской О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца М.С.Н. на решение <адрес> районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ

по делу по иску М.С.Н. к администрации <адрес>, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес>, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <адрес> о признании незаконным отказа в получении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного паводком жилого помещения, возложении обязанности включить в список граждан на предоставление социальной выплаты.

Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

М.С.Н. обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным отказа в получении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного паводком жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; возложении обязанности включить в список граждан на предоставление социальной выплаты.

В обоснование требований указал, что является собственником указанного жилого помещения. Во время чрезвычайной ситуации его дом и имущество попали в зону подтопления. Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** ему было отказано в получении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного паводком жилого дома в связи с тем, что в п.4 постановления Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ говорится, что на получение социальной выплаты имеют право граждане, являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты; решением суда право собственности было признано с ДД.ММ.ГГ. Считает отказ администрации района незаконным и необоснованным, поскольку в <адрес> в <адрес> он проживает с ДД.ММ.ГГ года, в том числе проживал в период паводка. В установленном порядке право собственности на квартиру оформлено ДД.ММ.ГГ, поскольку до этого момента он оформлял необходимые документы, ему было рекомендовано обратиться в суд. Решением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГ были удовлетворены исковые требования о признании права собственности на квартиру. Длительный процесс по оформлению документов на квартиру и на землю не свидетельствует о том, что он не являлся собственником данного имущества. Полагает, что жилое помещение находилось в его собственности, поскольку он оплачивал коммунальные платежи, содержал квартиру в надлежащем состоянии, проводил текущий и капитальный ремонт.

В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление социальной защиты населения по <адрес>.

В судебном заседании М.С.Н. и его представитель М.А.Б. поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика администрации <адрес> Т.А.В. просила в удовлетворении иска отказать, поскольку истец на момент паводка не являлся собственником жилого помещения по <адрес> в <адрес>, которое нуждается в капитальном ремонте.

Решением <адрес> суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ М.С.Н. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец М.С.Н. просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

В обоснование жалобы, ссылаясь на нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, пострадавшего в результате паводка в мае-июне 2014 года, на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок заключения договора купли-продажи недвижимости, положения Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», указал, что акт государственной регистрации не является основанием возникновения гражданских прав и обязанностей. В данном случае, установленные законом требования сторонами сделки, состоявшейся ДД.ММ.ГГ, соблюдены, договор купли- продажи совершен в письменной форме, содержит все существенные условия данного договора. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности, покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст.305 ГК РФ. В связи с чем, истец считает, что на дату чрезвычайной ситуации он был законным владельцем квартиры на основании договора купли-продажи и в силу ст.305 ГК РФ имеет право на получение социальной помощи на капитальный ремонт поврежденного имущества. Также автор жалобы ссылается на п.7.1 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, из толкования которого следует, что имеются другие случаи, когда право собственности на жилые помещения не зарегистрированы в ЕГРП, однако эти документы также являются достаточными для включения в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закона) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 29.05.2014 на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком.

Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ ***-р на территории <адрес> был введен режим чрезвычайной ситуации. В <адрес> года <адрес> подверглось затоплению, в том числе <адрес>.

М.С.Н. с ДД.ММ.ГГ является собственником жилого помещения- <адрес> в <адрес>, поврежденной в результате паводка <адрес> года и требующего капитального ремонта.

Согласно справке администрации <адрес> сельсовета, с ДД.ММ.ГГ года М.С.Н.. проживает в <адрес> в том числе находился там в период паводка в <адрес> года. Зарегистрирован истец по указанному адресу с ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ М.С.Н. обратился с заявлением в администрацию <адрес> о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилья.

Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** М.С.Н. был уведомлен, что ему отказано в получении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного паводком жилого помещения в связи с тем, что решением суда право собственности было признано с ДД.ММ.ГГ ***

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что на момент паводка М.С.Н.. собственником жилого помещения, поврежденного в результате паводка, не являлся.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона, оснований для признания их неправильными, не имеется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 № 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее - Правил).Согласно подпункту «а» п.5 Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.

В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 № 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее - Порядок), определяющий правила выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ

В соответствии с подп. «а-д» п. 7 Порядка (в ред. до 12.11.2015) для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом с приложением необходимых документов, предусмотренных указанным пунктом.

Органы местного самоуправления принимают от граждан в день обращения заявление и документы, указанные в пунктах 7, 7.1 настоящего Порядка, рассматривают их в течение 10 дней с даты получения и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения (п.8 Порядка).

В соответствии с п. 4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:

- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;

- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ года, и требуют проведения капитального ремонта.

Постановлением Администрации Алтайского края №457 от 12.11.2015 абзац 1 пункта 4 изложен в следующей редакции: право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям: соответствующие критериям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 №447; включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ года, и требуют проведения капитального ремонта.

Решение об отказе во включении собственника в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.

Таким образом, приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых гражданам могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.

Как следует из материалов дела, на момент паводка М.С.Н. проживал в жилом доме по адресу <адрес> в <адрес>, однако не являлся собственником указанного жилого помещения. Право собственности на жилое помещение у него возникло ДД.ММ.ГГ на основании решения <адрес> суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ (***).

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с прямым указанием в ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Исходя из анализа вышеприведенных положений законодательства, регулирующего порядок предоставления социальной выплаты, следует вывод о том, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт дома возможно при одновременном соблюдении условий, одно из которых является нахождение в собственности у заявителя жилого помещения, пострадавшего в результате паводка и требующего капитального ремонта, как на момент чрезвычайной ситуации, так и на момент подачи заявления.

Таким образом, одно из обязательных условий для получения социальной выплаты для проведения капитального ремонта у истца отсутствует, так как в данном случае право собственности М.С.Н. на жилое помещение на момент чрезвычайной ситуации отсутствовало, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

То обстоятельство, что истец фактически по договору купли-продажи помещения стал в нем проживать, нести расходы по содержанию не опровергает вывод, содержащийся в письме администрации <адрес> об отказе в предоставлении М.С.Н. социальной выплаты, а также вывод суда первой инстанции об отсутствии у него права собственности на спорное жилое помещение на момент возникновения чрезвычайной ситуации, так как указанные истцом обстоятельства не свидетельствуют о возникновении права собственности.

Не является основанием для включения истца в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты ссылка автора жалобы на подп.7, 7.1 Постановления администрации Алтайского края от 17.06.2015 №234 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края», которым предусмотрено предоставление иных документов.

Действительно, согласно подп. «г» п.7 Порядка для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения, в том числе: копии правоустанавливающих документов (договоры купли-продажи, мены, дарения, в том числе выписки из похозяйственной книги) на поврежденное жилое помещение, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены).

Однако указанные документы могли быть приняты на домостроения, которые приобретены собственность до ДД.ММ.ГГ года.

Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-3975/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Мамешин С.Н.
Ответчики
Администрация Усть-Пристанского района
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
12.04.2016Судебное заседание
21.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее