Судья Уманец А.С Дело ***
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 декабря 2016 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Белодеденко И.Г., Рудь Е.П.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Кузнецова А. И. на решение Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску Кузнецова А. И. к администрации <адрес> Алтайского края, Межведомственной комиссии администрации <адрес> Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории <адрес> Алтайского края в мае-июне 2014 года, о признании незаконным отказа в социальной выплате для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории <адрес> Алтайского края в мае-июне 2014 года, в размере, определенном исходя из общей площади поврежденного жилого дома, об обязании доначислить и произвести социальную выплату в большем размере, о признании незаконным акта обследования жилого дома поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории <адрес> Алтайского края в мае-июне 2014 года, в части установления площади, требующей капитального ремонта.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первоначально в суд с иском обратилась Кузнецова И.И., действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Кузнецовой А. А., Кузнецовой А. А. к администрации <адрес> Алтайского края, Межведомственной комиссии администрации <адрес> Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории <адрес> Алтайского края в мае-июне 2014 года, о признании незаконным решения Межведомственной комиссии администрации <адрес> Алтайского края по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории <адрес> Алтайского края в мае-июне 2014 года, в части определения размера социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории <адрес> Алтайского края в мае-июне 2014 года, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории <адрес> Алтайского края в мае-июне 2014 года, в размере, определенном исходя из общей площади поврежденного жилого дома.
ДД.ММ.ГГ Кузнецовым А.И., Кузнецовой И.И., действовавшей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Кузнецовой А. А., Кузнецовой А. А., предъявлен уточненный иск, в котором они просили суд:
- признать незаконным отказ администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в предоставлении Кузнецовой И. И., Кузнецовой А. А., Кузнецовой А. А. меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения по адресу: <адрес>;
- признать за Кузнецовой И. И., Кузнецовой А. А., Кузнецовой А. А. право на получение меры государственной поддержки в виде социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения по адресу: <адрес>.
- признать незаконным отказ Кузнецову А. И. в социальной выплате для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, в части превышающей 21 квадратный метр от общей площади первого этажа жилого <адрес>,4 квадратных метров жилого дома, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в мае-июне 2014 года в Алтайском крае.
ДД.ММ.ГГ Кузнецовым А.И. предъявлен уточненный иск, в котором он просил суд:
- признать незаконным отказ в социальной выплате ему для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: <адрес>, в части превышающей 21 квадратный метр, от общей площади <данные изъяты> квадратных метров дома, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в мае-июне 2014 года в Алтайском крае;
- обязать ответчиков доначислить и выплатить ему социальную выплату в размере <данные изъяты> рубля;
- признать незаконным акт обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, в части установления площади жилого дома, требующей капитального ремонта в размере <данные изъяты> квадратных метров и обязать ответчиков произвести расчет социальной выплаты, исходя из общей площади жилого <адрес>,4 квадратных метров.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ производство по делу прекращено в части исковых требований, заявленных Кузнецовой И.И., действовавшей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Кузнецовой А. А., Кузнецовой А. А., в связи с отказом истца от иска.
Решением Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований Кузнецову А.И. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Кузнецов А.И. просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования, полагая, что социальная выплата, определенная в списке граждан <адрес> Алтайского края, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждающихся в капитальном ремонте не подлежит какому либо изменению, так как в самом списке не определено что он может изменяться по каким либо причинам.
Не согласен, с тем, что ему оплатили социальную выплату на капитальный ремонт, исходя из ? его доли в праве собственности, так как на момент чрезвычайной ситуации он был единоличным собственником, и ему полагается социальная выплата в полном объеме.
Истец полагает, что выводы суда, о том, что размер подлежащей компенсации необходимо определять на день объявления чрезвычайной ситуации и на день подачи документов не соответствует пунктам 4, 5 и 6 порядка предоставления гражданам социальных выплат утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от 17.06.2015 №234 (в редакции от 12.11.2015), п.5 Постановления Правительства РФ от 07.05.2015 № 447 «Об утверждении Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации».
Полагает, что ответчиками незаконно уменьшен размер социальной выплаты.
В суде апелляционной инстанции истец Кузнецов А.И. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.18 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По состоянию на ДД.ММ.ГГ в Алтайском крае, в том числе на территории <адрес>, сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог, в связи с чем постановлениями Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** на территории Алтайского края был введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2015 №447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение и реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления в 2015 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Постановлением Администрации Алтайского края №234 от 17.06.2015 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее – Порядок).
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой дом расположен по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., на праве единоличной собственности принадлежал до ДД.ММ.ГГ Кузнецову А.И., а с ДД.ММ.ГГ принадлежит истцу Кузнецову А.И., а также его супруге – Кузнецовой И. И. и их несовершеннолетним детям Кузнецовой А. А. и Кузнецовой А. А. (по 1/4 доле каждому), согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГ, заключенного во исполнение обязательства Кузнецова А.И., связанного с использованием материнского капитала на погашение долга по договору займа для строительства указанного выше дома, из которого следует, что Кузнецов А.И. подарил по ? доли Кузнецовой И.И. и несовершеннолетним детям Кузнецовой А.А. и Кузнецовой А.А.
Жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года.В соответствии с Актом обследования поврежденного индивидуального жилого дома в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края и заключением комиссии по результатам обследования признана необходимость проведения капитального ремонта указанного жилого дома, при этом как установлено в акте, общая площадь дома, требующая ремонта составляет <данные изъяты> кв.м. С указанным актом истец был ознакомлен и о наличии каких-то возражений не указал. Достоверных доказательств того, что общая площадь, требующая капитального ремонта, больше чем указано в акте, истцом не представлено.
В связи с тем, что на момент подачи заявления о включении в список граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт (ДД.ММ.ГГ) Кузнецовым А.И. были отчуждены ? доли указанного жилого помещения, то ему была выплачена социальная выплата на капитальный ремонт, исходя из установленной поврежденной площади дома, требующей капитального ремонта и доли в размере ? принадлежащей истцу на момент подачи заявления.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходя из совокупности всех условий, необходимых для предоставления истцу социальной выплаты на капитальный ремонт, а также получения истцом социальной выплаты на капитальный ремонт с учетом установленной общей поврежденной площади, требующей капитального ремонта и размера доли, принадлежащей истцу на момент подачи заявления, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, находя их основанными на правильном применении и толковании норм права.
Согласно пункту 4 указанных Правил предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда;
б) наличие списков граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в) наличие перечня многоквартирных домов, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Одним из мероприятий, на реализацию которых предоставляются трансферты, является предоставление мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения (подпункт «а» пункта 5 Правил).
Во исполнение указанных Правил Администрацией Алтайского края принято постановление №234 от 17.06.2015 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края».
Согласно пункту 4 Порядка (в редакции, действовавшей до 12.11.2015 г.) право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
-являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
-проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
-не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
-включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
В настоящее время постановлением Администрации Алтайского края от 12.11.2015 N 457 в постановление Администрации края от 17.06.2015 N 234 были внесены изменения, в частности был изложен в новой редакции пункт 4 Порядка, а именно указано, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
соответствующие критериям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N 447;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Таким образом, из толкования приведенных норм следует, что указанные граждане должны были являться собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на момент принятия решения о такой выплате.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствует совокупность всех условий, необходимых для предоставления истцу социальной выплаты в полном размере ввиду прекращения у него на момент принятия решения о такой выплате права единоличной собственности.
Довод жалобы о том, что на момент паводка истец Кузнецов А.И. был единоличным собственником, и ему полагается социальная выплата в полном объеме, а не в размере ? как решил суд, подлежит отклонению, поскольку на момент разрешения вопроса о включении в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края истец являлся собственниками ? доли жилого помещения пострадавшего в результате паводка.
Доводы жалобы о том, что социальная выплата, определенная в списке граждан <адрес> Алтайского края, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждающихся в капитальном ремонте не подлежит какому либо изменению, так как в самом списке не определено что он может изменяться по каким либо причинам, являются необоснованными и судебной коллегией не принимаются, поскольку сумма выплаченная истцу составляет ? часть от размера общей социальной выплаты, отображенной в списке граждан <адрес> Алтайского края, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждающихся в капитальном ремонте, которая не изменялась.
Доводы истца о несогласии с выводами суда, о том, что размер подлежащей компенсации необходимо определять на день объявления чрезвычайной ситуации и на день подачи документов не соответствует пунктам 4, 5 и 6 порядка предоставления гражданам социальных выплат утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от 17.06.2015 №234 (в редакции от 12.11.2015), п.5 Постановления Правительства РФ от 07.05.2015 № 447 «Об утверждении Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации» судебной коллегией признаются ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Мнение истца о том, что ответчиками незаконно уменьшен размер социальной выплаты судебной коллегией признается необоснованным, поскольку опровергается материалами дела.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность принятого по делу решения, апелляционная жалоба истца не содержит.
Поскольку доводы жалобы несостоятельны и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, материальный закон судом применен верно, процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием к отмене решения суда по ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено, то оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░ ░.░ ░░░░ ***
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
(░░░░░░░░░░░░ ░░░░░)
░░.░░.░░ <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.,
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░.░.,
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.,
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░ ░░░░
░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░-░░░░ 2014 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░-░░░░ 2014 ░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░-░░░░ 2014 ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: