Дело 2а- 145/2023
УИД 76RS0001-01-2023-000181-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2023 года г. Любим
Судья Любимского районного суда Ярославской области Рябков А.В.
при секретаре судебного заседания Тихомировой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Ярославской области к Вечерину В.В. о взыскании недоимки по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № по Ярославской области обратилась в суд с исковым заявлением к Вечерину В.В. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени в общей сумме 4657, 82 рублей.
В обоснование требований указано, что в соответствии с п.2 ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости или их инвентаризационной стоимости в соответствии со ст. ст. 402, 403, 404 НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений ст. 406 НК РФ.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации ежегодно до 1 марта представляют в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п.1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно сведениям, полученным Инспекцией в порядке ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) из регистрирующих органов, налогоплательщику принадлежал на праве собственности, объект налогообложения с кадастровым № площадью 102, 8 кв.м. по адресу: <адрес>. Исчислен налог: за 2016 – 135 рублей, за 2017 – 596 рублей, за 2018 – 665 рублей.
Кроме того, начислены пени: за 2017 – 9. 64 рублей, за 2018 – 9, 48 рублей.
Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (п.1 ст.390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НКРФ).
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п.1 ст.392 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Налогоплательщику принадлежали на праве собственности участки с кадастровым № площадью 726 кв.м. и с кадастровым № площадью 363 кв.м. по адресу: <адрес>. Исчислен налог: за 2016 – 657 рублей, за 2017 – 1272 рублей, за 2018 – 848 и 424 рублей. Поскольку налогоплательщиком обязанность по уплате налога не исполнил (исполнена несвоевременно), налоговым органом начислены пени: за 2016 – 12, 72 рублей, за 2017 – 20, 56 рублей, за 2018 – 18, 42 рублей.
Расчетом подтверждена сумма подлежащего взысканию налога и пени.
Согласно п. 10 ст.396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, представляют заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение
налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога
(суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому
предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента,
определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует
налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При
этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения
указанного права принимается за полный месяц.
На основании п.1 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исчисление налоговой базы производиться инспекцией по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у нее данных (п. 5 ст. 54 НК).
В соответствии с п. 3 ст. 363, п. 2 ст. 409 НК РФ в адрес налогоплательщика были выставлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 2232.00 руб., за 2016,2017,2018 год.
Поскольку в сроки, установленные Законом, налогоплательщик не уплатил налоги, инспекцией в соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ были выставлены требования об уплате налога: № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ (остаток по ТУ составляет 804.72руб.); № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ (остаток по ТУ составляет 1898.20 руб.); № от ДД.ММ.ГГГГ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ (остаток по ТУ составляет 1954.90 руб.).
В соответствии со ст. 11.2 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщиками - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если не предусмотрено иное. Для получения документов на бумажном носителе налогоплательщики, получившие доступ к личному кабинету, направляют в любой налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения
обязанности по их уплате; пени; проценты; штрафы.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № по Ярославской области обратилась с заявлением № о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в судебный участок № Любимского судебного района Ярославской области.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Любимского судебного района Ярославской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа.
Истцом заявлено о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи искового заявления, причины пропуска в административном исковом заявлении не приведены.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие участников.
Оценивая представленные доказательства, суд пришел к выводу, что не доверять представленным сторонами документам у суда нет оснований. Все документы надлежаще оформлены.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В судебном заседании было установлено, что ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № по Ярославской области обратилась с заявлением № о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в судебный участок № Любимского судебного района Ярославской области.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Любимского судебного района Ярославской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Отказ в выдаче судебного приказа был связан с пропуском срока для обращения с заявлением.
Как следует из искового заявления, сумма недоимки не превышает 10 000 рублей. При этом срок уплаты по самому раннему требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, срок подачи заявления на взыскание недоимки по налогу истек ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление о выдаче судебного приказа направлено в судебный участок ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление в суд направлено ДД.ММ.ГГГГ, в обоих случаях со значительным пропуском указанного срока.
Как указано выше административным истцом причины пропуска срока на обращение в суд и данные об их уважительности в административном исковом заявлении не приведены. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Частью 5 ст. 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований с учетом их последующего уточнения должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23, 48, 52, 363, 388 НК РФ, ст. 293, 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.