Дело №а-631/2024 23 мая 2024 года
29RS0№-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Исакогорский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Александрова А.А.
при секретаре Ермолиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по административному исковому заявлению Ермолина В. В. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, ФКУ Областная больница УФСИН России по <адрес>, ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, начальнику ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России о признании незаконным бездействия (действий), присуждении компенсации за нарушение условий содержания, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к ответчикам о признании незаконным бездействия (действий), присуждении компенсации за нарушение условий содержания в сумме 170000 руб., понуждении оборудовать баню в соответствии с требованиями, проводить дезинфекцию мочалок, обеспечить присутствие фельдшера, раздельную помывку осужденных, привлечь должностных лиц ФКУ Областная больница УФСИН России по <адрес> к дисциплинарной ответственности.
В обоснование требований истцом указано, что истец в 2017-2024 г.г. находился на лечении в ФКУ Областная больница УФСИН России по <адрес>. В указанные периоды, по мнению истца, ему не были обеспечены надлежащие условия содержания: в бане отсутствовал дежурный фельдшер, покрытие полов выполнено не из рифленой керамической плитки, полы в бане выполнены без уклона, в раздевалке бани отсутствует напольная система отопления, в бане отсутствует бак с питьевой водой и кружкой, а также не проводится дезинфекция мочалок, что привело к заражению истца кожным заболеванием.
Административный истец в судебном заседании иск поддержал.
Представитель административных ответчиков ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской, ФСИН России в судебном заседании административные исковые требования не признал, указав на обеспечение истцу надлежащих условий содержания. Пояснил, что помывка осужденных производится по отделениям.
ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, начальнику ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, извещавшиеся надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по вызову суда явку не обеспечили.
Заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав письменные материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как указано в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
На основании части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Из материалов дела следует, что истец в оспариваемый период времени находился на лечении и обследовании в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в терапевтическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в хирургическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в хирургическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в хирургическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в терапевтическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в хирургическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в хирургическом отделении;
с 14.12,2019 по ДД.ММ.ГГГГ в терапевтическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в терапевтическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в терапевтическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в хирургическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в терапевтическом отделении;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в психоневрологическом отделении.
Как следует из информации, предоставленной ФКУ Областная больница УФСИН России по <адрес>, оборудование объектов учреждения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода осуществляется исходя из лимита их наполнения, определяемого с учетом нормативов жилой площади, применяемых к конкретным видам зданий (лечебных корпусов, общежитий, изоляторов и пр.).
Палаты лечебных отделений учреждения обеспечиваются казарменной мебелью и инвентарем, а именно оборудованы металлическими кроватями по количеству положенной жилой площади, прикроватными тумбочками по количеству установленных кроватей, табуретами, ведром для мусора.
Для спецконтингента, содержащегося в ФКУ ОБ УФСИН, организована помывка не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья согласно приказу Минюста России от 16.12.2016№ «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Порядок помывки в учреждении определяется соответствующим графиком, утвержденным начальником учреждения и размещенным при входе в баню. Для помывки осужденных имеется баня-санпропускник на 15 помывочных мест, состоящая из следующих помещений: мыльной, оснащенной водоразборным краном, 4 душевыми лейками, 2 скамьями и 30 тазами, имеющим маркировку; раздевальной (одевальной), укомплектованной скамьями и настенными вешалки для одежды каждого посетителя.
Для отделки помещений бани используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. Мебель, устанавливаемая в помещении бани, имеет гладкие поверхности, доступные для влажной уборки и устойчивые к обработке дезинфицирующими средствами. Рифленая керамическая плитка не предусмотрена действующим законодательством РФ.
Помещение для раздевания и одевания обеспечено сидениями и вешалками Для одежды. Также в раздевалке находится бак с питьевой водой, аптечка, средства индивидуальной защиты, средства пожаротушения.
Помывочная оборудована 2 скамьями, изготовленные из материалов устойчивых к воздействию влаги и дезинфицирующих средств, водоразборными и душевыми со смесителями из расчета один кран на 6 человек и один душ на 12 человек. В ФКУ ОБ помывочная оснащена 2 водоразборными кранами и 4 душевыми лейками.
Все помещения бани застилаются резиновыми ковриками.
Тазы, предназначенные для мытья тела и ног, выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами. Количество тазов принимается из расчета не менее 2 тазов на одно помывочное место.
Порядок помывки в учреждении определяется соответствующим графиком, утвержденным начальником учреждения и размещенным при входе в баню.
Помывка больных, находящихся на излечении в Больнице и смена им постельного белья производится в соответствии с медицинскими показаниями, но не реже одного раза в неделю. Замена и стирка нательного белья и костюмов х/б (больничных) осуществляется в день проведения бани.
Оборудование уголка медицинского работника, его присутствие перед помывкой спецконтингента действующим законодательством не предусмотрены.
Доводы истца о его заражении каким-либо заболеванием кожи материалами дела не подтверждаются.
За период нахождения на лечении в лечебных отделениях в указанные выше периоды истец с письменными и устными заявлениями к администрации учреждения по вопросам ненадлежащих условий содержания не обращался.
Как следует из ответа Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, полученного по запросу суда, в спорные периоды по вопросам, указанным в иске, представления в адрес ФКУ ОБ не выносились.
Также суд не усматривает оснований для понуждения ФКУ Областная больница УФСИН России по <адрес> оборудовать баню в соответствии с требованиями, проводить дезинфекцию мочалок, обеспечить присутствие фельдшера, раздельную помывку осужденных, привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности, поскольку нарушений требований к условиям содержания в ходе рассмотрения дела не установлено.
Кроме того, согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование административного истца об оспаривании решения (постановления) должностного лица в том случае, если установит, что оспариваемое решение (постановление) не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не усматривается.
Как следует из материалов дела, истец в настоящее время в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России не содержится. Следовательно, не имеется оснований полагать, что нарушаются какие-либо права истца действиями (бездействием) ФКУ Областная больница УФСИН России по <адрес> (ст.218 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 219, 227, 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░ ░░░-29 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-29 ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░