ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-7343/19 председательствующий судья суда 1-й инстанции Корпачева Л.В.
судья-докладчик Кирюхина М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Кирюхиной М.А.,
судей: Адаменко Е.Г.,
Пономаренко А.В.,
при секретаре Вааповой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Ялты, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кореизская средняя школа» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Администрации г. Ялта Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о возложении обязательства совершить определенные действия, третье лицо Управление образования Администрации г. Ялта Республики Крым,
по апелляционной жалобе Администрации г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 29 марта 2019 года,
У С Т А Н О В И Л А:
В декабре 2018 года заместитель прокурора г. Ялты, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кореизская средняя школа» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - МБОУ «Кореизская средняя школа»), Администрации г. Ялта Республики Крым (далее - Администрация г. Ялта) о исполнении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, путем возложения обязательства на МБОУ «Кореизская средняя школа» в здании по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, ул. Парковый спуск, д. 24, установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, а также возложения на Администрацию г. Ялта обязательства выделить необходимые денежные средства МБОУ «Кореизская средняя школа» для своевременного исполнения указанных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Кореизская средняя школа» установлено, что в здании школы не предусмотрено помещение для охраны, отсутствует система видеонаблюдения и охранная сигнализация, что предусмотрено Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утверждённого Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года. На представление прокурора об устранении данных нарушений руководитель образовательного учреждения сообщил об отсутствии необходимого финансирования.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 29 марта 2019 года исковые требования заместителя прокурора удовлетворены частично.
Администрация г. Ялта Республики Крым обязана выделить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кореизская средняя школа» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым необходимые денежные средства для своевременного выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кореизская средняя школа» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым обязано в здании по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, ул. Парковый спуск, д. 24 установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация г. Ялта Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального и материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом указывает, что судом ошибочно расценены правовые нормы по разграничению полномочий по финансированию указанных мероприятий между администрацией г. Ялта и Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, поскольку в компетенцию Министерства также входят полномочия по финансированию указанных мероприятий.
Заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом положения действующего законодательства обязанность по осуществлению финансирования указанных мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего функционирования образовательных учреждений возложена на Администрацию г. Ялта.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании» (далее - Федеральный закон № 273- ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-Ф3 к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № Э84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Как правильно установлено судом первой инстанции, в мае 2017 года прокуратурой г. Ялты проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Кореизская средняя школа», в ходе которой установлено, что в нарушение данных требований законодательства в здании образовательного учреждения по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Кореиз, ул. Парковый спуск, д. 24 помещение для вышеуказанных целей предусмотрено не было, системы видеонаблюдения, охранной сигнализации отсутствовали.29 мая 2017 года заместителем прокурора г. Ялта руководителю МБОУ «Кореизская средняя школа» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Согласно ответу МБОУ «Кореизская средняя школа» от 30 июня 2017 года на первом этаже школы выделено служебное помещение для охраны, в котором установлена система управления и контроля пожарной, охранной сигнализации, а также система связи канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел. Охрана снабжена системой беспроводной связи из любой точки охраняемого объекта. В бюджет школы не заложены средства на установку системы видеонаблюдения, в связи с чем было направлено письмо в Управление образования Администрации г. Ялта о выделении средств. Однако на момент рассмотрения дела обязанности, связанные с обеспечением безопасности участников образовательного процесса и надлежащего содержания здания образовательной организации, финансированию необходимых для этого мероприятий, Администрацией г. Ялта не выполнены.
Учитывая изложенное, обеспечение безопасности детей в МБОУ «Кореизская средняя школа» не соответствует требованиям Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3«0 противодействии терроризму».
Указанные обстоятельства влекут нарушение прав несовершеннолетних детей на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ «Кореизская средняя школа» не может служить основанием для нарушения прав несовершеннолетних на обучение в условиях, обеспечивающими их жизнь и здоровье.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЭ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. п. 1, 3, 7.1, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета - городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
МБОУ «Кореизская средняя школа» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, действующим на основании утвержденного постановлением Администрации г. Ялта от 18 ноября 2016 года № 4961-п устава, согласно п. 1.8 которого его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование городской округ Ялта. Функции и полномочия учредителя образовательной организации от имени муниципального образования городской округ Ялта осуществляет Администрация г. Ялта в лице Управления образования Администрации г. Ялта. Функции и полномочия собственника имущества образовательной организации от имени муниципального образования городской округ Ялта осуществляет Администрация г. Ялта в лице уполномоченного органа по управлению муниципальным имуществом - Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта.
В соответствии с п. 4.12 устава МБОУ «Кореизская средняя школа» источниками финансового обеспечения образовательной организации являются: субсидии из бюджета муниципального образования, на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания; целевое бюджетное финансирование по муниципальным целевым программам; средства, полученные от гражданско-правовых сделок, дополнительные платные услуги; добровольные пожертвования; доходы от приносящей доход деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 48 Устава муниципального образования городской округ Ялта (далее - Устав), принятого решением 51 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 года № 1, Администрация г. Ялта осуществляет полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Устава Администрация г. Ялта в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Ялта осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами; осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, в соответствии с положениями настоящего Устава.
Источниками формирования имущества и денежных средств общеобразовательных учреждений являются бюджетные ассигнования, регулярные и единовременные поступления от учредителя, т.е. Администрация г. Ялта.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для возложения на Администрацию г. Ялта функции финансирования исполнения указанных требований по обеспечению школы оборудованием комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, как на главного распорядителя и получателя средств бюджета.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансирования на оборудование школы не являются основанием для отмены решения, поскольку не опровергают выводов суда о необходимости принятия мер по обеспечению надлежащей антитеррористической защищенности школы.
Доводы апелляционной жалобы относительного того, что в соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Крым утвержденной Постановлением Совета министров Республики Крым от 16 мая 2016 года № 204 и Порядком предоставления и расходования субсидии из бюджета Республики Крым, софинансирование расходов направленных исполнение указанной программы возложено также на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку апеллянтом не представлено надлежащих доказательств подтверждающих обращения Администрацией г. Ялты к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым в соответствии с вышеуказанным Порядком с заявкой о необходимости предоставления субсидии для МБОУ «Кореизская средняя школа».
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат иных обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░ ░.░.