РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2022 года г.Новомосковск Тульской области
Новомосковский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Соловьевой Л.И.,
при секретаре Власовой М.С.,
с участием представителя административного истца по доверенности Морозова В.В.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования Кимовский район по доверенности Медведева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-451/2022 по административному иску Ставцева Виталия Андреевича к администрации муниципального образования город Новомосковск об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,
установил:
Ставцев В.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Новомосковск об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, целевой использование ведение личного подсобного хозяйства, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом с кадастровым номером №. 07 сентября 2021 года истец обратился в администрацию муниципального образования Кимовский район с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в порядке перераспределения земельного участка с кадастровым номером №. Письмом от 13 сентября 2021 года № ему было отказано в предоставлении данной муниципальной услуги по следующим причинам: заявитель не имеет право на приобретение данного участка, так как образуемый земельный участок не должен приводить к вклиниванию и чересполосице. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права. Просил признать незаконным отказ администрации муниципального образования г.Кимовск и обязать на администрацию муниципального образования г.Кимовск утвердить схему расположения земельного участка.
В судебное заседание истец Ставцев В.А., надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела не явился, доверил представлять свои интересы по доверенности Морозову В.В.
Представитель истца по доверенности Морозов В.В. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал, просил их удовлетворить, сослался на то, что причиной отказа явилось несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям, предъявляемым к ней законодательством. Между тем, основания, по которым администрация муниципального образования город Кимовск пришла к такому выводу, в отказе не содержаться.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Кимовск по доверенности Медведев О.В. просил в удовлетворении исковых требований Ставцева В.А. отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которым образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкраплеванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Предложенный Ставцевым В.А. вариант перераспределения такой цели не преследует, изломанность границ не выправляется. Кроме того, возможно образование нового земельного участка, прилегающего к границе водного объекта путем проведения торгов на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственность, или государственная собственность на который не разграничена, на торгах». Также указал, что предоставленный истцом проект перераспределения предусматривает непосредственное примыкание вновь образуемого земельного участка к водному объекту, то есть включает в себя часть земли, относящейся к землям общего пользования.
Изучив мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является способом образования нового земельного участка. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Таким образом, из анализа приведенных положений в их взаимосвязи следует, что для перераспределения земель необходимо соблюдение административной процедуры обращения в уполномоченный орган и представление необходимых документов.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо наличие одновременно трех условий: 1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; 3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
В подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 настоящей статьи (подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
На основании пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
По делу установлено, что Ставцев В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> 3998 кв.м, целевое использование для ведения личного подсобного хозяйства, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом с кадастровым номером №.
07 сентября 2021 года Ставцев В.А. обратился в администрацию муниципального образования Кимовский район с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером №.
13 сентября 2021 года за № Ставцеву В.А. направлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», согласно которому были выявлены следующие основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги: в соответствии с п.6 ст.11.9 образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам; формирование земельного участка площадью 569 кв.м, включаемого в состав землепользования, может быть осуществлено как формирование отдельного участка, распоряжение которым должно осуществляться в установленном законом порядке.
В соответствии с действующим земельным законодательством (ч. 6 ст. 22 и п. 26 ч. 1 ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ при образовании, изменении или уточнении границ земельного участка должен быть обеспечен доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Согласно пп. 4 п. 7.5 «Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства» в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
К землям общего пользования относятся земли и участки, которые заняты площадями, улицами, проездами, автодорогами и т.д. и находятся в свободном пользовании граждан.
Таким образом, согласно требованиям действующего законодательства, для возможности образования и дальнейшего полноценного использования исследуемого земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, земельный участок должен быть обеспечен доступом в виде проезда.
Кроме того, необходимо предусматривать круглосуточный беспрепятственный доступ для пожарной, медицинской и иной габаритной спецтехники необходимой для обслуживания, проведения строительных и иных работ, предусмотренных разрешенным использованием.
Административным ответчиком в судебное заседание не представлено доказательств того, что испрашиваемый административным истцом земельный участок может быть сформирован как самостоятельный земельный участок, поскольку из представленной схемы данного земельного участка он имеет явные изломы и пересекается с земельным участком Ставцева В.А., а также не указано для какого разрешенного использования может быть сформирован данный участок.
Не представлено доказательств этого административным ответчиком и в судебное заседание.
Также на представлено административным ответчиком и доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне водного объекта.
Кроме того, в отказе не указана норма права (п.6 ст.11.9) какого Кодекса, закона, нормативного акта и т.п., применена при рассмотрении заявления Ставцева В.А.
На основании изложенного отказ администрации муниципального образования город Кимовск от 13 сентября 2021 года нельзя признать законным.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений органа местного самоуправления судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца и признании оспариваемого отказа не соответствующим требованиям Земельного кодекса РФ и нарушающим права и законные интересы Ставцева В.А.
Вместе с тем признание незаконным отказа в предоставлении государственной услуги в качестве способа защиты нарушенного права соответствующим решением, не может являться обязание администрации утвердить схему расположения земельного участка, площадью 569,0 кв.м, как указано в Уведомлении, поскольку данным Уведомлением не рассмотрен вопрос о предоставлении земельного участка площадью 20 кв.м.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает необходимым возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца.
В качестве способа восстановления нарушенного права (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать административного ответчика рассмотреть заявление Ставцева В.А. о предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Таким образом, исковые требования Ставцева В.А. подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 –180, 228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ №.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░