Дело №2а-408/2023 (2а-3396/2022)
УИД 54RS0002-01-2022-004696-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2023 г. г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирск
в составе:
Председательствующего судьи Л.В. Кузьменко
при секретаре Д.Ю.Куруховой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора *** к Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии *** о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился прокурор *** с административным иском к ответчику, в котором указал, что прокуратурой *** по поручению прокуратуры *** проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Проверка проведена совместно с государственным инспектором ОГИБДД УМВД России по ***. По результатам проверки, проведенной ****, установлено, что в нарушение требований действующего законодательства на улично-дорожной сети *** выявлены следующие недостатки:
1. на пешеходных переходах, расположенных на пересечении улиц Ленина и Урицкого дорожные знаки 5.19.1 (2) установлены без применения щитов со световращающей флуоресцентной пленкой желто зеленого цвета.
2. в районе *** вблизи образовательного учреждения (д.с. 256) отсутствуют дорожные знаки 1.23, 1.23 совместно с 8.2.1 (в обоих направлениях), на пешеходном переходе через *** в районе *** дорожные знаки 5.19.1 (2) установлены без вменения щитов со световращающей флуоресцентной плёнкой желто иного цвета.
3. в районе *** ул. 1905 года вблизи образовательного учреждения (СОШ **) утрачена стойка с дорожными знаками 5.19.1 (2) на пешеходном через *** сквера.
4. на *** в районе домов №**,73,83,83/2 ул. 1905 года проезжая часть имеет многочисленные повреждения в виде выбоин, размеры отдельного повреждения: длина 0,6 м., ширина 0,5 м., глубина-5 см., площадь 0,3 м2.
5. при выезде с проезда без названия межу домами №** и 36 *** утрачена стойка с дорожным знаком 5.7.1.
Решением городского Совета *** от **** ** утверждено Положение о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии ***. Согласно п. 2.1 указанного Положения одной из основных задач ДТ и ДБК является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах *** и обеспечение безопасности дорожного движения на них, обеспечение осуществления иных полномочий мэрии *** в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом безопасность дорожного движения согласно ст. 2 ФЗ № 196-ФЗ это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Несоблюдение вышеуказанных требований непосредственно влияет на безопасность дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, может служить причиной аварийности на указанном участке автомобильной дороги и привести к гибели людей, в том числе несовершеннолетних, причинению вреда их здоровью, что является недопустимым.
Прокурор просил признать незаконным бездействие Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии ***, выразившееся в неисполнении обязанности, а именно:
- на пешеходных переходах, расположенных на пересечении улиц Ленина и Урицкого дорожные знаки 5.19.1 (2) установлены без применения щитов со световращающей флуоресцентной пленкой желто зеленого цвета.
- в районе *** вблизи образовательного учреждения (д.с. 256) отсутствуют дорожные знаки 1.23, 1.23 совместно с 8.2.1 (в обоих направлениях), на пешеходном переходе через *** в районе *** дорожные знаки 5.19.1 (2) установлены без вменения щитов со световращающей флуоресцентной плёнкой желто иного цвета.
- в районе *** ул. 1905 года вблизи образовательного учреждения (СОШ **) утрачена стойка с дорожными знаками 5.19.1 (2) на пешеходном через *** сквера.
- на *** в районе домов №**,73,83,83/2 ул. 1905 года проезжая часть имеет многочисленные повреждения в виде выбоин, размеры отдельного повреждения: длина 0,6 м., ширина 0,5 м., глубина-5 см., площадь 0,3 м2.
- при выезде с проезда без названия межу домами №** и 36 *** утрачена стойка с дорожным знаком 5.7.1.
2. Возложить обязанность на Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии *** по организации работ на следующих проезжих частях на территории Железнодорожного ра йона ***:
- установить на пешеходных переходах, расположенных на пересечении улиц Ленина и Урицкого дорожные знаки 5.19.1 (2) с применением щитов со световращающей флуоресцентной пленкой желто зеленого цвета.
- установить в районе *** вблизи образовательного учреждения (д.с. 256) дорожные знаки 1.23, 1.23 совместно с 8.2.1 (в обоих направлениях), на пешеходном переходе через *** в районе *** дорожные знаки 5.19.1 (2) установить с применением щитов со световращающей флуоресцентной плёнкой желто-зеленого цвета.
- установить в районе *** ул. 1905 года вблизи образовательного упреждения (СОШ **) стойку с дорожными знаками 5.19.1 (2) на пешеходном переходе через *** сквера.
- устранить на проезжей части на *** в районе домов №**,73,83,83/2 ул. 1905 года многочисленные повреждения в виде выбоин, размеры отдельного повреждения: длина 0,6 м., ширина 0,5 м., глубина 5 см., площадь 0,3 м2.
- установить при выезде с проезда без названия межу домами №** и 36 *** стойку с дорожным знаком 5.7.1.
3. Установить ответчику срок для устранения вышеуказанных нарушений не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор пояснил, что часть выявленных нарушений административным ответчиком устранены, в связи с чем, прокурор поддержал часть исковых требований, просил:
Признать незаконным бездействие Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии ***, выразившееся в неисполнении обязанности, а именно:
- в районе *** вблизи образовательного учреждения (д.с. 256) отсутствуют дорожные знаки 1.23, 1.23 совместно с 8.2.1 (в обоих направлениях), на пешеходном переходе через *** в районе *** дорожные знаки 5.19.1 (2) установлены без применения щитов со световращающей флуоресцентной плёнкой желто иного цвета;
- на *** в районе домов №**,73,83,83/2 ул. 1905 года проезжая часть имеет многочисленные повреждения в виде выбоин, размеры отдельного повреждения: длина 0,6 м., ширина 0,5 м., глубина-5 см., площадь 0,3 м2; Возложить обязанность на Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии *** по устранению выявленных нарушений в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Представлен отзыв, из которого следует, что ответчик с требованиями прокурора не согласен, полагает, что Департамент является ненадлежащим ответчиком.
Представитель заинтересованного лица- Администрации ЦО *** поддержала доводы письменных пояснений.
Представители заинтересованных лиц- МБУ ГЦОДД, МКУ ДЭУ-1, МКУ Центральное в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от **** № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от **** № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. (ч.9 ст.6)
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу п. 6 ст. 13 Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от **** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от **** N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. ст. 3 и 17 Федерального закона от **** N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Решением городского Совета *** от **** ** утверждено Положение о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии ***.
Согласно Положению Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии *** является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии ***.
Департамент от имени мэрии осуществляет полномочия мэрии в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории ***.
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами ***, Уставом ***, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами ***.
Согласно п.2.1 Положения одной из основных задач департамента является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах *** и обеспечение безопасности дорожного движения на них, обеспечение осуществления иных полномочий мэрии *** в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 17 ФЗ № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Установлено, что прокуратурой *** совместно с гос.инспектором ОГИБДД УМВД России по *** проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории ***.
Из сообщения и справки (л.д.8-17), составленной в ходе проверки следует, что при выездной проверке соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения выявлены следующие нарушения:
1. на пешеходных переходах, расположенных на пересечении улиц Ленина и Урицкого дорожные знаки 5.19.1 (2) установлены без применения щитов со световращающей флуоресцентной пленкой желто зеленого цвета.
2. в районе *** вблизи образовательного учреждения (д.с. 256) отсутствуют дорожные знаки 1.23, 1.23 совместно с 8.2.1 (в обоих направлениях), на пешеходном переходе через *** в районе *** дорожные знаки 5.19.1 (2) установлены без вменения щитов со световращающей флуоресцентной плёнкой желто иного цвета.
3. в районе *** ул. 1905 года вблизи образовательного учреждения (СОШ **) утрачена стойка с дорожными знаками 5.19.1 (2) на пешеходном через *** сквера.
4. на *** в районе домов №**,73,83,83/2 ул. 1905 года проезжая часть имеет многочисленные повреждения в виде выбоин, размеры отдельного повреждения: длина 0,6 м., ширина 0,5 м., глубина-5 см., площадь 0,3 м2.
5. при выезде с проезда без названия межу домами №** и 36 *** утрачена стойка с дорожным знаком 5.7.1.
Требования государственных стандартов, на которые ссылается прокурор в иске, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения.
Так, в силу п.**** ГОСТ 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.1, 1.2, 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2.
Согласно п.п.5.2.2.5, 5.9.5 Знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. (под детскими учреждениями понимают объекты социальной инфраструктуры для детей - здания, строения, сооружения, необходимые для жизнеобеспечения детей, а также организации, деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей); Табличку 8.2.1 "Зона действия" применяют со знаками 1.12.1 - 1.19, 1.23, 1.25 - 1.33 для указания протяженности опасного участка, при наличии повторного знака табличку устанавливают под ним;
В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Исходя из того, что требования вышеуказанных государственных стандартов нарушены, это свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, вследствие чего создается реальная угроза для жизни и здоровья, причинения ущерба пользующихся ею граждан, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.
Таким образом, установлен факт бездействия Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Мэрии ***, являющегося надлежащим ответчиком, так как именно на него возложена обязанность обеспечения соответствия состояния автомобильных дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам, в том числе поддержания надлежащего состояния дорожного покрытия.
Данное бездействие подлежит признанию незаконным.
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, установленных судом, характера нарушенных прав неопределенного круга лиц, важности защищаемых отношений, объема необходимых к выполнению работ и срока для их выполнения, суд полагает разумным и достаточным сроком для устранения ответчиком выявленных нарушений не позднее шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Доводы административного ответчика, изложенные в отзыве о предоставлении срока- один год в связи с необходимостью выделения дополнительных средств из бюджета города не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░ ░░░░░░ *** ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░.░. 256) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 1.23, 1.23 ░░░░░░░░░ ░ 8.2.1 (░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ *** ░ ░░░░░░ *** ░░░░░░░░ ░░░░░ 5.19.1 (2) ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
- ░░ *** ░ ░░░░░░ ░░░░░ №**,73,83,83/2 ░░. 1905 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░ 0,6 ░., ░░░░░░ 0,5 ░., ░░░░░░░-5 ░░., ░░░░░░░ 0,3 ░2.
2. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ *** ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ***:
- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ *** ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░.░. 256) ░░░░░░░░ ░░░░░ 1.23, 1.23 ░░░░░░░░░ ░ 8.2.1 (░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ *** ░ ░░░░░░ *** ░░░░░░░░ ░░░░░ 5.19.1 (2) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░.
- ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ *** ░ ░░░░░░ ░░░░░ №**,73,83,83/2 ░░. 1905 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░ 0,6 ░., ░░░░░░ 0,5 ░., ░░░░░░░ 5 ░░., ░░░░░░░ 0,3 ░2.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ***.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17.03.2023