Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1245/2021 ~ М-373/2021 от 27.01.2021

                                                                                                         Дело № 2а- 1245/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года           город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи             Огнивенко О.Б.,

при секретаре               Фонаковой Ю.Е.,

с участием представителя административного истца        Логинова Е.С.,

представителя административного ответчика          Бобровой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Альтерра» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю о признании незаконным предписания,

                                             У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ООО «Альтерра» обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее Роспотребнадзор), в котором просит:

- признать незаконным предписание № 07/940 от 24.08.2020 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю

- приостановить исполнение предписания № 07/940 от 24.08.2020 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю до принятия решения по делу.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «Альтерра» 02.10.2020 по почте получено предписание № 07/940 от 24.08.2020 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайской краю (Роспотребнадзор), которым предписано провести следующие организационные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: 1. Обеспечить иммунизацию сотрудников против гриппа. Срок до 15.10.2020 года. 2. Обеспечить контроль температуры тела работников перед допуском их на рабочие места и течение рабочего дня с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания. Срок постоянно. 3. Принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приема пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях. Срок постоянно. 4. Принять меры по недопущению к работе лиц, больных острыми респираторными вирусными инфекциями, а также обеспечить сотрудников, работающих с населением средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками, респираторами, перчатками). Срок - в период с 01.01.2021 года.

Административный истец считает, что предписание незаконно и нарушает его права и законные интересы по следующим основаниям:

1.Обжалуемое предписание вынесено Роспотребнадзором в нарушение положения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 50 которого предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий даются в случае выявления в порядке государственного надзора нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционного заболевания и массовых инфекционных заболеваний, т.е. выдаче предписания должны предшествовать контрольно-надзорные мероприятия, проведенные в отношении конкретного лица, с учетом требований ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

То же следует и из Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товара, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764.

Между тем, контрольно-надзорных мероприятий в отношении административного истца Роспотребнадзором не проводилось.

В то же время, п. 6 ст. 51 этого же закона главным государственным санитарным врачам предоставлено право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Следовательно, обжалуемое предписание вынесено с нарушением закона и с превышением полномочий должностного лица, его подписавшего.

2.Обжалуемое предписание вынесено на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции ( COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов».

Однако, согласно п. 5 данного постановления все перечисленные в обжалуемом предписании мероприятия для коммерческих организаций носят рекомендательный характер, следовательно, вынесение предписания с перечнем данных мероприятий, исполнение которого обеспечивается угрозой применения штрафов, предусмотренных ст. 6.3 и 19.5 КоАП РФ территориальным органом Роспотребнадзора незаконно.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Центрального округа от 24.04.2008 по делу № А14-12130-2007/71/26.

3.В качестве основания вынесения предписания также указаны ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и приложение № 1 Приказа Минздрава РФ от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Между тем, согласно Приложения № 1 указанного приказа Минздрава вакцинации против гриппа подлежат взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы); беременные женщины; взрослые старше 60 лет, т.е. ограниченный круг лиц.

В то же время, обжалуемым предписанием административному истцу предписано провести иммунизацию всех сотрудников без каких-либо ограничений. При этом, ООО «Альтерра» не является медицинской и образовательной организацией, транспорта или коммунальной сферы. Наличие в штате сотрудников старше 60 лет и беременных женщин Роспотребнадзором также не выяснялось.

При этом, СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», также не содержит обязанности обеспечивать проведение иммунизации против гриппа для всех без исключения работодателей.

Таким образом, пункт 1 предписания не соответствует закону.

Кроме того, согласно ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане имеют право на отказ от профилактических прививок сотрудников и предписывает обеспечить иммунизацию всех без исключения, что также нарушает права административного истца и его сотрудников.

4.Обжалуемое предписание имеет целью усиление мероприятий по предупреждению угрозы возникновения и распространения гриппом и ОРВИ в сезон 2020-2021 годов, однако предписанные мероприятия по пунктам № 2 и № 3 об обеспечении контроля температуры тела работников перед допуском их на рабочие места и принятии мер по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период времени не имеют срока и предписаны к исполнению постоянно, то есть бессрочно, без привязки к эпидемическому сезону.

Наложение таких обязанностей нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку требуют значительных затрат по их материальному (например, на закупку термометров) и организационному (например, выделение штата сотрудников, занятых только измерением температуры) обеспечению, не ограниченных во времени и создает постоянные риски привлечения истца к административной ответственности за неисполнение предписания.

Таким образом, административный истец считает, что предписание № 07/940 от 24.08.2020 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю является незаконным, не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Логинов Е.С. доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Боброва А.Ю. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме, в связи с отсутствием оснований для его удовлетворения. Представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что Управление считает, что предписание было выдано на законных основаниях.

Полагает, что является несостоятельным довод административного истца о том, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предписания о проведении дополнительных санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий, издаются в случае выявления в порядке государственного надзора нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, то есть выдаче предписания должны предшествовать контрольно-надзорные мероприятия, проведенные в отношении конкретного лица с учетом требований ФЗ от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Контрольно-надзорных мероприятий в отношении административного истца не проводилось.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, согласно п. 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 имеют право давать юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, к которым также относятся профилактические прививки.

В соответствии с п. 8.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 № 63 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Альтерра» относится к организациям торговли, соответственно руководителем должны приниматься меры по профилактике гриппа и ОРВИ в соответствии с указанным постановлением.

Законодатель четко прописывает основания для выдачи предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний. В данном случае не применяется ФЗ от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как выдается предписание не об устранении выявленных нарушений в ходе проверки юридического лица, а предписание о проведении профилактических мероприятий.

Профилактику гриппа регулируют Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» (приведены в Приложении к Постановлению Главного государственного врача РФ от 18.11.2013 года № 63). Среди методов профилактики гриппа названа и вакцинация (разд. VII, XI и XII СП 3.1.2.3117-13).

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65).

Указанные акты не возлагают на руководителей организаций обязанностей по непосредственному проведению прививок против гриппа сотрудникам. Изложенные нормы не устанавливают какой-либо обязанности, а по сути, констатируют цель проведения профилактических прививок гражданам, а также в части порядка и условий их проведения ссылаются на действующее законодательство.

В силу п. 1 ст. 5 Закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 граждане имеют право отказаться от профилактических прививок.

Довод административного истца о том, что обжалуемое предписание вынесено на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-201 годов», и согласно п. 5 данного постановления все перечисленные в обжалуемом предписании мероприятия носят рекомендательный характер, следовательно, вынесение предписания с перечнем данных мероприятий, исполнение которого обеспечивается угрозой применения штрафов, предусмотренных ст. 6.3 и 19.5 КоАП РФ территориальным органом Роспотребнадзора незаконно, по мнению административного ответчика опровергается следующим.

Согласно пп «г» п. 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-201 годов» Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рассмотреть вопросы о ходе подготовки к эпидемическому сезону, в том числе: об организации с 24.08.2020 системной работы по информированию населения о мерах профилактики гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), о важности иммунопрофилактики гриппа.

В соответствии с п. 5.3, 5.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20 руководителя организаций рекомендовано не допускать переохлаждения работников, которые работают на открытом воздухе зимой, обеспечить им помещения с оптимальной температурой для обогрева и приемами пищи. В период эпидемического сезона по гриппу и ОРВИ рекомендовано не допускать к работе болеющих ОРВИ работников и обеспечить масками, респираторами и перчатками работников, которые в этот период работают с населением.

Проведение иммунизации работников против гриппа, если иное не предусмотрено законом, носит рекомендательный характер (п. 5.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20).

В тексте предписания № 07/940 от 24.08.2020 указываются рекомендации, а именно: обеспечить иммунизацию, обеспечить контроль температуры, принять меры. Предписание носит рекомендательный характер и указывает, какие меры может принять работодатель во избежание заражения гриппом и ОРВИ в сезон 2020-2021 года, о чем четко указано в абз. 1 указанного предписания.

Невыполнение предписания влечет за собой административную ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В постановлении ФАС Центрального округа от 24.04.2008 по делу № А14-12130-2007/71/26 суды первой и апелляционной инстанции сослались на п. 2 Постановления главного государственного санитарного врача по Воронежской области от 17.07.2007 года № 13 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций среди населения Воронежской области в сезон 2007-2008 годов», которым на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность в срок до 25.11.2007 года обеспечить иммунизацию против гриппа не менее 75%. Вместе с тем судом не учтено, что указание руководителям организаций, независимо от организационно-правовой формы своевременно выделить ассигнования на закупку противогриппозных вакцин для иммунизации сотрудников в постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 31.08.2007 № 66 «Об усилении мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезоне 2007-2008 годов», во исполнение которого было принято вышеназванное постановление, носит рекомендательный характер.

Предписание № 07/940 от 24.08.2020 основано на постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20, в п. 1 предписания указано «обеспечить иммунизацию сотрудников против гриппа». В тексте предписания не указано, какое количество работников должно сделать прививки.

Проведение иммунизации работников против гриппа, если иное не предусмотрено законом, носит рекомендательный характер (п. 5.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20).

Руководители прочих организаций организуют проведение профилактических прививок против гриппа работникам в соответствии с действующими нормативными правовыми документами (п. 8.4 СП 3.1.2.3117-13).

Таким образом, руководители организаций осуществляют лишь организационные действия по проведению профилактических прививок против гриппа сотрудникам. Задача организации в данном случае сводится к тому, чтобы узнать, есть ли желающие, чтобы сделать прививки, заключить договор оказания услуг с медицинской организацией. В случае, если среди работников организации нет желающих сделать прививки, работодатель должен отправить информацию об этом в Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю.

Довод административного истца о том, что ему предписано провести иммунизацию всех сотрудников без каких-либо ограничений противоречит тексту обжалуемого предписания. В силу п. 1 ст. 5 Закона № 157-ФЗ граждане имеют право отказаться от профилактических прививок.

Довод административного истца о бессрочном обеспечении контроля температуры тела для работников противоречит п. 5.1, 5.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20, согласно которому руководителям организаций рекомендовано: обеспечить контроль температуры тела работников перед допуском их на рабочие места и течение рабочего дня (по показаниям), принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период.

Контроль температуры тела работников может производиться по показаниям всеми доступными для работодателя способами: бесконтактным (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) или контактным способом (термометр).

Также административный ответчик отмечает, что меры по контролю по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, ограничены периодом (зимний). Таким образом, данные меры не применяются в летний или осенне-весенний период, когда работа на открытом воздухе не приведет к переохлаждению работников.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что предписание № 07/940 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий было вынесено 24.08.2020, согласно отчету об отслеживании почтового отправления письмо с указанным предписанием было вручено адресату (ООО «Альтерра») 02.10.2020. Предусмотренный действующим законодательством срок на обжалование предписания в рассматриваемом случае не пропущен, поскольку с настоящим иском административный истец ООО «Альтерра» первоначально обратился в суд 14.10.2020, то есть в предусмотренные законодательством сроки.

В судебном заседании установлено, что 24.08.2020 руководителю ООО «Альтерра» вынесено предписание № 07/940 о проведении дополнительных санитарно-эпидемических (профилактических мероприятий). которым предписано провести следующие организационные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия:

1. Обеспечить иммунизацию сотрудников против гриппа согласно р. VIII п. 8.3, п. 8.4 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», п. 5.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 ». Срок до 15.10.2020.

2. Обеспечить контроль температуры тела работников перед допуском их на рабочие места и течение рабочего дня (по показаниям) с применением аппаратов для измерения температуры бесконтактным (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) или контактным способом с обязательным отстранением от нахождения с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания, р. IX п. 9.8 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», п. 5.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 ». Срок постоянно.

3. Принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приема пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях р. IX п. 9.9 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», п. 5.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 ».. Срок постоянно.

4. Принять меры по недопущению к работе лиц, больных острыми респираторными вирусными инфекциями, а также обеспечить сотрудников, работающих с населением средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками, респираторами, перчатками) р. IX п. 9.8 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», п. 5.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021». Срок - в период с 01.01.2021 по 30.04.2021.

В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно пп. 1 и 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В силу п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные срокио проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Согласно п. 8.1.7 «Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому края» (утв. приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 № 754) (ред. от 17.03.2017) к полномочиям Управления относится выдача предписания о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Исходя из анализа указанных норм предусмотрено два основания для выдачи предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий либо выявление нарушения санитарного законодательства, которое происходит в рамках контрольно-надзорных мероприятий, либо при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Предписание № 07/940 принято Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в рамках своих полномочий по второму основанию, то есть без проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Таким образом, довод административно истца о том, что предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должно выноситься по результатам контрольно-надзорных мероприятий не нашло своего подтверждения, в связи с чем является несостоятельным.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товара, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764, на которые ссылается административный истец применяются при осуществлении Управлением Роспотребнадзора государственного контроля, то есть при вынесении предписания по первому основанию, что не относится рассматриваемому предписанию.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главному государственному санитарному врачу предоставлены полномочия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. В рамках реализации данных полномочий Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации было вынесено Постановление от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021», в котором рекомендовано руководителям организаций обеспечить иммунизацию сотрудников. Во исполнение данного Постановления Управлением Роспотребнадзора в рамках реализации полномочий по выдаче предписания о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий было вынесено предписание адрес ООО «Альтерра», в том числе об обеспечении иммунизации сотрудников.

Таким образом, довод административного истца о превышении полномочий при вынесении предписания № 07/940 также не находит своего подтверждения.

На основании п. 5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021» руководителям организаций рекомендовано обеспечить контроль температуры тела работников перед допуском их на рабочие места и в течение рабочего дня (по показаниям), с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) или контактным способом с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания (пп.5.1 Постановления); обеспечить иммунизацию сотрудников против гриппа (пп.5.2 Постановления);принять меры по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период, обеспечив наличие помещений для обогрева и приема пищи, а также соблюдение оптимального температурного режима в помещениях (пп.5.3 Постановления); в период эпидемического сезона по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям: а) принять меры по недопущению к работе лиц, больных острыми респираторными вирусными инфекциями; б) обеспечить сотрудников, работающих с населением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскими масками, респираторами, перчатками) (пп. 5.4 Постановления).

Из анализа данной нормы следует, что все мероприятия носят рекомендательный характер. В обжалуемом предписании Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю все мероприятия указаны со ссылкой на Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 № 20, таким образом, также носят рекомендательный характер.

Однако, в целях предупреждения угрозы возникновения и распространения заболеваний гриппом и ОРВИ работодателем должны проводиться определенные мероприятия, в предписании указаны их возможные варианты. В связи с этим указание на административную ответственность за невыполнение предписания является законным, поскольку ответственность наступает фактически за бездействие работодателя, которое способствует распространению заболевания.

Согласно п 8.3. СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта) должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.

Согласно п. 9.8 СП 3.1.2.3117-13 руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Альтерра» основным видом деятельности организации является «Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием», таким образом административный истец относится к организации, сотрудники которой относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ, и которой должны приниматься меры по иммунизации сотрудников.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.

В обжалуемом предписании, вопреки доводам административного истца, не содержится предписания об обязательной иммунизации всех сотрудников организации без исключения, речь идет о предоставлении возможности сделать профилактические прививки всем желающим, поскольку они относятся к группе риска по заболеваемости. Однако, каждый сотрудник имеет право отказаться, о чем свидетельствует приложение 2 к предписанию № 07/940 сведения о привитых сотрудниках объектов ООО «Альтерра», расположенных на территории Алтайского края.

Соответственно, довод административного истца о нарушении Управлением Роспотребнадзора закона при предписании обеспечить иммунизацию сотрудников против гриппа суд находит несостоятельным.

Административный истец не согласен с указанием в предписании на необходимость обеспечить контроль температуры тела работников перед допуском их на рабочие места и течение рабочего дня с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и с признаками инфекционного заболевания постоянно. Однако, вопреки доводам истца, данное мероприятие ограничено зимним периодом.

Исходя из того обстоятельства, что предписание вынесено в рамках Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 № 20, мероприятия, указанные в нем действуют в эпидемический сезон 2020-2021.

Суд не может согласиться с выводом административного истца о том, что наложение обязанностей, указанных в предписании нарушает его права и законные интересы, поскольку требуют значительных затрат по их материальному (например, на закупку термометров) и организационному (например, выделение штата сотрудников, занятых только измерением температуры) обеспечению, не ограниченных во времени и создает постоянные риски привлечения истца к административной ответственности за неисполнение предписания, поскольку требования Управления Роспотребнадзора являются законными и обоснованными, а их исполнение является обязательным для руководителей организаций.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности вынесенного предписания № 07/940 в отношении ООО «Альтерра» в полном объеме и отсутствии в этой связи оснований для удовлетворения административных исковых требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 07/940 ░░ 24 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░:                                                                 ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░ 2021 ░.

░░░░░, ░░░░░:               ░.░. ░░░░░░░░░

░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16.03.2021 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:            ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1245/2021 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░: 22RS0065-02-2020-005558-08

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:              ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1245/2021 ~ М-373/2021

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО Альтерра
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК
Суд
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Огнивенко Ольга Борисовна
Дело на сайте суда
industrialny--alt.sudrf.ru
27.01.2021Регистрация административного искового заявления
27.01.2021Передача материалов судье
27.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2021Подготовка дела (собеседование)
17.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2021Судебное заседание
16.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2021Дело оформлено
30.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее