Судья Горпинич Н.Н. дело № 33-6396/2018 А-2.209
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 июля 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Быстровой М.Г.
судей Гришиной В.Г., Сучковой Е.Г.,
при секретаре Елфимовой Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой Е.Г.,
гражданское дело по исковому заявлению Юрченко Александра Викторовича к ГУ МВД России по Красноярскому краю о компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Юрченко Александра Викторовича
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 декабря 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Юрченко Александра Викторовича к МВД России, ГУ МВД России по Красноярскому краю о компенсации морального вреда отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юрченко А.В. обратился в суд с иском к МВД России, ГУ МВД России по Красноярскому краю о компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что Юрченко А.В. с февраля по апрель 2015 года периодически содержался в ИВС ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское». В указанный период времени Юрченко А.В. не был обеспечен надлежащим образом в материально-бытовом порядке: а именно, ему не выдавались индивидуальные гигиенические пакеты (мыло, зубная паста, зубная щетка, одноразовые станки, настольные игры). В ИВС отсутствовала комната для свиданий, комната для проведения религиозных обрядов; сан-пропускника, душевая, баня, истец не подвергался плановой помывке. Камеры в ИВС не оборудованы шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей, продуктов питания, нет урны для мусора, тазов для стирки одежды, что вынуждает ходить в грязном белье. При этапировании из ИВС в СИЗО не выдается индивидуальный рацион питания, в связи с чем, отсутствует 3-х разовое питание. Не выдаются швейные иглы и ножницы. В ИВС нет прогулочного двора, отсутствует радиовещание, стенды для ознакомления с правилами внутреннего распорядка в ИВС, нет сведений о должностных лицах, к которым можно обратиться за защитой своих прав. В ИВС отсутствует естественное освещение (окна), что негативно отражается на зрении, а в совокупности с отсутствием прогулочного двора приводит к депрессии и клаустрофобии. В камерах бетонные полы, отделка пола не позволяет проводить эффективную влажную уборку, а также из-за сырости создает угрозу заражения туберкулезом. В камерах отсутствует санузел, баки с питьевой водой. Средняя площадь камер на одного человека не соответствует установленным нормам. Неоднократные обращения к сотрудникам ИВС с просьбой устранить данные нарушения, положительного эффекта не дали. Помещение ИВС морально устарело и не соответствует международным стандартам обеспечения условий содержания. В период содержания в ИВС истец испытывал физические и нравственные страдания, выраженные в переживаниях за свою жизнь и здоровье, в депрессии на фоне кислородного голодания, нервного истощения, что привело к ухудшению его психологического состояния, в связи с чем, просит взыскать в счет компенсации морального вреда 100 000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней Юрченко А.В. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, проверив материалы дела, заслушав Юрченко А.В., участие которого обеспечено посредством видеоконференцсвязи, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, представителя ГУ МВД России по Красноярскому краю и МУ МВД России «Красноярское» Гончаренко А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного судом решения.
Согласно ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ст. ст????, 21, 53 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений") подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п. 42 Правил).
Согласно п. п. 43, 44 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Камеры ИВС оборудуются индивидуальными нарами или кроватями; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией.
Согласно п. п. 45, 47 Правил камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Разделом XV Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, также закреплено право подозреваемых и обвиняемых пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее 1 часа.
Согласно п. 104 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.10.2005 № 950, подозреваемые и обвиняемые отправляют религиозные обряды в камерах, а при наличии возможности - в специально оборудованных для этих целей помещениях ИВС или территориального органа МВД России в соответствии с традициями религиозных конфессий, к которым они принадлежат, и которые имеют официальное распространение и не запрещены на территории Российской Федерации.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом бремя доказывания факта содержания лица под стражей в определенный период в том или ином учреждении возложено на истца, в свою очередь отсутствие нарушений закона и обеспечение надлежащих условий содержания под стражей - на ответчика.
Однако само по себе содержание истца под стражей не порождает право на компенсацию морального вреда. Для этого, юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются: определение фактов нахождения истца в течение указанного временного периода в ОП № 2 МУ МВД Росии «Красноярское», а также установление несоответствия условий содержания в камере ИВС действующим на тот момент требованиям законодательства. Для установления наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени должны учитываться реальные физические и нравственные страдания именно теми нарушениями, на которые ссылается истец.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами настоящего гражданского дела, Юрченко А.В. содержался в ИВС отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» в следующие дни: с 03-20 час. 13.02.2015 года до 18-00 час. 15.02.2015 года, с 10-40 час. 05.03.2015 года до 19-00 час. 05.03.2015 года, с 11-00 час. 12.03.2015 года до 18-30 час. 12.03.2015 года, с 11-30 час. 16.03.2015 года до 19-15 час. 16.03.2015 года, с 10-29 час. 17.03.2015 года до 19-00 час. 19.03.2015 года.
Согласно п. 47 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Согласно п. 45 Правил камеры ИВС отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» оборудованы шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно распорядку дня ИВС отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» ужин и помывка посуды в ИВС осуществляются в период с 19-00 час. до 20-00 час.
Согласно п. 44 Правил швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требовании, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 44, 45, 47, 104 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.10.2005 № 950 исходил из того, что истец мог проводить религиозные обряды в камере ИВС, имелась выделенная для свидания следственная комната № 1, ввиду того, что истец содержался менее недели, то его права на помывку и санитарную обработку нарушены не были. Кроме того, судом достоверно установлено, что в ИВС ОП № 2, настольные игры выдаются по просьбе лиц, содержащихся в ИВС, в изоляторе имеются средства личной гигиены и библиотека, камеры оборудованы нарами, столом и скамейкой, вешалкой, полкой под гигиенические принадлежности, емкостью для питьевой воды, кнопкой для вызова дежурного, урной, точками радиовещания, информационными стендами. Холодильник для продуктов питания и тазы для стирки личного белья имеются. Содержащимся в ИВС ежедневно предоставляется трехразовое питание. Швейные иглы и ножницы при необходимости выдаются под наблюдением наряда. Ввиду конструктивных особенностей самого здания, приспособленного под ИВС, не предусмотрено расположение прогулочного дворика, с заявлением о предоставлении дополнительных прогулок истец не обращался. Довод истца об отсутствии в ИВС естественного освещения, также судом не был принят во внимание, поскольку нормы естественной освещенности определены требованием СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». Искусственное освещение в камерном помещении включено постоянно и выключается только с 22 часов до 6 часов, кроме ночного освещения. Камеры ИВС оборудованы радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, в камерном блоке имеется информационный стенд, который находится в общедоступном месте и на котором присутствует информация о распорядке дня, правах и обязанностях содержащихся, камеры оборудованы светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, в камерном блоке имеется окно. Наличие в камере бетонного пола не противоречит нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность ИВС.
Доводы жалобы относительно нарушения нормы общей площади камеры на одного человека, судебной коллегией отклоняются, поскольку информация о покамерном содержании подозреваемых и обвиняемых суду не предоставлена. Допустимых и достаточных доказательств, позволяющих определить количество лиц в камере содержащихся с камере с Юрченко А.В., истцом не представлено.
Для установления наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени должны учитываться реальные физические и нравственные страдания именно теми нарушениями, на которые ссылается истец. Таких доказательств истцом не представлено.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец просил взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, по его мнению, ненадлежащими условиями его содержания в ИВС отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» в период с февраля по апрель 2015 года и унижающими его достоинство, однако достоверных данных о том, что действиями ответчика были нарушены права истца в указанное время материалы дела, не содержат.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом не представлено доказательств ненадлежащего содержания в ИВС в заявленный период, не подтверждено наличие причинно-следственной связи между условиями содержания и причиненным моральным вредом, не представлено доказательств причинения физических и нравственных страданий.
Доказательств обращения в органы контроля и надзора с заявлениями или жалобами на ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания Юрченко А.В. также не представлено. В суд за защитой своего права в период нахождения в изоляторе временного содержания или сразу после убытия из него истец также не обращался.
Доводы апелляционной жалобы истца были положены в основу его процессуальной позиции, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, тщательно исследованы судом, им дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Решение принято при правильном применении норм материального права. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом допущено не было. В силу изложенного доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.- ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: