Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-831/2023 ~ М-482/2023 от 30.03.2023

Дело № 2а- 831/2023

УИД 52RS0013-01-2023-000631-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 апреля 2023 г. г.Выкса

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., при ведении протокола секретарем Анохиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тиманцевой Д.А. к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о признании незаконным решение

у с т а н о в и л:

Тиманцева Д.А. обратилась с административным исковым заявлением, измененным в ходе рассмотрения дела в порядке ст.46 КАС РФ, просит признать незаконным решение администрации г.о.г.Выкса исх. №…….. об отказе в удовлетворении заявления Тиманцевой Д.А. о прекращении сервитута.

Требования мотивированы тем, что ей принадлежал земельный участок ……….. площадью 542 кв.м. по адресу: г.Выкса, ул………., который был обременен сервитутом в отношении части земельного участка для прохода и проезда через земельный участок площадью 36 кв.м., о чем было заключено соглашение с администрацией г.о.г.Выкса от…….. Земельный участок ………… был преобразован в земельные участки…………., преобразованный земельный участок ……….был ею продан на основании договора купли-продажи от………., переход права собственности к покупателям зарегистрирован в установленном порядке. Полагая, что в связи с указанными обстоятельствами (преобразование земельного участка и переход права собственности) сервитут прекращен, обратилась с заявлением в администрацию г.о.г.Выкса, по результатам рассмотрения обращения был получен ответ исх. №……….., в соответствии с которым в удовлетворении заявления ей было отказано, поскольку администрация считает, что сервитут сохранен, с чем она не согласна, полагая, что при принятии решения не были учтены положения ст.48 ЗК РФ и ст.276 ГК РФ, поскольку отпали основания, по которым сервитут был установлен, т.к. в ограниченном его использовании отсутствует необходимость.

В судебном заседании административный истец и его представитель участия не принимали, будучи извещенными надлежащим образом, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлено, доказательств уважительности причин неявки не предоставлено. Участие административного истца, а равно обязательное ведение дела через представителя в данном деле обязательными не являются, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие административного истца. В представленном ходатайстве административный истец требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Административным ответчиком явка представителя в судебное заседание не обеспечена, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, с требованиями административного истца не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве, где указывается, что с требованием о прекращении сервитута вправе обращаться только собственник земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, в случае преобразования земельного участка и/или перехода права собственности на него сервитут сохраняется. Также указывается, что разрешается вопрос о правах и обязанностях, вытекающих из договорных отношений

Изучив доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит следующее.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст.226 КАС РФ, а именно: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст.226 КАС РФ, а именно: 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст.274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно п.1 ст.275 ГК РФ сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статьей 276 ГК РФ предусмотрено, что по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен (п.1). В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (п.2).

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст.11.2 ЗК РФ).

Согласно п.1 ст.11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст.11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного п.12 ст.39.29 настоящего Кодекса.

В силу п.5 ст.11.8 ЗК РФ сервитуты, публичные сервитуты, установленные в отношении земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, сохраняются в отношении образуемых или измененных земельных участков в прежних границах.

…… между Тиманцевой Д.А. и администрацией г.о.г.Выкса было заключено соглашение №….об установлении сервитута в отношении части земельного участка ………площадью 542 кв.м. по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, ул…….., для прохода и проезда через земельный участок площадью 36 кв.м. в границах территории, указанной в схеме (приложении к соглашению) на срок с …….на безвозмездной основе. Сервитут зарегистрирован в ЕГРН ……. за №…………………..

Решением Тиманцевой Д.А. от ………… как собственника смежных земельных участков …………. площадью 542 кв.м. по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, ул……… и ………………. площадью 632 кв.м. по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, ул………….., было произведено перераспределение земельных участков с образованием земельных участков ………… площадью 469 кв.м. по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, ул…………….., и ………площадью 705 кв.м. по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, ул………………..

На основании договора купли-продажи от …………Тиманцева Д.А. произвела отчуждение земельного участка ………….. площадью 469 кв.м. по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, ул…………, с расположенным на нем жилым домом, право собственности покупателей зарегистрировано в установленном порядке………, что подтверждается выписками из ЕГРН от ………. и от………., из которых также следует, что в отношении земельного участка ……….. зарегистрировано обременение - частный сервитут в пользу администрации г.о.г.Выкса на основании соглашения №……. от ……….на срок до………...

С указанием приведенных выше обстоятельств и приложением копий решения о перераспределении земельных участков и договора купли-продажи Тиманцева Д.А. обратилась в администрацию г.о.г.Выкса с заявлением, в котором просила прекратить сервитут в отношении части земельного участка ………….площадью 469 кв.м. по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, ул…………., и расторгнуть соглашение №….. от……. Заявление поступило в орган местного самоуправления ……и зарегистрировано за вх.№……….

Исходя из целей и задач административного судопроизводства, предмета и оснований рассматриваемого административного иска с учетом изменения в порядке ст.46 КАС РФ судом в рамках рассматриваемого дела проверяется правильность рассмотрения обращения, законность и обоснованность принятого решения в пределах предмета доказывания, определяемого в соответствии с частью 9 ст.226 КАС РФ, без разрешения вопросов по существу материальных правоотношений между сторонами, подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: …3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Рассмотрение обращения было осуществлено по правилам, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», что следует из содержания ответа, в котором разъяснен порядок его обжалования в административном и судебном порядке, оснований считать обращение и ответ на него как переписку по условиям договора (п.п.5.1, 6.3), а равно предложение об изменении или расторжении договора (ст.ст.450-452 ГК РФ) не имеется, из содержания обращения и решения по результатам его рассмотрения это не следует.

По результатам рассмотрения обращения заявителю в установленный срок был дан мотивированный ответ исх. №…………., который был получен административным истцом (копия приложена к иску). Решение принято и ответ дан по всем указанным в обращении вопросам, в решении приведены мотивы и основания принятого решения, а именно указано, что в силу п.5 ст.11.8 ЗК РФ при перераспределении земельных участков сервитут сохраняется в прежних границах в отношении измененных земельных участков; на основании п.1 ст.275 ГК РФ сервитут сохраняется при переходе прав другому лицу на земельный участок, обремененный этим сервитутом, основания, по которым был установлен сервитут (предоставление муниципалитету свободного прохода и проезда через земельный участок) не отпали.

Оценка наличия оснований для изменения или расторжения договора в рамках рассматриваемого дела из публичных правоотношений судом не производится, поскольку данный спор подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства по требованию заинтересованной стороны.

Таким образом, в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимая для удовлетворения заявленных требований при рассмотрении публично-правового спора, не усматривается, в связи с чем требования административного истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. №…………….░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 34 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░-░░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-831/2023 ~ М-482/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тиманцева Дарья Алексеевна
Ответчики
Администрация городского округа город Выкса Нижегородской области
Другие
адвокат Мысягина Елена Геннадьевна
Суд
Выксунский городской суд Нижегородской области
Судья
Корокозов Д.Н.
Дело на сайте суда
viksunsky--nnov.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация административного искового заявления
30.03.2023Передача материалов судье
30.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2023Предварительное судебное заседание
13.04.2023Предварительное судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023Дело оформлено
28.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее