Дело №2а-325/2023
37RS0016-01-2023-000347-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2023 года г. Юрьевец Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Гриневецкой Л. С.,
при секретаре Абрамовой Л.А.,
с участием:
административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика Управления Росгвардии по <адрес> - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к Управлению федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> о признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Ивановской области (далее - Управление Росгвардии по Ивановской области) о признании незаконным решения по изъятию трёх единиц охотничьего огнестрельного оружия.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ, при продлении разрешения на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного оружия <данные изъяты>, у него были изъяты три единицы огнестрельного оружия:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
По данному факту инспектором ОЛРР по Кинешемскому, Заволжскому, Юрьевецкому районам Управления Росгвардии по Ивановской области ФИО7 был составлен протокол об изъятии оружия.
Считает, что изъятие оружия было произведено незаконно, поскольку п.3.1 ч.2 ст. 13 Федерального закона «Об оружии» в ред. от 29.12.2022, согласно которого лицензия на оружие не выдается гражданам РФ, имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, в ред. от 29.11.2021 - п.3 ч.2 ст. 13 Федерального закона «Об оружии» содержала запрет на выдачу лицензий только гражданам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия.
Ссылаясь на ч.2 ст.5 ФЗ от 28.06.2021 № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой в случае, если в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона граждане Российской Федерации, имеющие в собственности на законном основании гражданское оружие либо лицензию на его приобретение, утрачивают право на приобретение такого оружия по обстоятельствам, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, им разрешается хранение, хранение и ношение оружия на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении, полагает, что он имеет право на сохранение ранее выданных соответствующих разрешений с возможностью их последующих продлений. Полагая, что закон обратной силы не имеет, а также то обстоятельство, что он судим за неумышленное преступление, считает, что действиями по изъятию у него оружия нарушаются его законные права и интересы.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным и отменить решение отделения лицензионно-разрешительной работы по Кинешемскому, Заволжскому, Юрьевецкому районам Управления Росгвардии по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по изъятию у истца трёх вышеуказанных единиц огнестрельного оружия, оформленное протоколом изъятия оружия от ДД.ММ.ГГГГ.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен врио начальника Отделения лицензионно-разрешительной работы по Кинешемскому, Заволжскому, Юрьевецкому районам Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Ивановской области ФИО5
Административный истец ФИО2 в судебном заседании свои исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, указанным в иске.
Пояснил, что все единицы огнестрельного оружия были приобретены им на основании полученных им лицензий <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ, по приговору Пучежского районного суда Ивановской области он был осужден по п. «в» ч.2 ст. 238 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Постановлением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ он был освобожден условно-досрочно на <данные изъяты>. В настоящее время срок УДО закончился.
В ДД.ММ.ГГГГ году лицензия, выданная ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>, была продлена в установленном порядке. Никаких претензий по поводу непогашенной судимости сотрудники лицензионно-разрешительной системы к нему не предъявляли.
14.02.2023 при продлении разрешения на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного оружия <данные изъяты>, у него были изъяты все три вышеназванных единицы огнестрельного оружия.
Обратил внимание суда, что в соответствии с ч.2 ст.5 ФЗ от 28.06.2021 № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», по его мнению, он имеет право на сохранение ранее выданных соответствующих разрешений с возможностью их последующих продлений, так как этот закон обратной силы не имеет. Кроме этого, он полагает, что осужден за неумышленное преступление.
Представитель административного ответчика Управления Росгвардии по Ивановской области по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям письменного отзыва, из которого следует, что административный истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ осужден приговором Пучежского районного суда Ивановской области по п. «в» ч.2 ст. 238 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Ссылаясь на п.6 Постановления Пленума ВС РФ № 18 от 25.06.2019 по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 238 УК РФ, пояснила, что совершенное ФИО2 преступление относится к категории умышленных преступлений, в соответствии с ст. 15 УК РФ совершенное им преступление относится к категории тяжких, судимость в соответствии с п. «г» ч.3 ст. 86 УК РФ погашается в течение 8 лет после отбытия наказания.
В связи с установлением вышеназванных оснований, на основании ч.3 ст. 26 ФЗ «Об оружии», лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и разрешение, в случае возникновения предусмотренных настоящим ФЗ обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и разрешения.
В соответствии с п. 3 ч.20 ст.13 ФЗ лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам РФ, имеющим не снятую или непогашенную судимость за умышленное преступление.
В связи с возникновением в отношении административного истца обстоятельств, исключающих в силу требований ФЗ возможность выдачи лицензии на приобретение оружия, а равно разрешения на его хранение, хранение и ношение, ДД.ММ.ГГГГ ранее выданные ФИО2 разрешительные документы аннулированы.
Требованиями п. 3 ч.1 ст. 27 ФЗ «Об оружии» установлено, что изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия или его территориальными органами в случае аннулирования или изъятия в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
В связи с изложенным, ДД.ММ.ГГГГ принадлежащее ФИО2 оружие было изъято и передано на ответственное хранение в МО МВД России «ФИО12».
Административный ответчик врио начальника Отделения лицензионно-разрешительной работы по Кинешемскому, Заволжскому, Юрьевецкому районам Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Ивановской области ФИО5 надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.
Заинтересованное лицо инспектор Отделения лицензионно-разрешительной работы по Кинешемскому, Заволжскому, Юрьевецкому районам Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Ивановской области ФИО7, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, по причине нахождения в очередном отпуске.
Заслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан доказать, что оспариваемы действиями (бездействиями) нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует и установлено судом, что административный истец ФИО2 владел тремя единицами огнестрельного оружия:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Вышеперечисленные единицы огнестрельного оружия были приобретены им на основании полученных им лицензий <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ, по приговору Пучежского районного суда Ивановской области он был осужден по п. «в» ч.2 ст. 238 УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Постановлением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ он был освобожден условно-досрочно <данные изъяты>. Из мест лишения свободы освобожден ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время срок УДО закончился. На момент рассмотрения данного дела судимость не снята и не погашена.
В 2021 году лицензия, выданная ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> с нарезным стволом, была продлена в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором Отделения лицензионно-разрешительной работы по Кинешемскому, Заволжскому, Юрьевецкому районам Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Ивановской области ФИО7 вынесено заключение об аннулировании разрешения ФИО2 на хранение, хранение и ношение, хранение и использование либо лицензии на приобретение оружия и патронов в отношении огнестрельного оружия <данные изъяты>. Данное решение утверждено начальником Отделения лицензионно-разрешительной работы по Кинешемскому, Заволжскому, Юрьевецкому районам Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Ивановской области ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ инспектором ЦЛРР Управления Росгвардии по Ивановской области ФИО9 вынесено заключение об аннулировании разрешения ФИО2 на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему серии <данные изъяты>» №, выданное ЦЛРР Управления Росгвардии по Ивановской области ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, на огнестрельное оружие <данные изъяты>., а также серии «<данные изъяты> выданное ЦЛРР Управления Росгвардии по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, на огнестрельное оружие с <данные изъяты>. Перечисленные единицы оружия согласно данному заключению подлежат изъятию. Данное заключение утверждено врио заместителя начальника управления, начальника ЦЛРР Управления Росгвардии по Ивановской области ФИО10.
Основанием для принятия такого решения в названных заключениях является нарушение правил оборота оружия, а именно: п.3 ч.20 ст.13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «об оружии», то есть то обстоятельство, что административный истец ФИО2 имеет неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление.
Названные заключения ФИО2 не оспорены.
ДД.ММ.ГГГГ инспектором Отделения лицензионно-разрешительной работы по ФИО12, Заволжскому, Юрьевецкому районам Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Ивановской области ФИО7, у ФИО2 были изъяты все три вышеназванных единицы огнестрельного оружия.
Административный истец ФИО2 просит признать незаконным и отменить решение ОЛЛР по Кинешемскому, Заволжскому, Юрьевецкому районам Управления Росгвардии по Ивановской области, оформленное данным протоколом.
Правоотношения, возникающие при обороте оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "Об оружии", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Федеральный закон "Об оружии", подразделяя гражданское оружие на соответствующие виды (статья 3), вводя запреты и ограничения на оборот оружия в качестве гражданского оружия (статья 6), устанавливая требование обязательного подтверждения соответствия национальным стандартам (сертификацию) всех производимых на территории Российской Федерации, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации моделей гражданского оружия и патронов к нему, конструктивно сходных с оружием изделий, а также государственную экспертизу, подтверждающую подлинность оружия, имеющего культурную ценность (статья 7), предусматривая Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему - официальный сборник, где содержатся систематизированные сведения о гражданском и служебном оружии и патронах к нему, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации (статья 8), устанавливая требования о лицензировании приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему (статья 9), одновременно в статье 13 (Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации) установил объективные критерии, с которыми связывается получение гражданами Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего нарезного огнестрельного ружья, продление срока действия разрешения, а также основания для отказа в выдаче такого разрешения.
В соответствии с положениями ст. 9 ФЗ "Об оружии" приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением случаев, установленных ч. 6 настоящей статьи.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, на основании заявлений граждан Российской Федерации.
Федеральным законом "Об оружии" определен исчерпывающий перечень категорий граждан Российской Федерации, которым лицензия на приобретение оружия, во всяком случае, не может быть выдана (часть 20 статьи 13).
Согласно п.3 20 ст. 13 ФЗ "Об оружии" лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление.
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ осужден к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст. 238 УК РФ, освободился условно-досрочно на 3 месяца 22 дня ДД.ММ.ГГГГ, судимость на момент рассмотрения дела, на момент изъятия оружия, не снята и не погашена. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела.
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации" деяния, перечисленные в статье 238 УК РФ, характеризуются умышленной формой вины.
Оспаривания принятое начальником лицензионно-разрешительной работы по ФИО12, Заволжскому, <адрес>м Управления федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес> решение, ФИО2 указывал на незаконность применения к нему положений п.п. 3, 3.1 ч. 20 ст. 13 ФЗ "Об оружии", поскольку разрешения на владение вышеназванными единицами огнестрельного оружия были получены им в установленном законом порядке до привлечения его к уголовной ответственности, кроме этого, лицензия, выданная ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты>
Ссылаясь на п. 2 ст.5 ФЗ РФ № 231-ФЗ от 28.01.2021, согласно которого в случае, если в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона граждане Российской Федерации, имеющие в собственности на законном основании гражданское оружие либо лицензию на его приобретение, утрачивают право на приобретение такого оружия по обстоятельствам, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, им разрешается хранение, хранение и ношение оружия на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении, просил его требования удовлетворить.
Однако данный довод административного истца основан на неправильном толковании нормы права.
П. 2 ст. 5 ФЗ РФ № 231-ФЗ от 28.01.2021 распространяется на правоотношения, если в связи с его вступлением граждане РФ, имеющие в собственности на законном основании гражданское оружие либо лицензию на его приобретение, утрачивают право на приобретение такого оружия по обстоятельствам, наступившим до дня вступления в силу настоящего ФЗ. Установленный запрет на выдачу лицензии при наличии неснятой или непогашенной судимости за умышленное преступление имел место и ранее.
Совершенное ФИО11 преступление, предусмотренное п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ относится к категории тяжких, умышленных преступлений.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования, давая оценку действиям административных ответчиков, установив наличие у ФИО2 не снятой и не погашенной судимости за совершение умышленного преступления, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Г.
В силу п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ суд, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.
Административными ответчиками ходатайства о пропуске ФИО2 срока на обращение в суд с настоящим иском не заявлялось, суд полагает срок обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущенным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.