Дело № 2-1530/24

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23.09.2024 года                                                                           г. Москва

 

Таганский районный суд города Москвы в составе

председательствующего судьи Шаренковой М.Н.

при секретаре Губкиной Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарецкой Ольги Владимировны к ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» о признании услуги по сбору и утилизации мусора не оказанной, освобождении от оплаты,

 

УСТАНОВИЛ:

 

 

Истец Зарецкая О.В. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, ***. Как указывает истец, ближайшая от её дома контейнерная площадка для сбора ТКО находится на расстоянии от 900 м до 1,12 км, что не соответствует санитарным нормам и правилам. ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск», являясь региональным оператором, осуществляет оказание услуги по обращению с ТКО на территории городского округа Люберцы. В связи с отсутствием вблизи дома площадки для сбора ТКО, истец полагает, что региональным оператором услуга по сбору и утилизации мусора не оказывается, оплата за услугу начисляется незаконно.

На основании изложенного истец просит признать услугу по сбору и утилизации ТКО с 01.02.2023 года и до момента оборудования соответствующей площадки и установки контейнеров для сбора мусора в соответствии с установленными требованиями законодательства не оказанной. Обязать ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» освободить истца от оплаты услуг по сбору и утилизации ТКО с 01.02.2023 года и до момента оборудования соответствующей площадки и установки контейнеров для сбора мусора в соответствии с установленными требованиями законодательства.

 

Истец Зарецкая О.В. не явилась, ее представитель – Лебедев С.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» – Беляев В.Г. явился, просил отказать в удовлетворении иска по доводам письменных возражений.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем, спор рассмотрен в их отсутствие.

 

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

 

В силу ч.5 ст.30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

На основании ч.1 ст.24.7 того же Федерального закона региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Статьей 2 того же Федерального закона установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч.1 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила 1156), и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных слуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила 354).

 

В судебном заседании установлено, что Зарецкая О.В. является собственником жилого дома, распложенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, ***.

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» и во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», региональный оператор осуществляет оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности, включающей: городские округа - Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура, территорию Воскресенского муниципального района, Раменского с 01.01.2019 года.

16.10.2018 года ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» опубликовало в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» публичный договор (предложение заключить договор с собственниками объектов - индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности Регионального оператора включающей: городские округа: Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура; муниципальные районы: Воскресенский и Раменский Московской области) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО).
В соответствии с пунктом 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее Правила), в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с п. 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011г. № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилой дом, квартира), в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения определяется в соответствии с формулой.

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 г. № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области».

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов установлены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09 октября 2018 г. № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области»; определяются из общей площади жилого помещения, принадлежащего потребителю.

ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» было принято решение о добровольном, одностороннем снижении стоимости услуги для собственников жилых домов.

С учётом того, что льготный тариф дифференцирован по группам то фактический размер скидки достигает 50%. При принятии решения о применении льготного тарифа для собственников жилых домов учитывался, в том числе, характер сезонного проживания в индивидуальных домах на территории Московской области.

26.12.2018 года ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» опубликовало в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» публичный договор (предложение заключить договор с собственниками объектов - индивидуальных жилых домов, находящихся на территории деятельности Регионального оператора включающей: городские округа: Бронницы, Егорьевск, Жуковский, Люберцы, Рошаль, Шатура; муниципальные районы: Воскресенский и Раменский Московской области) на оказание услуг по обращению (далее ТКО) с учетом предоставляемой скидки.

В силу п.8.18 Правил до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

 

Таким образом, на настоящий момент между собственниками домовладений и региональным оператором ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО.

В соответствии с п.1 ст.13.4, п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - федеральный закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, а региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы только в местах (на площадках) накопления отходов.

Согласно п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со схемой обращения с отходами.

При этом, определение схемы размещения мест накопления входит в компетенцию органов местного самоуправления (п. 4 ст. 13.4, ст.8 федерального закона № 89-ФЗ).

 

Таким образом, региональный оператор вывозит твердые коммунальные отходы из мест, определенных органом местного самоуправления. Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения платы за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Самостоятельное сжигание и/или закапывание на своем участке образовавшихся твердых коммунальных отходов запрещены действующим законодательством, т.к. нарушают санитарно-экологические нормы (СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест).

Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 18) установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание на населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Доводы истца о том, что место сбора мусора находится далеко от её дома, не являются основанием для удовлетворения иска. Расстояние от места остановки специализированного автомобиля до жилого дома не регламентировано. Очевидно, что места для сбора мусора не могут располагаться возле каждого дома. Оборот твердых коммунальных отходов ограничен, они подлежат сбору и утилизации в соответствии с действующим законодательством.

 

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Таким образом, Зарецкая О.В. пользуется услугами ответчика, осуществляющего вывоз ТБО. Кроме того, исходя из положений действующего законодательства, потребитель Зарецкая О.В. лишена возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, она должна утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск».

 

В силу ч.2 ст.155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Ответчиком истцу выставлены находящиеся в деле квитанции - платежные документы. Истец, равно как и другие граждане, обязан оплачивать коммунальные услуги.

Решением Мирового судьи судебного участка №373 Таганского района г.Москвы от 10.05.2023, оставленного без изменений апелляционным определением Таганского районного суда г.Москвы 13.09.2023 года, кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2024 года исковые требования ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» к Зарецкой О.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей, пени - удовлетворены. С Зарецкой О.В. в пользу ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.02.2020 года по 31.01.2023 года в размере 25 746,41 руб., пени за период с 11.03.2020 года по 30.03.2023 года в размере 3 026,66 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 063,19 руб., а всего 29 836,26 руб.

 

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

 

Судебной защите подлежит лишь нарушенное право. Какие-либо права истца ответчиком не нарушались, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Зарецкой О.В. к ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» о признании услуги по сбору и утилизации мусора не оказанной, освобождении от оплаты.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.

 

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░                                            ░.░. ░░░░░░░░░

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-15020/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
Зарецкая О.В.
Ответчики
ООО ЭкоЛайн-Воскресенск
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
13.03.2025Зарегистрировано
24.03.2025Рассмотрение
13.03.2025У судьи
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее