Дело № 2а-635/2024
УИД 10RS0016-01-2024-000931-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2024 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
при секретаре Галашовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.А.И. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ..., ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
административный иск заявлен по тем основаниям, что в период пребывания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия (далее также СИЗО-2) с 06.12.2018 по 19.01.2019 административный истец содержался в ненадлежащих условиях содержания, а именно: в камере, где содержался административный истец, отсутствовала горячая вода, в санитарном узле отсутствовала вентиляция. По изложенным основаниям административный истец просит взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 22 000 руб.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве ответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Карелия.
В судебном заседании административный истец С.А.И. на иске настаивал по изложенным в нем основаниям. Указал, что настаивает на взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении за период с 06.12.2018 по 19.01.2019.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия Колюшева Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Указала на пропуск административным истцом срока исковой давности, установленного административным процессуальным законодательством. Пояснила, что центральное горячее водоснабжение в камерах учреждения отсутствует, вместе с тем, согласно правилам следственных изоляторов горячая вода выдается по просьбе спецконтингента.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно статьям 1 и 8 Федерального закона №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон №103-ФЗ).
В силу статьи 24 Федерального закона №103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно статье 23 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Условия и порядок содержания под стражей в рассматриваемый период были конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее по тексту также - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов), утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110).
В судебном заседании установлено, что С.А.И. в период времени с 06.12.2018 по 19.01.2019 содержался в СИЗО-2 (всего 1 месяц 13 дней). Административный истец содержался в СИЗО-2 и в иные периоды, однако в судебном заседании настаивал на взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении только в заявленный период.
В период содержания административного истца в СИЗО-2 в камерах учреждения отсутствовало горячее водоснабжение, санитарный узел не был оборудован вентиляцией.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 245/пр утвержден и введен в действие с 04.07.2016 «Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. СП 247.1325800.2016», который устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Согласно пунктам 19.1, 19.3 и 19.5 СП 247.1325800.2016 здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330 и приведенным в ВСН 01-89 Предприятия по обслуживанию автомобилей. В каждое камерное помещение (в том числе палату и боксированную палату медицинской части, карцер) следует предусматривать отдельные вводы систем холодного и горячего водоснабжения. На ответвлении от внутренней сети хозяйственно-питьевого водопровода в коридорах камерного сектора и на вводах в камерные помещения режимных зданий (в том числе карцеры, палаты медицинской части) необходимо предусматривать установку отключающей арматуры. Присоединять санитарно-технические приборы, расположенные в разных камерных помещениях (в том числе палатах и боксированных палатах медицинской части, карцерах) в уровне одного этажа, к общему канализационному стояку не допускается. Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой; к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям СИЗО, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
В соответствии с пунктами 19.9, 19.13 СП 247.1325800.2016 при проектировании теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в зданиях СИЗО должны выполняться требования нормативно-технических документов и указания настоящего раздела. В помещениях зданий СИЗО в зависимости от их назначения, как правило, следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением. Для помещений медицинской части, пищеблоков, кухонь, столовых, спортивных корпусов, прачечных, общежитий, мастерских расчетные параметры следует определять в соответствии с технологическим заданием и по действующей на момент проектирования нормативно-технической документации. Расчетную температуру воздуха и кратность воздухообмена в помещениях в холодный период года следует определять по таблице 18.
Вместе с тем, установление факта, свидетельствующего о том, что в следственном изоляторе были допущены нарушения санитарных требований, не является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований.
В силу п. 43 приказа Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы», действовавшего на момент содержания истца в изоляторе, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Согласно пояснениям представителя изолятора в камерах, в которых содержался истец, отсутствовало горячее водоснабжение, однако было обеспечено холодное водоснабжение, была предоставлена возможность нагревать воду собственными кипятильниками и пользоваться приносной горячей водой, которая предоставлялась по требованию.
Как следует из технического паспорта на здание режимного корпуса, представленных административным ответчиком, вентиляция в санузле не предусмотрена.
Установлено, что в камерах режимного корпуса СИЗО-2 окна оборудованы форточкой, над входной дверью имеется вентиляционный канал, который выходит в коридор второго этажа режимного корпуса. Данная конструкция обеспечивает приток свежего воздуха и его циркуляцию естественным путем. Камеры режимного корпуса оборудованы воздуховодами с технологическими отверстиями, через которые путем механического побуждения осуществляется отток отработанного воздуха из помещений. Вентиляционного отверстия в санузлах не предусмотрено.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Таким образом, условия содержания лиц, подвергнутых уголовному наказанию, должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Только существенные отклонения от установленных законом требований могут быть оценены судом в качестве нарушений условий содержания лица в соответствующем исправительном учреждении.
Отсутствие горячего водоснабжения и вентиляции в санитарном узле является нарушением вышеуказанных Правил, нарушает права административного истца на надлежащие условия содержания.
Вместе с тем, учитывая незначительность периода, в который административным ответчиком допущено нарушение прав С.А.И. (всего 44 дня), не могут быть признаны существенными, так как не повлекли неблагоприятных для административного истца последствий, что подтверждается отсутствием жалоб в надзорные и контролирующие органы, то есть не причинили ему нравственных или физических страданий в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, настоящий иск подан им по истечении более трех лет, то есть длительного времени, следовательно, данные условия содержания С.А.И. не расценивал как значимые для него, в связи с чем достаточные правовые основания для удовлетворения требований С.А.И. отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, поскольку существенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░..