УИД 39RS0001-01-2019-005884-91
Дело № 2а-4676/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2019 года
Ленинградский районный суд Калининграда в составе:
председательствующего судьи Дорошенко О.Л.
при секретаре Бабуновой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Уромичевой М. В. к судебному приставу исполнителю Отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Овечкиной Н.Г., о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Уромичева М.В. обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что на исполнении в Отделе по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области находится исполнительный лист № ФС 01186548 от 20.11.2017 г., выданный Зеленоградским районным судом по делу № 2-30/2017 от 12.10.2017 г. о взыскании с нее в пользу ЖСК Мечта денежной суммы в размере 191692 руб.
О возбуждении исполнительного производства, как указывает истица, она не извещалась.
Узнав от третьих лиц о возбуждении исполнительного производства, 15 августа 2019 г. она явилась на прием к судебному приставу исполнителю, где ей впервые были вручены постановление о возбуждении исполнительного производства от 08.12.2017 года и постановление о взыскании исполнительского сбора на сумму 13 418,44 рублей от 29 января 2019 года.
При таком положении, как полагает истица, течение пятидневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа началось 15 августа 2019 года.
19 августа 2019 года она оплатила сумму долга в размере 55164,29 рублей, в отношении остальной суммы долга в размере 136527,71 рублей подано заявление о зачете встречных однородных требований по исполнительному листу серии ФС № 01178596, выданному по делу № 2-770/2017 о взыскании с ЖСК Мечта в ее пользу задолженности.
Таким образом, требования исполнительного документа были исполнены в установленный для добровольного исполнения срок, вследствие чего основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют.
Указывая, что первоначально исковое заявление было подано 23 августа 2019 года в Центральный суда Калининграда и определением суда возвращено как неподсудное, Уромичева М.В. просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок на подачу настоящего иска и признать постановление о взыскании исполнительского сбора от 29 января 2019 года в размере 13 418,44 рублей незаконным.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено УФССП России по Калининградской области, судебный пристав исполнитель Отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Шадрина Е.О., на исполнении которой находится исполнительное производство,
в качестве заинтересованного лица привлечен ЖСК Мечта
В судебном заседании Уромичева М.В. просила требования иска удовлетворить по основаниям, подробно приведённым в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчик судебный пристав исполнитель ОСП Ленинградского района Калининграда Овечкина Н.Г., представитель УФССП России по Калининградской области, заинтересованное лицо ЖСК Мечта не явились. О дне и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В силу положений ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Частью 3 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из положений статьи 46 Конституции РФ и ст. 227 КАС РФ следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).
В силу ч. 7 названной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблениям как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.
Как установлено судом, 08 декабря 2018 года судебным приставом исполнителем Разореновой К.А. возбуждено исполнительное производство № 15651/17/39023-ИП о взыскании с Уромичевой М.В. в пользу ЖСК Мечта денежной суммы в размере 191 692 руб.
29 января 2019 года судебным приставом исполнителем Овечкиной Н.Г. по исполнительному производству №15651/17/39023-ИП вынесено постановление о взыскании с Уромичевой М.В. сумм исполнительского сбора в размере 13418,44 рублей.
Требования исполнительного документа были исполнены Уромичевой М.В.
Так, 19 августа 2019 года ею оплачено 55164,29 рублей, а 23 августа 2019 года Уромичевой М.В. в отдел судебных приставов подано заявление о зачете встречных однородных обязательств на сумму 136 527,71 рублей.
Постановлением судебного пристава исполнителя Шадриной Е.О. от 17.09.2019 г. произведен зачет встречных обязательств.
27 сентября 2019 года исполнительное производство № 15651/17/39023-Ип окончено.
23 сентября 2019 года возбуждено исполнительное производство № 53798/19/39023-ИП о взыскании с Уромичевой М.В. в доход бюджета суммы исполнительского сбора в размере 13418,44 рублей.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 29 января 2019 года вручено Уромичевой М.В. 15.08.2019 года, о чем имеется ее собственноручная подпись на документе. Сведений о более ранней дате вручения должнику копии оспариваемого постановления материалы дела не содержат.
Как видно из приложенных к иску документов, Уромичева М.В. 23 августа 2019 года обратилась в Центральный районный суд Калининграда с административным исковым заявлением об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора от 29 января 2019 года, однако определением судьи от 26 августа 2019 года исковое заявление было возвращено по причине неподсудности спора Центральному районному суду. Настоящее исковое заявление поступило в Ленинградский районный суд 09 сентября 2019 года.
С учетом таких обстоятельств, принимая во внимание, что Уромичева М.В. реализовала право на обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора от 29 января 2019 года в установленный законом десятидневный срок, суд полагает возможным восстановить истцу процессуальный срок на подачу иска.
Разрешая требования иска по существу, суд руководствуется положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", положения которой связывают взыскание исполнительского сбора с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу ст. 30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона "Об исполнительном производстве" лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
Частью 1 ст. 27 названного закона установлено, что повестка, иное извещение, адресованные гражданину, вручаются ему лично под расписку на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении.
При этом лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: адресат отказался от получения повестки, иного извещения; несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу; повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленную повестку, иное извещение не получило; извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 29 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Вместе с тем, из материалов административного дела следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику по адресу, указанному в исполнительном документе, 12 декабря 2017 г., поступило в отделение почтовой связи адресата 14 декабря 2017 г., а 16 января 2018 г. после неудачной попытки вручения адресату, было возвращено отправителю, что свидетельствует о соблюдении оператором почтовой связи тридцатидневного срока хранения почтового отправления и наличии у Уромичевой М.В. возможности получения заказного письма.
Таким образом, в данном случае факт возвращения почтового отправления без вручения адресату был обусловлен уклонением Уромичевой М.В. от получения корреспонденции, поступающей из службы судебных приставов, что само по себе свидетельствует о надлежащем извещении Уромичевой М.В. о возбуждении исполнительного производства и предоставления ей возможности для добровольного исполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
При таком положении исполнение Уромичевой М.В. требований исполнительного документа после истечения пятидневного срока на добровольное исполнение, т.е. после 21.01.2018 г. правового значения не имеет, поскольку не указывает на отсутствие виновных действий должника, уклонившегося от получения заказного письма службы судебных приставов с вложением постановления о возбуждении исполнительного производства.
В этой связи основания для удовлетворения иска Уромичевой М.В. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: