Дело № 2-326/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2018 год                                                                                                                 г. Шарья

                                                                              

Судья Шарьинского районного суда Костромской области Баранов А.В., при секретаре Лелиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шекшемского сельского поселения об обязании устранения нарушений,

                                                              установил:

Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области об обязании принять меры по оформлению земельного участка и кладбища в собственность Шекшемского сельского поселения, определить границы кладбища, его площадь, санитарно-защитную зону.

Мотивируя требования тем, что Шарьинской межрайонной прокуратурой на основании поручения прокуратуры Костромской области проанализирована практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о погребении и похоронном деле. По результатам котроой установлено, что администрацией Шекшемского сельского поселения в нарушении пункта 22, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не надлежащим образом проводится работа по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории поселения. Так, согласно сведениям представленным администрацией Шекшемского сельского поселения, на территории Шекшемского сельского поселения имеется два действующих кладбища, расположенное в п. Варакинский фактическая площадь которого составляет 0,2 га. и кладбище п. Шекшема расположенное на юго-восточной стороне населенного пункта, на расстоянии 800 метров от жилой застройки, фактическая площадь которого составляет 0,5 га. В нарушении статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Закона «О погребении и похоронном деле» при выделении земельного участка для кладбища не установлены размеры данного земельного участка, не определены его границы, санитарно-защитная зона, а также не оформлено право собственности сельского поселения на данный земельный участок и расположенное на нем кладбище. Документы, подтверждающие отвод земельного участка в Шекшемском сельском поселении для захоронения, отсутствуют, земельный участок, используемый для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлен, что приводит к нарушению прав жителей сельского поселения по организации и благоустройству территории кладбища. Просит обязать администрацию Шекшемского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, зарегистрировать право собственности на земельный участок и кладбище, расположенное по адресу: Костромская область, Шарьинский муниципальный район, п. Варакинский, и в п. Шекшема расположенное на юго-восточной стороне населенного пункта, на расстоянии 800 метров от жилой застройки, определить границы кладбищ, площадь и санитарно-защитную зону.

В судебном заседании прокурор Луньков М.О. в ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования просил обязать администрацию Шекшемского сельского поселения в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности на земельные участки и кладбища, расположенное по адресу: Костромская область, Шарьинский муниципальный район, п. Варакинский и в п. Шекшема, определить границы кладбищ, площадь и санитарно-защитную зону.

Представитель ответчика администрации Шекшемского сельского поселения, глава данного поселения Сергачёва В.Н. уточненные исковые требования признала в полном объеме. Суду пояснила, что для государственной регистрации права собственности необходимо заказать кадастровый паспорт на земельный участок. Бюджет администрации дотационный, долг составляет более 1,5 млн. рублей.

Представитель третьего лица администрации Шарьинского муниципального района по доверенности Лапшина Е.Ю. с уточненными исковыми требованиями не согласна. Суду пояснила, что требования прокуратуры законны и действительно необходимо зарегистрировать право собственности на земельный участок и кладбище. Работа в настоящее время ведется, заключен договор на межевание, но не выполнен, так как снег и межевание в зимний период на кладбище не возможно сделать. С ноября 2017 года прошел не большой срок, чтобы говорить, что не исполняется предписание прокуратуры.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2).

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется, исходя из предполагаемого количества захоронений на нем, и может превышать сорок гектаров.

В соответствии со ст. 17, 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Согласно статье 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Статья 11.3 ЗК РФ устанавливает процедуру образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с указанными положениями земельного законодательства предоставляются земельные участки, в отношении которых должны быть определены границы земельного участка, схематическое расположение, межевание, определена категория земель, вид использования, земельный участок должен находиться на кадастровом учете.

Согласно пункту 1 статье 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.

Непринятия мер по приведению кладбища в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление его кадастрового учета и регистрации прав в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что имеются все правовые основания для удовлетворения заявленных требований прокуратуры.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                 решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

                                                           ░░░░░                                                        ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-326/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шарьинский межрайонный прокурор
АО «Россельхозбанк» Костромской региональный филиал АО «Россельхозбанк»
Ответчики
МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях
Администрация Шекшемского сельского поселения
Администрация Шарьинского муниципального района Костромской области
Другие
Администрация Шарьинского муниципального района
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
12.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2018Передача материалов судье
12.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.05.2018Предварительное судебное заседание
12.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2020Предварительное судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Дело оформлено
12.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее