№ 3а-49/2023
10OS0000-01-2023-000067-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2023 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.,
с участием прокурора Ильмаста А.Н., представителя административного истца Трифонова П.А., представителя административного ответчика и заинтересованного лица - администрации Прионежского муниципального района Томилова В.И., представителя заинтересованного лица - Североморского межрегионального Управления Россельхознадзора Кретовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-49/2023 по административному исковому заявлению Цыганаша К. В. о признании не действующими в части решений Совета Прионежского муниципального района от 17 декабря 2020 года №6 «Об утверждении Генерального плана Деревянского сельского поселения» и от 17 декабря 2020 года №7 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения»,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью (...) кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Решениями Совета Прионежского муниципального района от 17.12.2020 №6 утвержден Генеральный план Деревянского сельского поселения и от 17.12.2020 №7 утверждены Правила землепользования и застройки Деревянского сельского поселения. Согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки земельный участок административного истца находится в функциональной и территориальной зоне СХ-1 «Сельскохозяйственные угодья». Вместе с тем, территория, где расположен, в том числе земельный участок административного истца, полностью застроена, в связи с чем должна была быть установлена зона, предусматривающая строительство объектов капитального строительства – СХ-2. Установление зоны СХ-1 противоречит положениям ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ. Истец ХХ.ХХ.ХХ обращался с заявлением о внесении соответствующих изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, на что ему было отказано. Отказ мотивирован нахождением участков в пределах мелиоративных систем сельскохозяйственного назначения, отнесением их к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям без возможности использования в других целях. Истец указывает, что административным ответчиком при принятии оспариваемых решений не учтено фактическое использование участков, застроенных жилыми домами. Цыганаш К.В. просил признать не действующими решения Совета Прионежского муниципального района от 17.12.2020 №6 «Об утверждении Генерального плана Деревянского сельского поселения» и от 17.12.2020 №7 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения» в части установления, соответственно, функциональной и территориальной зоны СХ-1, в отношении массива земель в границах характерных точек (...) координаты которых в системе координат МСК-10 приведены к приложении к иску.
Административный ответчик в отзыве на административный иск указал, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными, приняты в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, в соответствии с нормами действующего законодательства, процедура принятия нормативных правовых актов соблюдена. Территория в границах оспариваемых истцом функциональной и территориальной зоны включает в себя значительное число земельных участков, имеющих как иных правообладателей, так и относящихся к землям, право государственной собственности на которые не разграничено. Истец не вправе заявлять требования в отношении не принадлежащих ему участков, в том числе, влекущие за собой изменение или установление градостроительного регламента. Принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». Указанный вид разрешенного использования не допускает использование земельного участка для застройки, в отношении территории данного земельного участка никогда не устанавливался градостроительный регламент, его застройка не допускалась. Данный земельный участок и прилегающая к нему территория расположены на землях ранее существовавшей Петрозаводской птицефабрики, которые были реализованы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2022 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В 1988 г. была проведена инвентаризация земель Петрозаводской птицефабрики, в том числе участка «Пойма реки Лососинка», в 1992г. были проведены мелиоративные работы на участке «Пойма реки Лососинка» по результатам которой вся территория участка «Пойма реки Лососинка», за исключением дорог, была переведена из сельскохозяйственных земель в состав «пашни». Согласно п.1 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии с п.6 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, в связи с чем они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применения порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Все постройки, расположенные в оспариваемой функциональной и территориальной зонах, возведены без соблюдения требований ст.ст.51, 51.1 Градостроительного кодекса РФ, в отсутствие градостроительных планов земельных участков, допускающих их застройку, в связи с чем имеют признаки самовольных построек. В иске просят отказать.
Заинтересованное лицо - администрация Прионежского муниципального района - в отзыве на административный иск поддержала позицию административного ответчика.
Заинтересованное лицо - Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия - в отзыве по иску разрешение спора по существу оставило на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо - Североморское межрегиональное Управление Россельхознадзора - в возражениях на иск указало, что обозначенный истцом массив земельных участков располагается в границах участка мелиорации и является мелиорированным (осушенным). Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Согласно распоряжению Правительства Республики Карелия от 16.07.2009 №271р-П, мелиорированные земли являются землями особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия. Их использование в иных целях не допускается. Изъятие мелиорированных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 №731.
В судебном заседании представитель административного истца Трифонов П.А., действующий на основании доверенности, доводы административного иска поддержал. Пояснил, что в обозначенном массиве земель в пойме реки Лососинка уже сложилось определенное землепользование, земельные участки застроены, уполномоченными органами не совершено действий по сносу строений, соответственно, указанное сложившееся землепользование должно было быть учтено административным ответчиком при определении функциональной и территориальной зоны. Истец в обозначенном массиве имеет земельный участок с кадастровым номером №, участок лишен внешних признаков мелиорации, не застроен. Нормативные правовые акты в оспариваемой части нарушает права административного истца, поскольку он лишен возможности реализации права выбрать иной вид разрешенного использования земельного участка, кроме того, в случае приобретения истцом в спорном массиве земельного участка с расположенными на нем строениями, фактически использование строений будет неправомерным.
Представитель административного ответчика и заинтересованного лица – администрации Прионежского муниципального района Томилов В.И., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании по иску возражал по изложенным в отзыве основаниям. Дополнил, что истцом не доказано нарушение его прав оспариваемыми в части нормативными правовыми актами.
Представитель заинтересованного лица - Североморского межрегионального Управления Россельхознадзора Кретова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы возражений на иск.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Решением Совета Прионежского муниципального района от 17.12.2020 №6 утвержден Генеральный план Деревянского сельского поселения, решением Совета Прионежского муниципального района от 17.12.2020 №7 утверждены Правила землепользования и застройки Деревянского сельского поселения.
В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Цыганаш К.В. с ХХ.ХХ.ХХ является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью (...) кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: (.....), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Оспариваемые нормативные правовые акты регулируют вопросы территориального планирования, градостроительной деятельности в Деревянском сельском поселении, в связи с чем административный истец как собственником земельного участка, расположенного в указанном поселении, обладает правом на обращение в суд с настоящим административным иском.
Частью 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 4 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что принимаемые по вопросам градостроительной деятельности муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с п.20 ч.1, ч.4 ст.14, ч.1 ст.20 Федерального закона № 131-ФЗ, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления района.
В соответствии с Уставом Прионежского муниципального района представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Совет Прионежского муниципального района.
Таким образом, оспариваемые нормативные акты приняты уполномоченным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции.
На основании ч.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт "а" пункта 2); форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт "б" пункта 2); процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт "г" пункта 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (п.2 ч.1 ст.18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п.8 ст.1 ГрК РФ).
Подготовка генерального плана поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, к которым относятся: принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со ст.25 ГрК РФ; обязательное рассмотрение проекта на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии сост.28 ГрК РФ; принятие решения представительным органом местного самоуправления (ст.24 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована ст.ст.30-35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта, официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Частью 11 ст. 24 ГрК РФ установлена обязанность проведения при подготовке генерального плана, внесения изменений в генеральный план общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ.
Частью 12 ст.31 ГрК РФ определено, что общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со ст.5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Согласно ч.5 ст.5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Судом установлено, что 16.05.2018 Администрацией Прионежского муниципального района принято постановление №560 «О подготовке проекта Генерального плана Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района» и постановление №561 «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района», указанные постановления опубликованы в газете «Прионежье» от 18.05.2018 №19 (9301).
28.11.2018 главой Прионежского муниципального района издано постановление №42 «О назначении публичных слушаний по вопросу разработки проектов Генерального плана, Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения», которое опубликовано в газете «Прионежье» от 29.11.2018 №47(9329). В публикации также указано, что с проектами Генерального плана и Правил землепользования и застройки участники публичных слушаний могут ознакомиться на официальном сайте Администрации Прионежского муниципального района, а также в форме экспозиции в каб.226 Администрации по адресу: г.Петрозаводск, ул.Правды, д.14, понедельник-четверг с 09.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00, пятница с 09.00 до 13.00 и с 14.00 до 15.45.
Проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки были опубликованы на официальном сайте Администарции Прионежского муниципального района по адресу: https://prionego.ru/gradostroitelnoe-zonirovanie в разделе «Деревянское сельское поселение».
Материалами дела подтверждается, что публичные слушания проводились во всех населенных пунктах Деревянского сельского поселения. По результатам публичных слушаний составлены протоколы, на основании которых подготовлено Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу разработки проектов Генерального плана, Правил землепользования и застройки от 06.02.2019 (опубликовано в газете «Прионежье» от 08.02.2019 №04 (9337).
17.07.2019 после доработки по результатам публичных слушаний проект Генерального плана был опубликован на сайте ФГИС ТП для его согласования с Правительством Республики Карелия. 01.10.2019 из Правительства Республики Карелия поступило сводное заключение по проекту Генерального плана Деревянского сельского поселения, в соответствии с которым в согласовании проекта Генерального плана было отказано Министерством сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, Управлением по туризму Республики Карелия, Министерством строительства и ЖКХ Республики Карелия по ряду оснований.
Созданная на основании постановления Администрации Прионежского муниципального района №999 от 23.10.2019 г. согласительная комиссия приняла решение считать проект Генерального плана несогласованным и рекомендовать Главе Администрации Прионежского муниципального района отклонить проект и отправить его на доработку (протокол от 21.01.2020 №1). 30.01.2020 Главой Администрации Прионежского муниципального района вынесено постановление об отклонении проекта Генерального плана и о направлении его на доработку.
30.03.2020 после доработки проект Генерального плана был повторно размещен в системе ФГИС ТП для ознакомления и согласования с федеральными органами государственной власти (в связи с передачей из собственности Республики Карелия в собственность Российской Федерации автомобильной дороги Петрозаводск - Ошта), Правительством Республики Карелия. 11.06.2020 из Правительства Республики Карелия поступило сводное заключение по проекту Генерального плана, в соответствии с которым было отказано в согласовании проекта Генерального плана в связи с наложением границ лесного фонда на земли поселений, неверным указанием информации о природно-рекреационной территории «Побережье Онежского озера», не отражением сведений об охранных зонах природных памятников «Болото Верховое», родник «Лососинский».
Согласительная комиссия приняла решение считать вопрос наложения границ лесного фонда частично урегулированным, считать проект несогласованным в части включения в границы вселенных пунктов земельных участков, права на которые возникли после 01.01.2016 г., в остальной части проект согласовать (протокол от 25.08.2020 №1). Подготовлено Приложение к проекту Генерального плана «Материалы по несогласованным вопросам», включенное в состав проекта генерального плана.
Проект Правил землепользования и застройки приведен в соответствие с измененным проектом Генерального плана.
15.06.2020 из Министерства экономического развития Российской Федерации в Администрацию Прионежского муниципального района поступило Сводное заключение о согласии с проектом Генерального плана.
01.09.2020 главой Прионежского муниципального района вынесено постановление №30 «О назначении публичных слушаний по вопросу разработки проектов Генерального плана, Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения» (опубликовано в газете «Прионежье» от 04.09.2020 №34 (9417). В публикации указаны даты и время проведения публичных слушаний в населенных пунктах, срок проведения экспозиции – с 04.09.2020 по 02.10.2020, также указано, что с проектами Генерального плана и Правил землепользования и застройки участники публичных слушаний могут ознакомиться на официальном сайте Администрации Прионежского муниципального района, а также в форме экспозиции в холле Администрации по адресу: г.Петрозаводск, ул.Правды, д. 14, понедельник-пятница с 09.00 до 17.00. Проекты Генерального плана и Правил землепользования и застройки были опубликованы на официальном сайте Прионежского муниципального района по адресу: https://prionego.ru/gradostroitelnoe-zonirovanie в разделе «Деревянское сельское поселение», представлены на экспозиции в холле здания Администрации, что подтверждается материалами дела.
По результатам проведенных во всех населенных пунктах Деревянского сельского поселения публичных слушаний составлены протоколы, подготовлено Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу разработки проектов Генерального плана, Правил землепользования и застройки от 07.10.2020 (опубликовано в газете «Прионежье» от 09.10.2020 №39 (9422).
14.10.2020 Главой Администрации Прионежского муниципального района вынесено постановление о согласии с проектами Генерального плана и Правил землепользования и застройки и направлении их в Совет Прионежского муниципального района.
Решением Совета Прионежского муниципального района от 17.12.2020 года №6 утвержден Генеральный план, решением Совета Прионежского муниципального района от 17.12.2020 года №7 утверждены Правила землепользования и застройки. Указанные Решения Совета Прионежского муниципального района опубликованы в газете «Прионежье» от 25.12.2020 №50 (9432). Полные тексты указанных документов опубликованы на сайте ФГИС ТП 28.12.2020, а также на официальном сайте Прионежского муниципального района.
Оценивая доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит выводу, что процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не нарушена. Оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, подписаны надлежащим лицом и опубликованы в установленном порядке. По указанным основаниям стороной истца не оспариваются.
Разрешая вопрос о соответствии нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В обозначенном истцом в иске массиве земель, расположенном согласно оспариваемым нормативным правовым актам в функциональной и территориальной зоне «СХ-1» - зона сельскохозяйственных угодий, Цыганаш К.В. является правообладателем только одного земельного участка с кадастровым номером №, иные земельные участки имеют либо иных правообладателей, либо относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Полномочиями по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав иных лиц административный истец законом не наделен. Отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств нарушения своих прав установлением в отношении иных земель вышеуказанной функциональной либо территориальной зоны истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд оценивает соответствие оспариваемых Цыганашем К.В. нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, в отношении принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка.
Как указано выше земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Право собственности на указанный земельный участок у истца возникло ХХ.ХХ.ХХ (после принятия оспариваемых нормативных правовых актов), земельный участок был поставлен на кадастровый учет ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии с п.3 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 №П/0412, вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» предполагает производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства (1.16).
Таким образом, действующий вид разрешенного использования не допускает использование земельного участка для застройки.
Административный истец не лишен права использования по прямому назначению принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, расположение его в функциональной и территориальной зона «СХ-2» препятствий к тому не создает.
Земельный участок административного истца не застроен, в его отношении градостроительный регламент не устанавливался.
Из представленных материалов следует, что земельный участок административного истца и прилегающая к нему территория расположены на землях ранее существовавшей Петрозаводской птицефабрики, реализованных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Судом установлено, что в 1988 г. проведена инвентаризация земель Петрозаводской птицефабрики, в том числе участка «Пойма реки Лососинки».
С февраля 1991г. по июнь 1992г. проведены мелиоративные работы на участке «Пойма реки Лососинка», участок осушен открытой сетью каналов, 29.06.1992 утвержден акт приемки объекта в эксплуатацию государственной приемочной комиссией. Из материалов дела следует, что в результате мелиоративных работ вся территория участка «Пойма реки Лососинка» за исключением дорог, итого 36 га, была переведена из сельскохозяйственных земель в состав «пашни».
Указанные документы учтены административным ответчиком при принятии оспариваемых нормативных правовых актов.
Согласно ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе, сельскохозяйственные угодья.
В силу п.1 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п.6 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 16.07.2009 №271р-П утвержден Перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия, использование которых в других целях не допускается (далее - Перечень). В указанный Перечень включены пашни, залежи, сенокосы и пастбища осушенные, находящиеся у граждан и юридических лиц на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды (п.6).
Участок (площадью 36 га) мелиорированных земель в пойме реки Лососинки включен в перечень инвентаризации мелиорированных земель на территории Республики Карелия, утвержденный распоряжением Правительства Республики Карелия от 14.07.2011 № 355р-П.
Таким образом, земельный участок административного истца на момент формирования и постановки на государственный кадастровый учет, а также на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов территориально располагался в границах осушенных земель сельскохозяйственного назначения, имеющих в силу вышеприведенных правовых норм особый охраняемый статус и ограничения в использовании, в силу чего правомерно отражен в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки в границах функциональной и территориальной зоны СХ-1.
Судом отклоняются доводы административного истца о нарушении административным ответчиком при принятии оспариваемых нормативных правовых актов принципа обязательного учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст.ст. 1, 7, 42 Земельного кодекса РФ).
Как указано выше, законодателем установлен прямой запрет на использование сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Пунктом 7 ст.1 ГрК РФ установлено понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Согласно ст.30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте.
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (ч.3 и ч.5 ст.37 ГрК РФ).
Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются. Такой запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Оценивая вышеуказанное в совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, не противоречат законодательству, регулирующему спорные правоотношения, имеющему большую юридическую силу, расположение принадлежащего истцу земельного участка в функциональной и территориальной зонах «СХ-1» не нарушает прав административного истца на использование земельного участка в целях, предусмотренных видом его разрешенного использования, в связи с чем в соответствии с п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ в иске Цыганашу К.В. отказывает.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21.07.2023