Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-339/2019 год
УИД 26RS0006-01-2019-000479-70
15 октября 2019 года с. Арзгир
Арзгирский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чернышевой В.В.
единолично
с участием представителя ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» - Кива А.Н.,
при секретаре Головко Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Арзгирском районе) к наследственному имуществу ФИО1 о взыскании задолженности за счет наследственного имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Арзгирском районе) обратился в Арзгирский районный суд с иском к наследственному имуществу ФИО1 о взыскании задолженности за счет наследственного имущества.
В судебном заседании представитель истца ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Арзгирском районе) - Кива А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что между ФИО1 и ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» действовал договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № 2851 от 29.09.2009г. Согласно его условиям ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» обязан осуществлять поставку газа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, именуемым далее - для бытовых нужд по адресу <адрес> №, а Абонент принимать газ и своевременно оплачивать его стоимость.
Розничные цены на поставки природного газа населению подлежат государственному регулированию и устанавливаются Региональной энергетической комиссией Ставропольского края и Правительством Ставропольского края.
Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
Согласно п. 5.1. договора поставки газа №2851 от 29.09.2009г. Потребитель не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, обязан произвести оплату за израсходованный природный газ в полном объеме. Однако должник, поставленный газ за период с 01.08.2016г. по 31.03.2017г. не оплатил в полном объеме, установленном к оплате, в результате у абонента по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в сумме 17907 рублей 23 копейки.
ФИО1 умер 28.02.2017г. Наследники ФИО2 и ФИО3, дочери умершего, не могут поделить наследство, свидетельства о праве на наследство не получают, поэтому просит суд взыскать за счет наследственного имущества ФИО1 задолженность по оплате полученного с 01.08.2016г. по 31.03.2017г. природного газа по договору на поставку природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан №2851 от 29.09.2009г. по состоянию на 19.08.2019г. в сумме 17 907 рублей 23 копейки и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1028,69 рублей
Третьи лица – ФИО2 и ФИО3, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Третье лицо – нотариус по Арзгирскому районному нотариальному округу Дерябина Е.И., ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Обсудив доводы искового заявления, представителя истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Судом установлено, что между ФИО1 и ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» действовал договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № 2851 от 29.09.2009г.
Согласно его условиям ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» обязан осуществлять поставку газа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по адресу <адрес> №, а Абонент принимать газ и своевременно оплачивать его стоимость.
Розничные цены на поставки природного газа населению подлежат государственному регулированию и устанавливаются Региональной энергетической комиссией Ставропольского края и Правительством Ставропольского края.
Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
В соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ №549 от 21.07.2008 года «О порядке поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан» Абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.
Из п. 1 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ следует, что плата коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5.1. договора поставки газа №2851 от 29.09.2009г. Потребитель не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, обязан произвести оплату за израсходованный природный газ в полном объеме. Однако должник, поставленный газ за период с 01.08.2016г. по 31.03.2017г. не оплатил в полном объеме, установленном к оплате, в результате у абонента по состоянию на 19.08.2019 г. образовалась задолженность в сумме 17907 рублей 23 копейки.
ФИО1 умер 28 февраля 2017 года, что подтверждается копией свидетельства о смерти от 28 февраля 2017 года, выданного отделом ЗАГС управления ЗАГС Ставропольского края по Арзгирскому району II ДН №.
Согласно статье 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
Пунктом 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 60, 61 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О судебной практике по делам о наследовании», ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 Гражданского кодекса Российской Федерации) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
В силу статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации по долгам наследодателя отвечают солидарно наследники, принявшие наследство. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу, в целях сохранения которого к участию в деле привлекается исполнитель завещания или нотариус. В последнем случае суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Исходя из положений приведенных правовых норм, обстоятельствами, имеющими юридическое значение для правильного разрешения требований истца о взыскании задолженности за счет наследственного имущества, являются не только наличие и размер задолженности умершего должника, но и факт принятия наследства, состав и стоимость перешедшего наследственного имущества на момент смерти должника и достаточность данного имущества для погашения истребуемого долга.
В ходе судебного разбирательства истцом в нарушение статьи 56 ГПК РФ не было представлено сведений о составе и стоимости наследственного имущества после смерти ФИО1. Истец не представил доказательства, что пытался получить информацию об имуществе умершего ФИО1 и что ему предоставлялась неполная и (или) недостоверная информация, либо было отказано в предоставлении информации и отсутствии в связи с этим у истца реальной возможности узнать сведения об имуществе умершего должника.
Ходатайств об оказании содействия со стороны суда, а именно о направлении запросов о наличии наследственного имущества, истцом заявлено не было.
В силу положений статьи 56 ГПК РФ сбор доказательств является обязанностью участвующих в деле лиц, которые должны проявить в этом вопросе должную активность. Наличие же в процессуальном законодательстве правил об оказании судом содействия названным лицам в получении доказательств (ч. 1 ст. 57 ГПК РФ), не означает, что указанные лица могут передать на рассмотрение суда требования без какого-либо документального подтверждения, полностью устранившись от сбора доказательств, обосновывающих заявленные требования.
Кроме этого, согласно сведений нотариуса Арзгирского районного нотариального округа Е.И. Дерябиной, следует, что после умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения открыто наследственное дело №. Наследство принято по закону дочерьми ФИО2 и ФИО3. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за получением свидетельства о праве на наследования наследники не обращались.
В силу статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
О замене ответчика истец согласия не дал, в связи с чем судом дело рассмотрено по предъявленному иску (ч. 2 ст. 41 ГПК РФ). Предъявление иска к ненадлежащему ответчику влечет отказ в его удовлетворении.
На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (филиал ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в <адрес>), отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 41, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ <░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ 22 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 19 ░ 20 ░░░░░░░ 2019 ░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>