Дело № 2-410/2022

УИД 74RS0033-01-2022-000561-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз 01 августа 2022 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретаре Юдиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агро- Ситно» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,

установил:

Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Агро-Ситно» (далее ООО «Агро-Ситно») о возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно:

-разработать проекты санитарно- защитных зон для производственных площадок: Машино-тракторные мастерские (включая нефтебазу) подразделения «Знаменское» по адресу: п. Гумбейский, ул. Придорожная, д.1 Нагайбакского района Челябинской области; нефтебаза по адресу: п. Гумбейский, ул. Придорожная, д.1 Нагайбакского района Челябинской области; Машино- тракторные мастерские подразделения «Буранное» по адресу: п. Буранный, ул. Ветеранов, д.1/14В, Агаповский район, Челябинская область; свинокомплекс подразделения «Буранное» по адресу: п. Солодянка, в 500 м на юго-восток от ул. Шоссейная, д.19 Агаповский район, Челябинская область;

- обратиться в установленном порядке в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области с заявлениями для получения санитарно- эпидемиологических заключений.

Требования мотивированы тем, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности ответчика. Проверкой установлено, что ответчик осуществляет эксплуатацию следующих объектов негативного воздействия на окружающую среду:

-Машино-тракторные мастерские (включая нефтебазу) подразделения «Знаменское» по адресу: п. Гумбейский, ул. Придорожная, д.1 Нагайбакского района Челябинской области (III категория);

-нефтебаза по адресу: п. Гумбейский, ул. Придорожная, д.1 Нагайбакского района Челябинской области (III категория);

-машино- тракторные мастерские подразделения «Буранное» по адресу: п. Буранный, ул. Ветеранов, д.1/14В, Агаповский район, Челябинская область (III категория);

-свинокомплекс подразделения «Буранное» по адресу: п. Солодянка, в 500 м на юго-восток от ул. Шоссейная, д.19 Агаповский район, Челябинская область(II категория);

        

В нарушение требований законодательства об охране окружающей среды ответчиком на указанных производственных площадках не обеспечена разработка проекта санитарно-защитных зон, проведение исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контурами объектов и представление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением необходимых документов.

Магнитогорской природоохранной прокуратурой 14 февраля 2020 г в адрес ответчика, 01 июня 2022 года в адрес управляющей организации внесены представления по факту отсутствия установленных санитарно- защитных зон.

По результатам рассмотрения представления ООО «Агро-Ситно» с ООО «ЮУПКБ» 14 июня 2022 г заключен договор на разработку проектов санитарно- защитных зон для 4 площадок.

Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования до настоящего времени нарушения закона не устранены. Выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан, в результате чего создается угроза нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Могутнова Н.А. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ООО «Агро-Ситно» по доверенности Исмагилова К.Р. с требованиями согласилась, но просила суд определить срок для исполнения решения суда до двух лет, поскольку комплексов много, в настоящее время заключен договор с ООО «Южно-Уральское проектно-консалтинговое бюро» по разработке проектов санитарно-защитных зон по всем объектам. Срок завершения работы по данному вопросу определен на 2024 год.

Суд, заслушав объяснения помощника прокурора, представителя ООО «Агро-Ситно», исследовав материалы дела, и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 41, 42).

Гарантии права личности на благоприятную окружающую среду конкретизированы в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ), согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно абзацу 11 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (п. 1). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (п. 2).

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ

«Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 (далее Правила), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1 Правил).

Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п. 4.1 Правил).

Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения (п. 4.2 Правил).

В соответствии с п. 2 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Судом установлено, что ООО «Агро-Ситно» является коммерческой организацией, зарегистрированной в установленном законе порядке, основным видом деятельности которой является смешанное сельское хозяйство.

ООО «Агро- Ситно» осуществляет эксплуатацию следующих объектов негативного воздействия на окружающую среду:

-Машино-тракторные мастерские (включая нефтебазу) подразделения «Знаменское» по адресу: п. Гумбейский, ул. Придорожная, д.1 Нагайбакского района Челябинской области (III категория);

-нефтебаза по адресу: п. Гумбейский, ул. Придорожная, д.1 Нагайбакского района Челябинской области (III категория);

-машино- тракторные мастерские подразделения «Буранное» по адресу: п. Буранный, ул. Ветеранов, д.1/14В, Агаповский район, Челябинская область (III категория);

-свинокомплекс подразделения «Буранное» по адресу: п. Солодянка, в 500 м на юго-восток от ул. Шоссейная, д.19 Агаповский район, Челябинская область(II категория);

Гаражи и парки по ремонту автомобилей, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники с количеством постов более 10 отнесены к 3 классу.

Гаражи и парки по ремонту автомобилей, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники с количеством постов до 10 включительно отнесены к 4 классу.

Автозаправочные станции для заправки транспортных средств жидким и грузовым моторным топливом в наличием 4-х и более топливо- раздаточных колонок отнесены к 4 классу.

Магнитогорской природоохранной прокуратурой 14.02.2020 г в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

По результатам рассмотрения представления ООО «Агро-Ситно» с ООО «ЮУПКБ» ДД.ММ.ГГГГ г заключен договор № на разработку проектов санитарно- защитных зон для 4 площадок.

Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования до настоящего времени нарушения закона не устранены.

Выявленные нарушения не оспариваются ответчиком и подтверждаются актом проверки, письменным ответом на представление прокурора.

Доказательств устранения нарушений ответчиком не представлено.

С учетом изложенного, ответчик в своей деятельности допустил грубое неисполнение требований природоохранного законодательства, направленного на защиту от негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду, в результате чего создается угроза причинения вреда жизни и здоровью жителей ближайших населенных пунктов и загрязнения природной среды.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что срок для исполнения решения суда можно установить в два года, поскольку из договора №-ЭК от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Южно-Уральское проектное бюро» и ООО «Агро-Симтно» о разработке проекта санитарно-защитных зон для всех 4 площадок определен поэтапный срок выполнения работы по договору до 2024 г. Исходя из установленного, срок в два года для исполнения решения суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░» ░ ░░░░░░░ 2 (░░░░) ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░:

-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░.1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░.1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░.1/14░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░ 500 ░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░, ░.19 ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-410/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области
Ответчики
ООО "Агро-Ситно"
Суд
Нагайбакский районный суд Челябинской области
Судья
Бикбова Мария Архиповна
Дело на сайте суда
nagaib.chel.sudrf.ru
01.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2022Передача материалов судье
04.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2022Судебное заседание
05.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022Дело оформлено
07.09.2022Дело передано в архив
01.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее