Дело №2а-344/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2021г. г.Вяземский
Вяземский районный суд Хабаровского края в составе
председательствующего судьи Логиновой И.А.,
при секретаре Зотовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административные исковые требования администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края об оспаривании предписания ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району,
установил:
Администрация городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району, в обоснование указывая, что 19.05.2021 в отношении администрации городского поселения начальником ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району ФИО4 выдано предписание № 48, в котором в целях устранения нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, администрации предложено произвести отсыпку проезжей части и ее профилирование в районе домов № 36, 42, 39 по ул.Красноармейская в г.Вяземский в срок 10 суток с момента получения. Считает указанное предписание вынесенным должностным лицом в нарушение действующего законодательства, а именно, без проведения проверок (плановых, внеплановых), в отсутствии приказа о назначении проверки, документы и информация для проведения проверки не запрашивались, на ознакомление приказ и акт о проведении проверки в адрес администрации не направлялись. В связи с тем, что плановых проверок в отношении администрации городского поселения «Город Вяземский» ответчиком запланировано не было, а основания для проведения внеплановых проверок отсутствовали, полагает, что указанными действиями со стороны должностных лиц ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району права истца были нарушены. Просит признать незаконным предписание № 48 от 19.05.2021, вынесенное начальником ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району.
В судебное заседание стороны не явились, надлежащим образом извещались, представитель администрации городского поселения «Город Вяземский» Конченко О.И. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Начальник ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району ФИО4 в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, в обоснование указывая, что недостатки в улично-дорожной сети в районе домов 36, 42, 39 по ул.Красноармейская в г.Вяземский выявлены по результатам рассмотрения обращения гражданина ФИО5 В целях принятия мер по контролю за соблюдением требований к эксплуатационному состоянию дорожного покрытия, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установленных требованиями ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы» балансодержателю автомобильной дороги администрации городского поселения «Город Вяземский» выдано предписание об устранении недостатков в части отсыпки и профилирования проезжей части, при этом, плановых и внеплановых проверок подразделением не проводилось, считает оспариваемое истцом предписание законным и обоснованным.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отношения, возникающие в области безопасности дорожного движения и в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Вышеуказанный закон о безопасности дорожного движения определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами данного закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения (п.1). Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан (п.2).
Для выполнения возложенных обязанностей на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности, в том числе осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п.п.11, 12 Положения).
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 8 настоящей статьи (часть 3 статьи 30 Закона N 196-ФЗ в редакции, действующей на момент выявленных нарушений).
Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения возложено на полицию (пункт 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
На основании пункта 21 части 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ на полицию возлагается обязанность, в том числе требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 37 названного закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Как установлено судом и следует из материалов проверки, в соответствии с обращением ФИО5 от 30.04.2021 о неудовлетворительном состоянии проезжей части по ул.Красноармейская в г.Вяземский Хабаровского края, в целях осуществления дорожного контроля сотрудниками полиции 19.05.2021 в 16.15 было проведено обследование участка автомобильной дороги в районе домов № 36, 42, 39 по ул.Красноармейская в г.Вяземский, в ходе обследования установлено, что покрытие проезжей части имеет дефекты в виде отдельных повреждений - выбоин и колей, превышающих требования п.5.2.4, таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, о выявленных недостатков составлен акт.
Довод административного истца о незаконной выдаче предписания в отсутствие проверок (плановых, внеплановых), приказа о назначении проверки, без запрашиваемых дополнительных документов и информации, суд находит несостоятельным. В данном случае в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ взаимодействие должностных лиц органа государственного контроля (надзора) с администрацией городского поселения не требовалось, надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, на администрацию не возлагались какие-либо обязанности по предоставлению информации, каких-либо дополнительных мероприятий контроля для установления данного нарушения не требовалось, порядок выдачи предписания не нарушен.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика соответствовали закону, права и законные интересы администрации городского поселения «Город Вяземский» не нарушались, предписание начальника ОГИБДД ОМВД России по Вяземскому району от 19.05.2021, вынесенное в рамках предоставленных полномочий, предлагающее административному истцу организовать выполнение мероприятий по устранению нарушений, указанных в предписании, является законным и обоснованным.
Кроме того, согласно акту комиссионного обследования объездной дороги в районе домов 36, 38 по ул.Красноармейская в г.Вяземский от 28.05.2021, требования оспариваемого предписания администрацией городского поселения выполнены, произведены работы по отсыпке проезжей части и профилированию дорожного полотна в районе домов по ул.Красноармейская.
Руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 19.05.2021 № 48 ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.07.2021