УИД 11RS0001-01-2024-012948-49 Дело № 2-8324/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Землянской Е.В.,
при секретаре Козловой Л.С.,
с участием представителя истца Поповой В.В.,
представителя ответчика Крук А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 04 сентября 2024 года дело по иску Беляевой Валерии Сергеевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Беляева В.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании предоставить ей с учетом Беляева С.В. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г. Сыктывкара, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В обоснование требований указано на непригодность для проживания жилого помещения, занимаемого истцом и членами её семьи по договору социального найма в аварийном ... Республики Коми, проживание в котором несет угрозу для жизни и здоровья.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Беляев С.В.
В судебном заседании представитель истца Попова В.В. на доводах искового заявления настаивала.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Крук А.В. иск не признала.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли, извещены судом надлежащим образом, об уважительности причин неявки в суд не уведомили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Установлено, что квартира, общей площадью 65,5 кв.м, расположенная по адресу: ..., входит в состав муниципального жилищного фонда.
** ** ** между администрацией МО ГО «Сыктывкар» и ФИО7 заключен договор социального найма жилого помещения №..., предметом которого является предоставление ФИО7 и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения площадью 65,5 кв.м по адресу: .... В качестве членов семьи нанимателя в договор включены ... – Беляев С.В. и ... – Беляева В.С.
ФИО7 умерла ** ** ** в г. Сыктывкаре Республики Коми.
На основании протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам №... от ** ** **, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №..., в связи со смертью основного нанимателя Беляева В.С. признана основным нанимателем жилого помещения по адресу: ... ..., с составом семьи 2 человека: Беляева В.С. и её отец – Беляев С.В.
В указанном жилом помещении в настоящее время сохраняют регистрацию по месту жительства Беляева В.С. (с ** ** **) и Беляев С.В. (с ** ** **).
Межведомственная комиссия (заключение №... от ** ** **) на основании отчета Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ** ** ** по обследованию технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., в связи с деформациями фундаментов, стен, несущих конструкций, свидетельствующих об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, пришла к выводу о наличии оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... многоквартирный дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в срок до 2022 года.
В адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда данный дом не вошёл.
Постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... принято решение об изъятии для муниципальных нужд путём выкупа земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного под многоквартирным домом по адресу: ...
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В этом случае, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить нанимателю другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, поскольку предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, то признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2018 года № 57-КГ18-16).
Согласно отчету по обследованию здания Северного филиала АО «Ростехинвентаризация–Федеральное БТИ» ** ** ** проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... 1958 года постройки, которое имеет 60% морального и 63% физического износа. В результате визуального осмотра выявлено, что несущие и ограждающие конструкции дома находятся в недопустимом состоянии, в конструкциях несущих стен и внутренних перекрытий имеются деформации, которые приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности здания в целом. Пребывание граждан в таком здании не безопасно, сохранность инженерного оборудования при таком состоянии несущих конструкций находится под угрозой прорыва в результате неконтролируемой осадки конструкций стен, перекрытий. Уровень надежности многоквартирного жилого дома доведен до недопустимого состояния. Пребывание граждан в таком здании небезопасно, сохранность инженерного оборудования при таком состоянии несущих конструкций находится под угрозой прорыва в результате неконтролируемой осадки конструкций стен, перекрытий. При этом, выполнение собственниками своих обязанностей и проведение в подобных домах косметических ремонтов не могут устранить причин деформаций основных несущих и ограждающих конструкций.
По результатам обследования технического состояния строительных и конструктивных элементов многоквартирного жилого дома, сделан вывод о том, что указанный дом находится в аварийно-техническом состоянии; здание не может считаться пригодным для проживания, поскольку: имеются нарушения требований пожарной безопасности; в исследуемом объекте ухудшение технических характеристик ограждающих конструкций привело к изменениям параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов (внутренняя температура ниже допустимой, повышенная влажность, наличие плесени, грибка и грызунов, что создает угрозу жизни и здоровью человека, а так же угрозу возникновения и распространения заболеваний); нарушен пункт 2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода).
Так же в отчете Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» указано на существующую угрозу обрушения многоквартирного ... Республики Коми, его аварийное техническое состояние большинства несущих и ограждающих конструкций.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что техническое состояние занимаемого истцом и членами её семьи жилого помещения и ... Республики Коми не позволяет проживать в нем, имеется опасность для жизни и здоровья.
Доказательств принадлежности истице и/или Беляеву С.В. иных жилых помещений, которые были бы пригодны для проживания, материалы дела не содержат.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов жилые помещение в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В связи с этим, орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен непригодного другое благоустроенное жилое помещение равнозначной площади, расположенное в пределах границ муниципального образования, вне зависимости от наличия финансовой возможности на реализацию указанных полномочий.
Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о наличии у истца права на предоставление благоустроенного жилого помещения, реализация которого регламентирована положениями статей 85-89 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и не зависит от признания истца и членов её семьи малоимущими и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 1 и 2 статьи 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного Кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Определяя характеристики жилья, подлежащего предоставлению, суд принимает во внимание положения статьи 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации, считает необходимым возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность предоставить Беляевой В.С. с учетом Беляева С.В. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Сыктывкара, общей площадью не менее 65,5 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, взамен жилого помещения по адресу: ....
Руководствуясь статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (...) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» (...) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 65,5 ░░.░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ** ** ** ░░░░.