УИД Номер изъят
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2023 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Трофимовой Е.Н., при секретаре судебного заседания У.
с участием представителя административного истца С. по доверенности К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-73/2023 по административному исковому заявлению С. о признании незаконным отказа ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 2 ноября 2022 г. об исправлении ошибки кода вида использования земельного участка и пересчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, обязании повторно рассмотреть заявление об исправлении ошибки кода вида использования земельного участка и перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с учетом решения суда.
У С Т А Н О В И Л:
С. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 2 ноября 2022 г. Номер изъят об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление об исправлении ошибки кода вида использования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в части отнесения указанного выше земельного участка к сегменту «Предпринимательство» и осуществить перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с отнесением его к сегменту «Общественное использование».
Административный истец полагает, что указанное решение административного ответчика противоречит данным архивной документации, поскольку земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, имеющий вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания» необоснованно отнесен при проведении государственной кадастровой оценки к сегменту «Предпринимательство», а должен быть отнесен к сегменту «Общественное использование». Неправильное определение сегмента при проведении государственной кадастровой оценки привело к значительному увеличению кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец С.. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца К. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» З.. с административным иском не согласилась, полагая, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица филиал ППК «Роскадастр» по Иркутской области М. указала, что ППК «Роскадастр» не заинтересована в исходе данного дела, не имеет материально-правового интереса.
Представители заинтересованных лиц – администрации г. Усолье-Сибирское и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Усолье-Сибирское в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Учитывая, что административный истец, административные ответчики и заинтересованные лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, суд на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав в судебном заседании представителя административного истца К. исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственная кадастровая оценка представляет совокупность установленных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон об оценке) процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном этим законом (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона об оценке).
При этом кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом об оценке и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона об оценке).
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона об оценке).
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2020 г. № 969-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Иркутской области и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области» определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 3456 кв. м, категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес изъят> - в размере 6 227 815,68 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.
Постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2022 г. № 924-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым номерам и средних уровней кадастровой стоимости земельных участков по муниципальным районам и городским округам на территории Иркутской области» определена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка - в размере 6 442 502,4 рублей по состоянию на 1 января 2022 г.
С 30 августа 2021 г. по 14 апреля 2022 г. арендатором указанного земельного участка была М.. на основании договора аренды земельного участка № Номер изъят от 30 августа 2021 г., заключенного с комитетом по управлениюмуниципальным имуществом г. Усолье-Сибирское.
По условиям договора арендная плата за пользование земельным участком с кадастровым номером Номер изъят, подлежащая оплате М.., исчислялась из его кадастровой стоимости.
14 апреля 2022 г. М. и С.. заключили договор перенайма земельного участка. Согласно п.5 указанного договора с момента государственной регистрации договора от 14 апреля 2022 г., срок действия аренды до 12 июля 2070 г.
Таким образом, С. является арендатором по договору аренды земельного участка от 30 августа 2021 г. за № 52-21.
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка затрагивают права С. и определяют размер арендной платы, 28 сентября 2022 г. он обратился в ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят. В обоснование заявления он сослался на то, что при проведении государственной кадастровой оценки арендованного им земельного участка допущена методологическая ошибка, поскольку земельный участок необоснованно отнесен к сегменту 4 «Предпринимательство». По мнению истца, в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, исходя из вида разрешенного использования «Для эксплуатации нежилого здания», земельный участок подлежал включению в сегмент 3 «Общественное использование» для которого установлено более низкое значение УПКС в целях определения размера кадастровой стоимости, так как нежилое здание, расположенное на земельном участке, согласно технической документации является «детским садиком» и было введено в эксплуатацию, как детский садик, но в настоящее время не используется.
2 ноября 2022 г. за № Номер изъят ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» направило С. сообщение, в котором отказало в удовлетворении его заявления, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят корректно отнесен к виду использования «Предпринимательство», поскольку администрация г. Усолье-Сибирское не подтвердила информацию об использовании земельного участка для размещения объектов общественного использования. Принято решение об отказе в перерасчете кадастровой стоимости.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из положений статьи 21 Закона об оценке, в соответствии с которыми бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости(часть 1).
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде (часть 22 статьи 21 Закона об оценке).
Поскольку ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» наделено властно-публичными полномочиями по определению кадастровой стоимости земельных участков, административное исковое заявление об оспаривании решения этого учреждения по вопросу об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Часть 1 статьи 219 КАС РФ определяет, что, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что с заявлением об оспаривании решения ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» от 2 ноября 2022 г. № Номер изъят С. обратился в Иркутский областной суд 18 января 2023 г., т.е. в течение трехмесячного срока, установленного статьей 219 КАС РФ.
Также суд учитывает, что С.., являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, в соответствии с положениями части 3 статьи 21 Закона об оценке обоснованно обратился к ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, поскольку размер уплачиваемой им арендной платы по договору зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Оспариваемое административным истцом решение об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, принято ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в пределах полномочий, определенных Законом об оценке.
Обращение С. разрешено в тридцатидневный срок, установленный частью 16 ст. 21 Закона об оценке.
Ответ на обращение – решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости от 2 ноября 2022 г. № Номер изъят подписан руководителем учреждения – директором Р.
Суд согласен с доводами административного ответчика – ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» о том, что земельный участок с кадастровым номером Номер изъят при проведении государственной кадастровой оценки обоснованно отнесен к сегменту 4 «Предпринимательство» с присвоением кода расчета вида использования 04:010 «Деловое управление. Здания, сооружения, помещения, используемые с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями в том числе биржевая деятельность(за исключением банковской и страховой деятельности)".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона об оценке кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером Номер изъят определялась на 1 января 2020 г. в размере 6 227 815,68 руб. на основании части 1 статьи 14 Закона об оценке. Определение кадастровой стоимости осуществлялось в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226 (далее - Указания). Аналогичные критерии содержат и Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Росреестраот 4 августа 2021 г. № П/0336.
Актуальные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 1 января 2022 г. в соответствии с Приложением к Постановлению № 924-пп, которое вступило в силу 1 января 2023 г., внесены в ЕГРН 21 января 2023 г. и составляют 6 442 502,4 руб.
В соответствии с Указаниями кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Для целей Указаний под видом использования объекта недвижимости понималось использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием. Для целей Указаний фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - это фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.
В соответствии с Указаниями при определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением проводится группировка объектов недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости методами массовой оценки объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы (при необходимости) в соответствии с Указаниями. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в рамках каждой из групп (подгрупп).
Для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на основные сегменты в соответствии с приложением № 1к Указаниям.
При проведении государственной кадастровой оценки в ходе массовой оценки ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» обосновано отнесло спорный земельный участок к 4 сегменту «Предпринимательство» с присвоением кода расчета вида использования 04:010 «Деловое управление».
Как следует из сообщения администрации г. Усолье-Сибирское от 14 октября 2022 г. № 02-01-9660/22 земельный участок с кадастровым номером Номер изъят находится в многофункциональной общественно-деловой зоне (ОДЗ-1), согласно решению городской Думы муниципального образования г. Усолье-Сибирское от 25 июня 2020 г. № 33/7 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Усолье-Сибирское» и не используется для размещения объектов общественного использования. Нежилое здание с кадастровым номером Номер изъят, расположенное по адресу: <адрес изъят>, собственником которого с 14 апреля 2022 г. является С.., не используется, в т.ч. и в качестве детского сада.
Как видно из решения Усольского городского суда Иркутской области от 21 марта 2022 г., вступившего в законную силу 29 апреля 2022 г., нежилое отдельно стоящее 2-х этажное здание, общей площадью 690 кв.м., с кадастровым номером Номер изъят – не эксплуатируется, фактически заброшено. Здание расположено на территории, не имеющей достаточного ограждения, которая захламлена бытовым и строительным мусором. Решением суда на собственника возложена обязанность ограничить доступ неограниченного круга лиц в нежилое, неэксплуатируемое здание.
Таким образом, утверждение истца об использовании нежилого здания в качестве детского сада, расположенного на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, не находит подтверждения. Следовательно, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» обоснованно применил сведения, содержащиеся в ЕГРН – «Для эксплуатации нежилого здания», поскольку согласно Указаний в случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, для целей Методических указаний в качестве вида использования принимается такое фактическое использование объекта недвижимости. В остальных случаях в качестве вида использования учитываются вид (виды) разрешенного использования, назначение или наименование объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
По данным ЕГРН спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилого здания. Указанное значение вида разрешенного использования Приложением № 1 к Методическим указаниям предусмотрено в 4 сегменте «Предпринимательство» с кодом расчета вида использования 04-010 (Деловое управление. Здания, сооружения, помещения, используемые с целью размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в т.ч. биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности)).
Сведения, указанные представителем административного истца К.., согласно которым спорный земельный участок в будущем истец намерен использовать для размещения малоэтажных жилых домов, не являются в настоящее время основанием к отнесению объекта недвижимости к 3 сегменту «Общественное использование». Кроме того, суд учитывает, что условиями договора аренды от 30 августа 2021г. № Номер изъят, заключенного между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Усолье-Сибирское и М. и договора перенайма земельного участка от 14 апреля 2022 г. не предусмотрена возможность изменения арендатором вида разрешенного использования арендуемого земельного участка.
Отсутствие на спорном земельном участке эксплуатируемых строений также не свидетельствует об изменении его вида разрешенного использования, установленного в договоре аренды п.1.2 – «Для эксплуатации нежилого здания».
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о соответствии результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка Указаниям. Решение ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об отказе С. в исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости находящегося у него в аренде земельного участка, соответствует приложению № 1 к Указаниям и является законным.
Оспариваемое решение не нарушает права С.., обратившегося в суд с настоящим административным иском, поскольку влечет для него обязанность внести арендную плату, исходя из правильно определенной кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах административный иск С. не подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При подаче в суд административного искового заявления С. была оплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей по чек-ордеру от 17 января 2023 г., которая в силу статьи 103 КАС РФ относится к судебным расходам.
Поскольку в требованиях административного истца отказано, отсутствуют обстоятельства для взыскания с административного ответчика судебных расходов - уплаченной истцом государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░ 2 ░░░░░░ 2022 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.