№ 16-4136/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 9 октября 2024 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Токарева Вячеслава Михайловича на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области МТУ Ространснадзора по УФО от 24 октября 2023 года, решение врио начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области МТУ Ространснадзора по УФО от 11 декабря 2023 года, решение судьи Шатровского районного суда Курганской области от 19 февраля 2024 года, решение судьи Курганского областного суда от 22 апреля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Токарева Вячеслава Михайловича,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области МТУ Ространснадзора по УФО от 24 октября 2023 года, оставленным без изменения решением врио начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области МТУ Ространснадзора по УФО от 11 декабря 2023 года, решением судьи Шатровского районного суда Курганской области от 19 февраля 2024 года и решением судьи Курганского областного суда от 22 апреля 2024 года, Токарев В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Токарев В.М. выражает несогласие с указанными актами, просит об их отмене.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 23.5 ПДД РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, установленные Правительством Российской Федерации, или массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось, установленные решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемым на основании пункта 2 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков или изменения габарита приближения автомобильной дороги, ее участков.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения.
Из положений пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200, следует, что тяжеловесным транспортным средством является транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам; владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация; транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
В приложении № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом приведены значения допустимой массы транспортного средства в зависимости от типа транспортного средства или комбинации транспортных средств, количества и расположения осей.
Приложением № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом установлена допустимая нагрузка на ось транспортного средства, с приведением конкретных величин в зависимости от расположения осей, расстояния между сближенными осями, скатности колес, автомобильной дороги.
В ходе рассмотрения дела установлено и из материалов дела следует, что 19 сентября 2023 года в 02:17 по адресу: региональная автодорога в Курганской области Шадринск - Ялуторовск, км 86+700 по направлению движения в Камышевку, водитель тяжеловесного транспортного средства ФРЕДЛАЙНЕРСЛ120064СТ, государственный регистрационный знак № (собственником которого является Токарев В.М.), в составе 6-осного автопоезда, управляя им, осуществлял перевозку груза с превышением допустимой массы, допустимых нагрузок на оси транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов, без специального разрешения.
Согласно акту от 29 сентября 2023 года №2023092912085130 результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства фактическая масса транспортного средства с учетом погрешности измерений составила 50,949 т при допустимой массе 44,000 т, превышение составило 15,79%; нагрузка на ось №2 с учетом погрешности составила 9,207 т при допустимой нагрузке 8,000 т, превышение составило 15,09%, нагрузка на ось №3 с учетом погрешности составила 9,108 т при допустимой нагрузке 8,000 т, превышение составило 13,85%.
Указанные обстоятельства выявлены с применением технического средства, работающим в автоматическом режиме - система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2-Р(М)ВС, заводской номер 67733, свидетельство о поверке действительно до 27 ноября 2023 года.
Обозначенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Токарева В.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При пересмотре дела по жалобе на постановление вышестоящим должностным лицом и судебными инстанциями постановление оставлено без изменения.
Установленные по делу обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в ходе рассмотрения дела в соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностных лиц и судей, не имеется.
Нижестоящими судебными инстанциями обоснованно отклонены доводы о несоответствии массы транспортного средства по имеющимся документам о грузе по сравнению с измерениями, сделанными при помощи системы весового и габаритного контроля на АПВГК. Доводы об общей массе автопоезда, о массе груза (по сведениям из товарной накладной, товарно-транспортной накладной, журнала регистрации взвешивания грузов, акта взвешивания) не ставят под сомнение результаты измерений массы транспортного средства и нагрузок на каждую из осей, осуществленных на 86 километре + 700 м автомобильной дороги «Шадринск - Ялуторовск» надлежащим средством измерений в вышеуказанное время.
В акте результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства от 29 сентября 2023 года №2023092912085130 указаны необходимые сведения, не содержащие противоречий и не порождающие каких-либо сомнений в достоверности информации, указывающей на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в акте нормативы допустимой массы, допустимых нагрузок на оси, группы осей соответствуют нормативам, закрепленным в Приложениях №2, 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.
В ходе рассмотрения жалоб обстоятельства пригодности технического средства измерений нижестоящими судебными инстанциями должным образом проверены.
Как следует из материалов дела и установлено судьями нижестоящих инстанций при рассмотрении дела, специализированный отраслевой программный комплекс «Авангард» в качестве информационной системы весового и габаритного контроля транспортных средств был введен в промышленную эксплуатацию с 11 сентября 2023 года, в тестовом режиме не находился, на момент выявления правонарушения пункт АПВГК работал штатно в автоматическом режиме. Пункт весового и габаритного контроля по адресу: региональная автодорога в Курганской области Шадринск - Ялуторовск, км 86+700 по причине образовавшегося дефекта (превышения допустимой колейности) выведен из эксплуатации только с 20 октября 2023 года.
Установление превышения предельной величины колейности в более поздний период, не относящийся к событию административного правонарушения, не может поставить под сомнение достоверность проведенных 19 сентября 2023 года измерений. При этом значимым для достоверности измерений является не само наличие или отсутствие колейности, а отсутствие превышения ее предельно допустимых параметров. Из представленных в материалы дела актов технического обслуживания системы дорожной весового и габаритного контроля СВК-2-Р(М)ВС, заводской номер 67733, от 18 августа 2023 года и от 25 сентября 2023 года (с приложенными картами измерений колейности) следует, что нарушений в части предельно допустимой колейности, при которой система весового контроля сохраняет метрологические характеристики, не установлено, что указывает на соблюдение требований колейности и на дату совершения административного правонарушения - 19 сентября 2023 года. Каких-либо оснований не доверять сведениям о факте проведения измерений колейности в обозначенные даты, о соблюдении предельно допустимой колейности дорожного покрытия и о работоспособности указанного средства измерений на 18 августа 2023 года и на 25 сентября 2023 года (соответственно, и на дату административного правонарушения) не усматривается.
Сведений о том, что в момент фиксации административного правонарушения специальное техническое средство, которым зафиксировано административное правонарушение, было неисправным, работало не в автоматическом режиме, функционировало в тестовом режиме, в материалах дела не имеется. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о нарушениях порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, влекущих некорректное измерение весовых и габаритных параметров, не усматривается.
Как следует из имеющегося в деле паспорта, техническое средство измерения система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2-Р(М)ВС предназначено для автоматических измерений осевых нагрузок движущегося транспортного средства, вычисления его полной массы, габаритных размеров (длины, ширины, высоты), межосевых расстояний, подсчета числа колес на оси, определения класса транспортного средства, распознавания государственных регистрационных знаков, а также фотофиксации транспортного средства. Система дорожная весового и габаритного контроля СВК представляет собой комплекс измерительных и технических средств и состоит из силоприемных модулей, индикаторов обнаружения транспортного средства, модуля измерения габаритных размеров, модуля позиционирования и определения числа колес (скатов) оси движущегося транспортного средства, модуля фотофиксации и распознания транспортного средства, шкафа с электронной частью, устройства передачи данных и специального программного обеспечения.
В настоящем случае измерения проведены при помощи конкретного технического средства - системы весового и габаритного контроля СВК-2-Р(М)ВС, заводской номер 67773. Наличие свидетельства о поверке №С-ВЯ/28-11-2022/207622313 действительного до 27 ноября 2023 года подтверждает соответствие технического средства система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2-Р(М)ВС, заводской номер - 67773, установленным метрологическим требованиям и его пригодность к применению.
С учетом изложенного, на момент совершения административного правонарушения система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2-Р(М)ВС, заводской номер - 67773, расположенная по адресу: региональная автодорога в Курганской области Шадринск - Ялуторовск, км 86+700 работала в штатном порядке в автоматическом режиме, соответственно, оснований полагать, что результаты измерений, полученные с применением указанного технического средства, которые отражены в акте результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства от 29 сентября 2023 года №2023092912085130, являются недостоверными, не имеется.
Вопреки доводам жалобы, необходимой совокупности относимых и допустимых доказательств того, что транспортное средство выбыло из обладания Токарева В.М., находилось во владении иного лица – Токарева А.В., в материалы дела не представлено.
Действия Токарева В.М. правильно квалифицированы по части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств принятия Токаревым В.М. всех зависящих мер по недопущению противоправного движения тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения, не представлено. Токарев В.М. в качестве собственника транспортного средства является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения и с учетом доказанности его вины обоснованно привлечен к административной ответственности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным, обоснованным и справедливым, отвечает цели административного наказания по предупреждению совершения новых административных правонарушений.
При пересмотре дела вышестоящим должностным лицом, судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с положениями статей 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, исследованы представленные в материалы дела доказательства, совокупность которых достаточна для установления вины Токарева В.М. в совершении вмененного ему административного правонарушения. В оспариваемых решениях дана оценка обстоятельствам дела и доводам жалоб.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2024 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2024 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 12.21.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░