дело № 2а-6149/2024
УИД 03RS0017-01-2024-007456-66
категория дела 3.214
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 августа 2024 года г.Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Киселевой Р.Ф.,
при секретаре судебного заседания Васильевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Стерлитамак Республики Башкортостан Горбунова Е.С. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Орлову Е. А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора <адрес> Республики Башкортостан Горбунов Е.С. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Орлову Е.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами по водительскому удостоверению серии и №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Орлову Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязании Орлова Е.А. сдать в ОГИБДД УМВД России по <адрес> указанное водительское удостоверение, по тем основаниям, что Орлов Е.А. состоит на учете в ГБУЗ Республиканский клинический диспансер Министерства здравоохранения РБ с диагнозом «психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением каннабиоидов, пагубное употребление». Данный диагноз является противопоказанием к управлению транспортным средством.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора <адрес> Республики Башкортостан Юсупов Р.А. административное исковое заявление поддержал в полном объеме и просил удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Административный ответчик Орлов Е.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом, судебное извещение возвращено по истечению срока хранения.
Заинтересованные лица УМВД России по г. Стерлитамак, ОГИБДД УМВД России по г.Стерлитамак в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд, определив возможным рассмотреть настоящее дело без участия неявившихся лиц, заслушав пояснения административного истца, изучив и оценив материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления на следующих основаниях.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Статьей 24 Федеральным закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 23 вышеуказанного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, так к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, что соответствует группе кодов F10-F16, F18, F19 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
В соответствии с п.п.1 п.10 Приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» диспансерный осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) включает подтверждение ремиссии.
Согласно п. 12 Приложения № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 <1> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии; не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1); если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии, а также наличие заключения врачебной комиссии от наркологического диспансера о прекращении диспансерного наблюдения.
Судом установлено, что административный ответчик Орлов Е.А. имеет водительское удостоверение серии и № на право управления транспортным средством категории «В, В1 (AS)» от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке № ГБУЗ Республиканский клинический наркологический диспансер Министерства здравоохранения РБ от ДД.ММ.ГГГГ, Орлов Е.А. состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением каннабиоидов, пагубное употребление».
Заключение врачебной комиссии ГБУЗ Республиканский клинический наркологический диспансер Министерства здравоохранения РБ о прекращении наблюдения в отношении Орлова Е.А. в связи с выздоровлением/стойкой ремиссией отсутствует.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что действие права Орлова Е.А. на управление транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, поскольку у административного ответчика имеется заболевание, которое относится к числу медицинских противопоказаний, препятствующих управлению транспортными средствами и реализации предоставленного ему права управления автомобилями категории «В, В1 (AS)», и с учетом данного обстоятельства приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КА РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░.░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░