Судья: Ушматьева Е.Н. УИД: 52RS0045-01-2023-001078-82
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 16 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Симагина А.С.,
судей Винокуровой Н.С., Луганцевой Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рахмановой Э.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора закрытого административно-территориального образования г. Саров, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Сарова Нижегородской области о возложении обязанности разработать и представить для утверждения декларацию безопасности гидротехнических сооружений гидроузла, признании незаконным бездействия
по апелляционной жалобе администрации города Сарова Нижегородской области на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Луганцевой Ю.С., выслушав помощника прокурора Демидову Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор ЗАТО г. Саров, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Сарова о возложении обязанности разработать и представить для утверждения декларацию безопасности гидротехнических сооружений гидроузла, признании незаконным бездействия. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой ЗАТО г. Саров по заданию прокуратуры Нижегородской области была проведена проверка исполнения администрацией г. Саров законодательства о предотвращении негативного воздействия вод, по результатам которой были выявлены нарушения. Проведенной проверкой установлено, что администрация г. Саров является собственником ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]). 20 февраля 2017 года Волжско-Окским Управлением Ростехнадзора утверждены разработанные администрацией г. Саров декларации безопасности ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров (№ 209220000434000), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров (№ [номер]), сроком действия на 4 года со дня утверждения, в связи с чем выдано разрешение на их эксплуатацию. Срок действия деклараций и разрешений на эксплуатацию вышеуказанных ГТС закончился 21 февраля 2021 года. Декларации безопасности в отношении ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]), подлежавшие представлению в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора в феврале 2021 года, своевременно в указанный орган собственником ГТС не представлены, несмотря на заблаговременное информирование об этом администрации г. Саров письмом Волжско-Окского Управления Ростехнадзора от 26 января 2021 года № 311-776, что создает риск возникновения чрезвычайных ситуаций на территории г. Сарова. 28 апреля 2023 года прокуратурой ЗАТО г. Саров Главе г. Саров внесено представление, которое было рассмотрено и удовлетворено. Прокурором ЗАТО г. Саров 28 апреля 2023 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.2 КоАП РФ, которое рассмотрено Волжско-Окским Управлением Ростехнадзора, должностное лицо привлечено к административной ответственности.
На этом основании, прокурор ЗАТО г. Саров, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, просил суд возложить на администрацию города Сарова Нижегородской области обязанность разработать и представить для утверждения в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора декларации безопасности ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]); признать незаконным бездействие администрации г. Саров Нижегородской области, выраженное в несвоевременном предоставлении в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора декларации безопасности ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]).
Определением Саровского городского суда Нижегородской области от 4 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Волжско-Окское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Ответчик администрация г. Саров Нижегородской области исковые требования в части необходимости разработать и представить для утверждения в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора декларации безопасности ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]) признала, исковые требования о признании незаконным бездействия администрации г. Саров Нижегородской области не признала, возражала против их удовлетворения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Волжско-Окское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области не выразили своей позиции относительно заявленных истцом требований.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 12 октября 2023 года исковые требования Прокурора ЗАТО г. Саров, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Сарова о возложении обязанности разработать и представить для утверждения декларацию безопасности ГТС гидроузла, признании незаконным бездействия удовлетворены частично.
На администрацию г. Сарова Нижегородской области возложена обязанность в срок в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и представить для утверждения в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора декларации безопасности ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]).
В удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Саров Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном предоставлении в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора декларации безопасности ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]) отказано.
В апелляционной жалобе администрации г. Саров Нижегородской области
поставлен вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления как принятого с нарушением норм материального и процессуального права в части признания незаконным бездействия администрации г. Саров Нижегородской области, выразившегося в несвоевременном предоставлении в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора декларации безопасности ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Д.Н.В. ссылалась на законность постановленного решения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела они считаются надлежащим образом извещенными, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства не представлено, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда на основании статей 113, 117, 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и усматривается из материалов гражданского дела, администрация г. Саров является собственником ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]).
20 февраля 2017 года Волжско-Окским Управлением Ростехнадзора были утверждены декларации безопасности ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]), сроком действия на 4 года со дня утверждения, в связи с чем администрации г. Саров Нижегородкой области было выдано разрешение на их эксплуатацию.
Срок действия деклараций и разрешений на эксплуатацию вышеуказанных ГТС истек 21 февраля 2021 года.
Проведенной прокуратурой ЗАТО г. Саров проверкой установлено, что декларации безопасности в отношении ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]), подлежавшие представлению в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора в феврале 2021 года, своевременно в указанный орган администрацией г. Саров Нижегородкой области как собственником ГТС не представлены. Администрацией г. Саров не предприняты меры по соблюдению требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений гидроузла «Городской» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]).
28 апреля 2023 года прокуратурой ЗАТО г. Саров в адрес Главы города Саров Нижегородской области было внесено представление, которое было рассмотрено и признано подлежащим удовлетворено.
Прокурором ЗАТО г. Саров 28 апреля 2023 года в отношении администрации г. Сарова Нижегородской области было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое рассмотрено Волжско-Окским Управлением Ростехнадзора, должностное лицо департамента городского хозяйства администрации г. Саров Нижегородской области было привлечено к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (абзац 2).
Согласно пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Указанным федеральным законом установлены обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является документом, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Критериями безопасности гидротехнического сооружения являются предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Статья 9 вышеуказанного Федерального закона устанавливает обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации. Собственник гидротехнического сооружения обязан: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ установлена обязанность владельцев ГТС обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. Сведения в регистр вносятся на основании декларации безопасности, которая в силу статьи 8 указанного Федерального закона Российской Федерации является одним из общих требований обеспечения безопасности гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
Как установлено статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ, декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 года № 1892 «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений» в соответствии с частью 3 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» утверждены Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений и Правила проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Согласно пункту 8 вышеуказанного Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений орган государственного надзора рассматривает декларацию безопасности, прилагаемые к ней документы и заключение экспертной комиссии по результатам рассмотрения этой декларации безопасности и выносит решение об их утверждении или отказе в утверждении в течение 10 рабочих дней со дня поступления этих документов в орган государственного надзора. При утверждении декларации безопасности и соответствующего заключения экспертной комиссии орган государственного надзора устанавливает с учетом уровня безопасности гидротехнического сооружения срок их действия, который не может превышать 5 лет.
Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации (далее - Административный регламент), содержит требования к порядку предоставления государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, и определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Ростехнадзора и его территориальных органов.
В силу пункта 14 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений и пункта 62 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, орган государственного надзора формирует и ведет базу данных деклараций безопасности ГТС, а также контролирует сроки представления деклараций безопасности.
С учетом вышеуказанных обстоятельств и вышеприведенных норм материального права, установив, что к моменту рассмотрения гражданского дела по существу выявленные нарушения требований законодательства в сфере предотвращении негативного воздействия вод, администрацией г. Саров Нижегородской области, являющейся собственником гидроузлов, устранены не были, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности разработать и представить для утверждения в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора декларации безопасности ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]) в срок в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что непредставление администрацией для утверждения в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора декларации безопасности гидротехнических сооружений гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров и также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения контроля за безопасностью гидротехнических сооружения и предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории, а допущенные нарушения могут повлечь риск возникновения чрезвычайной ситуации в пределах муниципального образования г. Саров, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что установленный срок выполнения возложенной обязанности для администрации является разумным и справедливым.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда первой инстанции в части разрешения требования прокурора ЗАТО г. Саров о признании незаконным бездействия администрации г. Саров Нижегородской области являются безосновательными, поскольку обжалуемым судебным постановлением, вопреки доводам заявителя жалобы, в удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Саров Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном предоставлении в Волжско-Окское Управление Ростехнадзора декларации безопасности ГТС гидроузла «Протяжка» на р. Саровка г. Саров ([номер]), а также гидроузла Городской на р. Сатис г. Саров ([номер]) отказано.
Иных доводов, влияющих на законность вынесенного решения суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
При таком положении нет оснований считать, что, рассматривая гражданское дело, суд неправильно применил нормы материального права. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░