Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-85/2024 (2а-963/2023;) ~ М-915/2023 от 08.12.2023

УИД 25RS0№-27

№ 2а-85/2024 (2а-963/2023;)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2024 года                             г. Дальнереченск

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Повзун А.А.,

при секретаре судебного заседания Ганжа Е.Н.,

с участием представителя административного истца Владивостокского природоохранного прокурора по поручению – помощник Дальнереченского межрайонного прокурора Приморского края Ишбулдина Ю.А.,

представителя административного ответчика – администрации Дальнереченского городского округа Приморского края Столяровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Дальнереченского городского округа Приморского края о признании бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с данным административным иском, в котором указывает, что во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры административным истцом проведена проверка исполнения органами местного самоуправления <адрес> полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления I-II классов опасности, в ходе которой в июне 2023 года установлены нарушения в деятельности администрации Дальнереченского городского округа <адрес> (далее администрации ДГО), выразившиеся в не заключении договора с федеральным оператором по обращению с отходами I-II классов опасности, не реализована обязанность по размещению информации о пунктах приема отработанных ртутьсодержащих ламп на территории округа на официальном сайте органа местного самоуправления; на территории муниципального образования – Дальнереченский городской округ места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп не созданы, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации ДГО внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, которое рассмотрено, доводы признаны обоснованными, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Административный истец также указывает, что неудовлеторительная организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения в целях их дальнейшей утилизации приводит к их попаданию с другими твердыми коммунальными отходами на объекты размещения твердых коммунальных отходов, то есть размещению их в окружающей среде, что ведет к загрязнению ртутью и ее парами окружающей среды, до концентраций, создающих прямую угрозу здоровью людей, в связи с чем просит признать вышеуказанное бездействия администрации ДГО незаконным и возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения в течение трех месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца Владивостокского природоохранного прокурора по поручению – помощник Дальнереченского межрайонного прокурора <адрес> ФИО3 на административных исковых требованиях настаивала в полном объеме, по доводам изложенным в административном иске, дополнив, что с момента внесения прокурорского представления административным ответчиком никаких мер к устранению нарушений предпринято не было, в связи с чем, считает испрашиваемый срок соразмерным.

Представитель административного ответчика администрации Дальнереченского городского округа <адрес> ФИО4 в судебном заседании предоставила возражения относительно административных исковых требований, из которых следует, что администрация ДГО не согласна с административным иском в части запрашиваемого срока исполнения требований. Создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории округа, заключение договора на обращение с отходами I-II класса опасности с федеральным экологическим оператором потребует дополнительных расходов бюджета ДГО. Внесение изменений в бюджет возможно при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета при наличии дополнительных источников поступлений в бюджет. Дополнительные источники поступлений в бюджет отсутствуют, сокращать нечего, то есть оснований для внесения изменений в бюджет 2024 года не имеется. Требования административного истца о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории округа, заключению договора на обращение с отходами I-II класса опасности с федеральным экологическим оператором заведомо неисполнимы администраций ДГО, а в случае удовлетворения данных требований, администрация будет нести расходы в связи с взысканием исполнительного сбора и штрафов за неисполнение решения суда в установленный срок, в связи с чем, просит срок исполнения требований природоохранного прокурора увеличить до 30.04.2025.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу.

Согласно ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон №7-ФЗ), п.11 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.10 Федерального закона №7-ФЗ).

Частью 9 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 261-ФЗ) правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. В целях создания организационных, материально-технических, финансовых и иных условий, обеспечивающих реализацию требований к обращению с указанными отходами, Правительством Российской Федерации утверждается государственная программа, которая подлежит реализации с ДД.ММ.ГГГГ.

Реализуя возложенные полномочия, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее Правила).

Согласно пункту 5 Правил, органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Сбор, накопление, транспортирование, утилизацию, обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляет специализированная организация – оператор (п.п. 8-11 Правил).

Статьей 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон №89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

В соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона №89-ФЗ, подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, в соответствии с которым лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности (код по ФККО - 47110101521), чрезвычайно опасным отходам, обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

В силу ч.1 ст.14.4 Федерального закона №89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.4.3 Федерального закона №7-ФЗ).

Пунктом 14 Приложения к Правилам размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления или уполномоченными им организациями о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержанию информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форме ее размещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно п.11 ч.1 ст.5 Устава Дальнереченского городского округа Приморского края, утвержденного решением муниципального комитета муниципального образования г. Дальнереченск от 24.06.2005 №101, к вопросам местного значения Дальнереченского городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела 06.06.2023 Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена выездная проверка на территории Дальнереченского городского округа, в ходе которой установлено, что в реестре договоров на обращение с отходами ФГУП «ФЭО», зарегистрированных посредством федеральной государственной системы учета и контроля за обращением с отходами I-II классов опасности, администрация Дальнереченского городского округа не поименована, не созданы места накопления ртутьсодержащих ламп, а также информирование потребителей о расположении таких мест, не реализована обязанность по размещению информации о пунктах приема отработанных ртутьсодержащих ламп на территории округа на официальном сайте органа местного самоуправления, что негативно сказывается на экологии и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

13.07.2023 глава администрации Дальнереченского городского округа сообщил, что создание мест накопления отходов I-II классов опасности образующихся у населения не было запланировано при формировании бюджета на 2023 год, однако планируется учесть при формировании бюджета на 2024 год. После создания таких мест, будет проведена работа по заключению договора с ФГУП «ФЭО» или иной организацией, обладающей соответствующей лицензией на сбор, транспортирование, утилизацию и (или) обезвреживание отходов I-II классов опасности, а также по информированию населения о расположении пунктов приема отходов I-II классов опасности.

21.11.2023 Владивостокская межрайонная природоохранная прокуратура направила требование главе администрации Дальнереченского городского округа Приморского края о предоставлении информации о проведенных мероприятиях по исполнению законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления I-II классов опасности.

24.11.2023 администрацией Дальнереченского городского округа предоставлен ответ, согласно которому к выполнению мероприятий по исполнению законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления I-II классов опасности администрация не приступила.

При указанных обстоятельствах, в судебном заседании достоверно установлено бездействие административного ответчика, следовательно требования Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании представитель администрации Дальнереченского городского округа пояснила, что бюджет на 2024 года сформирован, денежные средства на данные мероприятия не заложены, в связи с чем, просила срок увеличить до 2025 года, предоставив возможность административному истцу заложить денежные средства на данные мероприятия.

В тоже время суду представлено достаточное количество доказательств того, что административному ответчику ранее было предоставлено время и возможность устранить допущенные нарушения, однако данной возможностью он не воспользовался, не заложив необходимую сумму при формировании бюджета на 2024 год, в связи с чем довод о предоставлении дополнительного времени для устранения нарушений, подлежит отклонению.

Из п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ следует, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 174, 177, 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ I-II ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ I-II ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 05.02.2024.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                         ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-85/2024 (2а-963/2023;) ~ М-915/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация ДГО
Суд
Дальнереченский районный суд Приморского края
Судья
Повзун А.А.
Дело на сайте суда
dalnerechensky--prm.sudrf.ru
08.12.2023Регистрация административного искового заявления
08.12.2023Передача материалов судье
08.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Подготовка дела (собеседование)
25.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.01.2024Подготовка дела (собеседование)
17.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее