Дело № 2а-1339/2023
74RS0021-01-2023-001516-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Конновой О.С.
при секретаре Кошарной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации Карталинского муниципального района Челябинской области к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Карталинского ГОСП Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области Емелькина М.В. об уменьшении размера исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Карталинского муниципального района Челябинской области (далее - администрация Карталинского муниципального района) обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по Челябинской области (далее ГУ ФССП России по Челябинской области), судебному приставу-исполнителю Карталинского ГОСП ГУ ФССП России по Челябинской области Емелькина М.В. о снижении исполнительского сбора, наложенного постановлением заместителя начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Карталинского ГОСП ГУ ФССП России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Требование обосновано тем, что административный истец является должником по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП. Административный истец не исполнил требования исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный для добровольного исполнения, в связи с чем административным ответчиком вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Карталинского муниципального района в адрес Седьмого кассационного суда общей юрисдикции г. Челябинск направлена кассационная жалоба на судебные акты по иску Зеваковой Н.А. к администрации Мичуринского сельского поселения, администрации Карталинского муниципального района о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, а также в адрес Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда направлено заявление о разъяснении решения суда и приостановлении исполнения определения Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени разъяснение не получено. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Карталинского ГОСП ГУФССП России по Челябинской области направлено заявление об отложении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Карталинского ГОСП ГУФССП России по Челябинской области Емелькина М.В. исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения были отложены до ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение Апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Карталинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ Зеваковой Н.А. предложены 3 жилых помещения, от которых она отказалась. Иные жилые помещения, отвечающие требованиям исполнительного документа на территории Карталинского муниципального района отсутствуют. Денежные средства на приобретение жилого помещения Зеваковой Н.А. в бюджете Карталинского муниципального района не предусмотрены, внесение изменений в бюджет Карталинского муниципального района в части выделения денежных средств на приобретение жилого помещения в конце финансового года не представляется возможным. Таким образом, исполнение требований исполнительного документа в установленные сроки невозможно по причинам, не зависящим от должника. Учитывая изложенное, административный истец просит о снижении размера исполнительского сбора на ? части об его общей суммы.
В судебное заседание представитель административного истца администрации Карталинского муниципального района не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель административного ответчика ГУ ФССП России по Челябинской области, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Карталинского ГОСП ГУ ФССП России по Челябинской области Емелькина М.В. не явились, надлежащим образом извещены о слушании дела.
В судебное заседание заинтересованное лицо Зевакова Н.А. не явилась, надлежащим образом извещена о слушании дела.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Вместе с тем закон строго регламентирует основания и порядок совершения указанных исполнительных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1, 2, 7 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из разъяснений, данных в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Из материалов дела следует, что решением Карталинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Зеваковой Н.А. удовлетворены частично, на администрацию Мичуринского сельского поселения Карталинского муниципального района возложена обязанность предоставить вне очереди Зеваковой Н.А. жилое помещение на условиях договора социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к Карталинскому муниципальному району Челябинской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в остальной части иска, в том числе к администрации Карталинского муниципального района, в удовлетворении иска Зеваковой Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Карталинского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, на администрацию Карталинского муниципального района Челябинской области возложена обязанность предоставить Зеваковой Н.А. жилое помещение на условиях договора социального найма равнозначное общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 20 кв.м, благоустроенному применительно к Карталинскому муниципальному району Челябинской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах Карталинского муниципального района Челябинской области, в удовлетворении остальной части исковых требований Зеваковой Н.А., в том числе к администрации Мичуринского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области отказано, в удовлетворении апелляционной жалобы Мичуринского сельского поселения Карталинского муниципального района Челябинской области отказано.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Карталинского ГОСП ГУ ФССП России по Челябинской области Емелькина М.В. возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации Карталинского муниципального района Челябинской области в пользу взыскателя Зеваковой Н.А., предмет исполнения: возложить на администрацию Карталинского муниципального района Челябинской области обязанность предоставить Зеваковой Н.А. жилое помещение на условиях договора социального найма равнозначное общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 20 кв.м. Установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Согласно штампа входящей корреспонденции, должником постановление получено ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с невыполнением в установленный срок решения суда, заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Карталинского ГОСП ГУ ФССП России по Челябинской области Емелькина М.В. вынесено ДД.ММ.ГГГГ постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Обосновывая заявленные требования о необходимости снижения исполнительского сбора, административный истец в своем заявлении ссылался на невозможность исполнения судебного решения по объективным причинам, независящим от должника, в связи с необходимостью разъяснения апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ, а также отказом Зеваковой Н.А. от предложенных ей жилых помещений.
Суд находит указанные доводы заслуживающими внимания, так как они подтверждены письменными материалами дела: заявлением администрации Карталинского муниципального района о разъяснении решения суда, направленным в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда ДД.ММ.ГГГГ, заявлением Карталинского муниципального района об отложении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, направленным ДД.ММ.ГГГГ в Карталинское ГОСП, уведомлением Зеваковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, письменным отказом Зеваковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ от предложенных ей жилых помещений, обращением администрации Карталинского муниципального района в Карталинское ГОСП, направленное ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях администрации отсутствуют признаки уклонения от исполнения решения суда, невозможности исполнение судебного решения в установленные исполнительным документом сроки, и наличии оснований для снижения администрации Карталинского муниципального района исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ №) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 37 500 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.