Дело № 2-3452/2024
УИД: 29RS0014-01-2024-003161-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 15 июля 2024 года
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Тучиной Ю.А.
при секретаре Семеновой Т.В.
с участием представителя истца Неверовой А.С., представителей ответчика Неуступова К.М. и Барболина М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа «Город Архангельск» к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» о возложении обязанности возобновить предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Администрация городского округа «Город Архангельск» (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (далее – ООО «ЭкоИнтегратор») о возложении обязанности возобновить предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории острова Кего городского округа «Город Архангельск». В обоснование иска указала, что по результатам открытого конкурса ООО «ЭкоИнтегратор» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области. 29 октября 2019 года года между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и «ЭкоИнтегратор» заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области. Предметом данного соглашения является организация региональным оператором деятельности по обращению с ТКО, а именно: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Архангельской области, являющейся зоной деятельности регионального оператора. ООО «ЭкоИнтегратор» осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию обезвреживание, захоронение ТКО с территории острова Кего. По состоянию на 29 марта 2024 года сбор и вывоз ТКО в отношении потребителей, проживающих на острове Кего региональным оператором ООО «ЭкоИнтегратор» не осуществляется. Коммунальная услуга по обращению с ТКО гражданам, проживающим на острове Кего, и муниципальным образовательным учреждениям не предоставляется. В результате отсутствия коммунальной услуги по обращению с ТКО в отношении потребителей острова Кего городского округа «Город Архангельск», нарушаются права граждан, на нем проживающих, по надлежащему обеспечению коммунальной услуги по обращению с ТКО, что послужило причиной обращения в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель истца Неверова А.С. исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Представители ответчика Неуступов К.М. и Барболин М.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска по доводам, указанным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в Соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - это оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641 (далее - Правила обращения с ТКО).
Как следует из пункта 4 Правил обращения с ТКО, обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой в обращения с ТКО на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
По результатам конкурсного отбора 29 октября 2019 года между Министерством и ООО «Экоинтегратор» заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области (далее - Соглашение).
Согласно п. 3.2 Соглашения, в числе прочего, региональный оператор обязан обеспечить своевременный и бесперебойный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, образованных в зоне деятельности Регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Архангельской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО, графиком сбора и транспортирования ТКО (пп. 2); осуществлять сбор и транспортирование ТКО из мест (площадок) накопления отходов в зоне деятельности Регионального оператора в соответствии с объемами (массой) ТКО, указанных в территориальной схеме обращения с отходами (пп. 9); соблюдать график сбора и транспортирования ТКО из мест (площадок) накопления ТКО (пп. 10); обеспечить организацию своей деятельности в соответствии с определенными в п. 35 критериями, в том числе не допускать более чем 50 нарушений графика вывоза ТКО из мест сбора и накопления в год в отношении более чем 10% ТКО, образующихся в зоне деятельности Регионального оператора (пп. 35 «а»).
На основании данного Соглашения ООО «ЭкоИнтегратор» осуществляет, в том числе сбор, транспортирование, обработку, утилизацию обезвреживание, захоронение ТКО с территории острова Кего.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354).
Пунктом 148(22) Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении № 1 к Правилам № 354, к числу таких требований при обращении с ТКО отнесено обеспечение их своевременного вывоза из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +4°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца (пункт 17).
В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.
Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Как следует из материалов дела, 29 марта 2024 года ответчиком в адрес истца направлено письмо, в котором сообщалось о приостановлении оказания услуг по обращению с ТКО на территориях островов Бревенник, Хабарка и Кего в связи с отсутствием транспортной доступности с островами и введенным ограничением на ледовой переправе (5 тонн) и по причине того, что выделенные Администрации под временное накопления ТКО земельные участки не оборудованы в соответствии с требованиями к таким объектам.
Вместе с тем, представленными в материалы дела маршрутными журналами подтверждается, и не оспорен истцом факт возобновления предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с мая 2024 года, транспортировка которых осуществляется с указанных островов в настоящее время, в связи с чем требования истца о возобновлении данных действий не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░» (░░░ <№>) ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» (░░░ <№>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>