УИД 65RS0014-01-2022-000021-93 дело № 2а-195/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2023 года г. Томари
Сахалинской области
Томаринский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Гуркун О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Прядко А.А.,
с участием: представителя административного истца Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры Ожог В.В., представителя административного ответчика Правительства Сахалинской области Ю Н.Д., представителя административного ответчика Министерства ЖКХ Сахалинской области Ильченко И.В., представителя административного ответчика МУП «Водоканал» Козловского А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Томаринского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО «Томаринский городской округ», МУП «Водоканал», Правительству Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, возложении обязанности,
установил:
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор, на основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» (далее – администрация МО «ТГО», администрация) о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок, возложении обязанности организовать и обеспечить ликвидацию указанных несанкционированных свалок.
В обоснование административного искового заявления указано, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с пунктом 6 плана работы на 2 полугодие 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления в части ликвидации несанкционированных свалок.
27 октября 2021 года в ходе обследования территории МО «Томаринский городской округ» природоохранной прокуратурой выявлено шесть несанкционированных мест размещения отходов, в частности:
на земельных участках в селе Черемшанка в точках координат согласно сведений Публичной кадастровой карты 47?54"24,50"" СШ 142?11"46,64"" ВД и 47?54"14"" СШ 142?11"28"" ВД (район ямы для осмотра автомобилей) обнаружены две свалки отходов производства и потребления площадью по 50 м?;
в селе Красногорск Томаринского района на территории бывшего ЦБЗ (БУМ завод) в точках координат 48?25"9"" СШ 142?5"6"" ВД обнаружена свалка отходов производства и потребления площадью 200 м?;
в городе Томари обнаружена свалка на земельном участке с кадастровым номером 65:12:0000026:168 – из золошлаковых отходов, площадью 20 000 м?;
в городе Томари обнаружена свалка на земельном участке с кадастровым номером 65:12:0000024:287 (район бывшего ЦБЗ) – свалка отходов производства и потребления, площадью 60000 м?;
в городе Томари обнаружена свалка на земельном участке на склоне реки Томаринка вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 65:12:0000026:679, 65:12:0000026:724 – свалка отходов производства и потребления, отработанные автомобильные покрышки, автомобили.
Указанные земельные участки, согласно ответу администрации МО «ТГО», относятся к категории земель населенных пунктов и не разграничены пользованием. Ссылаясь на статью 42 Конституции РФ, статью 1, пункт 2 статьи 7, часть 1 статьи 11, статью 39, пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 2 части 2 статьи 13, статью 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 8, пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», часть 1 статьи 13, пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункт 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года №607-ст, подпункты 11, 24 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», также указывает, что невыполнение администрацией Томаринского ГО возложенных обязанностей влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия на окружающую среду. 29 октября 2021 года в администрацию МО «ТГО» внесено представление об устранении нарушений (№7-32-2021). В ответе от 08 декабря 2021 года №5.19-5015/21 администрация выразила несогласие с выявленными нарушениями. Прокурор указывает, что ссылка администрации на необходимость ликвидации свалки золошлаковых отходов предыдущим пользователем земельного участка с кадастровым номером 65:12:0000024:168 не состоятельна, поскольку данный земельный участок расположен на землях населенных пунктов и не разграничен пользованием, к полномочиям администрации относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Административный истец также не соглашается с доводом администрации о выделении земельного участка с кадастровым номером 65:12:0000024:287 под складирование строительных отходов, поскольку выездной проверкой установлено несоответствие данного земельного участка требованиям к объектам размещения отходов согласно СанПиН 2.1.3684-21, в нарушение пункта 6 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ земельный участок не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов. Длительное непринятие мер к устранению несанкционированных свалок отходов может привести к негативным последствиям для состояния окружающей среды и стать причиной неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки для населения. Обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, по участию в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки ТКО, являются публичными обязанностями администрации МО «ТГО», невыполнение которых свидетельствует о наличии бездействия со стороны последней.
В этой связи административным истцом постановлено требование о признании незаконным бездействия администрации Томаринского городского округа по непринятию мер по ликвидации шести несанкционированных свалок в селе Черемшанка Томаринского района: на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 24,50 СШ, 142°11"46, 64 ВД, площадью 50 м?; на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 14"" СШ, 142°11"28"" ВД, (район ямы для осмотра автомобилей), площадью 50 м?; в селе Красногорск Томаринского района на территории бывшего ЦБЗ (Бум завод) в точках координат согласно сведений ПКК – 48° 25" 9"" СШ, 142°5"6"" ВД, площадью 200 м?; в городе Томари: на земельном участке с кадастровым номером 65:12:0000026:168, площадью 20 000 м?; на земельном участке с кадастровым номером 65:12:0000024:287 (район бывшего ЦБЗ), площадью 60000 м?: на земельном участке на склоне реки Томаринка вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 65:12:0000026:679, 65:12:0000026:724, возложении обязанности организовать и обеспечить ликвидацию указанных несанкционированных свалок в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
08 июня 2023 года административный истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействия администрации Томаринского городского округа по непринятию мер по ликвидации шести несанкционированных свалок:
- в селе Черемшанка Томаринского района: на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 24,50 СШ, 142°11"46, 64 ВД;
- в селе Черемшанка Томаринского района на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 14"" СШ, 142°11"28"" ВД, (район ямы для осмотра автомобилей);
- в селе Красногорск Томаринского района на территории бывшего ЦБЗ (Бум завод) в точках координат согласно сведений ПКК – 48° 25" 9"" СШ, 142°5"6"" ВД;
- в городе Томари: на земельном участке в точках координат 47°45" 57"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45"56"" СШ, 142°4"39"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"42"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"43 47°45" 57"" СШ, 142°4"42"" ВД (ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 65:12:0000026:168;
- в городе Томари на земельном участке с кадастровым номером 65:12:0000024:287 (район бывшего ЦБЗ);
- в городе Томари на земельном участке на склоне реки Томаринка вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 65:12:0000026:679, 65:12:0000026:724,
возложить на администрацию обязанность организовать и обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок
- в селе Черемшанка Томаринского района: на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 24,50 СШ, 142°11"46, 64 ВД;
- в селе Черемшанка Томаринского района на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 14"" СШ, 142°11"28"" ВД, (район ямы для осмотра автомобилей);
- в селе Красногорск Томаринского района на территории бывшего ЦБЗ (Бум завод) в точках координат согласно сведений ПКК – 48° 25" 9"" СШ, 142°5"6"" ВД;
- в городе Томари на земельном участке с кадастровым номером 65:12:0000024:287 (район бывшего ЦБЗ);
- в городе Томари на земельном участке на склоне реки Томаринка вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 65:12:0000026:679, 65:12:0000026:724,
в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
возложить на администрацию и МУП «Водоканал» обязанность организовать и обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки в городе Томари: на земельном участке в точках координат 47°45" 57"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45"56"" СШ, 142°4"39"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"42"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"43 47°45" 57"" СШ, 142°4"42"" ВД (ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 65:12:0000026:168 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
03 июля 2023 года административный истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействия администрации Томаринского городского округа по непринятию мер по ликвидации шести несанкционированных свалок:
- в селе Черемшанка Томаринского района: на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 24,50 СШ, 142°11"46, 64 ВД;
- в селе Черемшанка Томаринского района на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 14"" СШ, 142°11"28"" ВД, (район ямы для осмотра автомобилей);
- в селе Красногорск Томаринского района на территории бывшего ЦБЗ (Бум завод) в точках координат согласно сведений ПКК – 48° 25" 9"" СШ, 142°5"6"" ВД;
- в городе Томари: на земельном участке в точках координат 47°45" 57"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45"56"" СШ, 142°4"39"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"42"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"43 ВД 47°45" 57"" СШ, 142°4"42"" ВД (ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 65:12:0000026:168);
- в городе Томари на земельном участке с кадастровым номером 65:12:0000024:287 (район бывшего целлюлозно-бумажного завода);
- в городе Томари на земельном участке на склоне реки Томаринка вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 65:12:0000026:679, 65:12:0000026:724,
возложить на Министерство финансов РФ, Правительство Сахалинской области обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование мероприятий по ликвидации четырех несанкционированных свалок на землях не разграниченных пользованием в селе Черемшанка Томаринского района: на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 24,50 СШ, 142°11"46, 64 ВД; в селе Черемшанка Томаринского района на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 14"" СШ, 142°11"28"" ВД, (район ямы для осмотра автомобилей); в селе Красногорск Томаринского района на территории бывшего ЦБЗ (Бум завод) в точках координат согласно сведений ПКК – 48° 25" 9"" СШ, 142°5"6"" ВД; в городе Томари на земельном участке на склоне реки Томаринка вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 65:12:0000026:679, 65:12:0000026:724;
возложить на администрацию обязанность в течение трех месяцев со дня обеспечения финансирования организовать и обеспечить ликвидацию четырех несанкционированных свалок в селе Черемшанка Томаринского района: на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 24,50 СШ, 142°11"46, 64 ВД; в селе Черемшанка Томаринского района на земельном участке в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 14"" СШ, 142°11"28"" ВД, (район ямы для осмотра автомобилей); в селе Красногорск Томаринского района на территории бывшего ЦБЗ (Бум завод) в точках координат согласно сведений ПКК – 48° 25" 9"" СШ, 142°5"6"" ВД; в городе Томари на земельном участке на склоне реки Томаринка вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 65:12:0000026:679, 65:12:0000026:724;
возложить на администрацию обязанность в течение шести месяцев со момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки в городе Томари на земельном участке с кадастровым номером 65:12:0000024:287 (район бывшего целлюлозно-бумажного завода);
возложить на администрацию и МУП «Водоканал» обязанность в течение шести месяцев со момента вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки в городе Томари на земельном участке в точках координат 47°45" 57"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45"56"" СШ, 142°4"39"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"42"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"43 ВД, 47°45" 57"" СШ, 142°4"42"" ВД (ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 65:12:0000026:168).
Определением судьи Томаринского районного суда от 17 мая 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено МУП «Водоканал».
Протокольным определением суда от 09 июня 2023 года к участию в деле привлечено Правительство Сахалинской области и Министерство финансов РФ в качестве соответчиков.
Протокольным определением суда от 03 июля 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечено Министерство финансов Сахалинской области и Министерство ЖКХ Сахалинской области.
В ходе рассмотрения административного дела участвующий в деле прокурор Ткаченко О.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным в уточненном административном иске основаниям. Дополнительно суду пояснила, что местоположение указанных в административном иске земельных участков установлено в соответствии с данными об их географических координатах, в границах, в том числе указанных на публичной кадастровой карте, в ходе выездной прокурорской проверки выявлены все отмеченные в административном иске нарушения. До настоящего времени административным ответчиком администрацией МО «Томаринский городской округ» сведений о ликвидации обнаруженных несанкционированных свалок не предоставлено. Земельные участки, выделенные под складирование с номерами 168 и 287 не оборудованы в соответствии с требованиями закона.
Участвующий в деле прокурор Ожог В.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным основаниям, дополнительно пояснил, что в связи со снятием земельного участка с кадастровым номером 65:12:0000026:168 с кадастрового учета 19 апреля 2023 года был обследован земельный участок в точках координат 47°45" 57"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45"56"" СШ, 142°4"39"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"42"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"43 47°45" 57"" СШ, 142°4"42"" ВД на котором имелись золошлаковые отходы (отвалы) на площади около 3792,11 кв.м.
Представитель административного ответчика МО «Томаринский городской округ» Сидорова Е.А., действующая на основании доверенности №6 от 09.01.2023 (сроком действия до 31.12.2023), в судебном заседании 03 июля 2023 года требования не признала, указала, что на земельном участке граничащем с участками под кадастровыми номерами с последними цифрами 679 и 724, которые переданы в пользование МУП «Благоустройство» нарушения не устранены. Земельный участок с цифрами 287 был выделен на основании акта Правительства Сахалинской области под складирование строительного мусора, в связи с чем свалка не является несанкционированной. Участок с кадастровым номером 65:12:0000026:168 снят с кадастрового учета 10 августа 2022 года. На нем на протяжении многих лет (примерно с 1925 года) осуществляется складирование золошлаковых отходов. В настоящее время МУП «Водоканал» подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду, однако решение по нему еще не принято. По ликвидации на данный момент иных выявленных свалок пояснить не смогла.
Представитель административного ответчика МУП «Водоканал» Козловский А.В., действующий на основании доверенности от 09.01.2023 (сроком действия до 31.12.2023) в судебном заседании требования не признал, указав, что решением Томаринского районного суда по делу № 2-291/2022 по иску Сахалинского природоохранного прокурора на МУП «Водоканал» возложена обязанность, в том числе по ликвидации свалки злошлаковых отходов на площадках, прилегающим в том числе к котельной, расположенной по адресу: г.Томари, ул.Ленина, 19. В ходе проверки проводимой прокурором обозначался земельный участке с кадастровым номером (последние цифры 168), в связи с чем полагал что заявлены аналогичные требования. Дополнительно пояснил, что МУП «Водоканал» заключены договоры на вывоз золошлаковых отходов, которые складировались на предоставленном администрацией в аренду земельном участке, о чем представил документы. Полагал, что требования подлежат удовлетворению за чет средств администрации.
Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов Сахалинской области в судебное заседание не явился, представил возражения в которых ссылаясь на Федеральный закон от 10.01.2003 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указало, что обязанность по очистке территории муниципальных образований от бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления, в рамках бюджета, который органами местного самоуправления формируется и исполняется самостоятельно. Со ссылкой на Постановление Конституционного суда от 30.05.2023 № 27 указывает, что органы местного самоуправления полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Доказательств бездействия Министерства финансов Сахалинской области и иных органов исполнительной власти Сахалинской области не представлено. Напротив, в соответствии с государственной программой «Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства» утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31 мая 2013 года № 278 в рамках Соглашения о предоставлении субсидии от 29 июля 2020 года № 297 заключенного между Министерством ЖКХ Сахалинской области и администрацией МО «Томаринский городской округ» предоставлялась субсидия на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в размере 5500 тыс.руб. Данная субсидия перечислена платежными поручениями 24 ноября 2020 года № 29 и от 21 августа 2020 № 347. При таких обстоятельства полагало, что бездействия со стороны Министерства финансов Сахалинской области не имелось, в связи с чем оснований для возложения на них обязанности по финансированию вышеприведенных мероприятий не имеется.
Представитель Министерства ЖКХ Сахалинской области Ильченко И.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал. Представил суду возражения, в которых указал, что согласно фототаблице, составленной в ходе проверки выявлены свалки отходов производства и потребления представленные автомобильными шинами, навалами грунта, строительным мусором, металлическими останками легкового автомобиля, металлоломом, металлическими бочками, золошлаковыми отходами. Ссылаясь на ст. 6 Федерального зак89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указал, что к полномочиям субъектов Российской Федерации входит организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению только твёрдых коммунальных отходов. Поскольку выявленные несанкционированные свалки не являются местами размещения твердых коммунальных отходов вопрос финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест размещения указанных отходов не входит в полномочия Правительства Сахалинской области и Министерства ЖКХ. Ссылаясь на постановление Конституционного суда от 30.05.2023 № 27 указал, что органы местного самоуправления полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. С 2021 года и до настоящего времени выявленные несанкционированные свалки не ликвидированы, договор на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором не заключен, что свидетельствует о неправомерных действиях органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования, что исключает в дальнейшем возможность возмещения части расходов. Также указывает на предоставлении администрации МО «Томаринский городской округ» в 2020 году субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок. С 2021года по настоящее время администрация МО «Томаринский городской округ» в Министерство ЖКХ Сахалинской области за предоставлением субсидии не обращалась, в связи с чем просил отказать в удовлетворении административных исковых требований к Министерству финансов РФ, Правительству Сахалинской области, Министерству ЖКХ Сахалинской области, Министерству финансов Сахалинской области.
Представитель Правительства Сахалинской области Ю Н.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора не признала, представила возражения в которых указала, что несанкционированные свалки созданы в результате длительного неправомерного бездействия органа местного самоуправления, допустившего как создание, так и разрастания объема мест стихийного размещения отходов, в связи с чем вопрос об их ликвидации находится в его компетенции. С 2021 года какие-либо меры администрацией МО «Томаринский городской округ» по ликвидации и недопущению складирования отходов не предпринимались. Ссылаясь на Постановление Конституционного суда № 27-П указала, что органы местного самоуправления в рамках им предоставленных полномочий по муниципальному земельному контролю имеют объективную возможность максимально оперативно, еще на начальном этапе формирования мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, выявлять такие места, выявлять лиц, в результате деятельности которых данные отходы образуются и размещаются на не предназначенных для этого территориях, а также собственников или пользователей земельных участков, ответственных за их загрязнение, предъявлять к таким лица требования об освобождении земельных участков от несанкционированных свалок. Кроме того, в контексте реализации полномочий органов местного самоуправления городского поседения и муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возложенных на них пунктами 1 и 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», указанные органы обязаны устранять причины образования новых несанкционированных свалок путем своевременного создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, из рационального размещения, не допускать превышения лимитов размещения на таких площадках отходов, организовывать общественные мероприятия с целью формирования общественной культуры. Поскольку свалки являющиеся предметом спора существуют длительное время, что свидетельствует об отсутствии должных мер со стороны администрации полагает именно на администрации лежит обязанность по финансированию и ликвидации стихийных мест накопления мусора, образованных в результате неправомерного бездействия. Поскольку Правительство Сахалинской области бездействия не допущено оснований для возложения обязанности по финансированию не имеется. Также указала, что администрации в рамках программы выделялось финансирование в 2020 году на ликвидацию несанкционированных свалок. В последующие периоды заявок от администрации МО «Томаринский городской округ» не поступало. В случае ликвидации несанкционированных свалок за счет собственных средств администрация не лишена возможности в соответствии с бюджетным законодательством обратиться за возмещением понесенных расходов.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьёй 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) определено, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, в силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 7-ФЗ, относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрещаются, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Федерального закона №7-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования, в том числе экологических, санитарно-гигиенических, и иных правил; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ ).
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ).
Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года №607-ст с 01 июля 2022 года введен в действие «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», согласно пункту 1 которого он устанавливает термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители.
Собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Примечание. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (пункт 7.8 ГОСТ 30772-2001).
На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (пункт 11); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24).
Как следует из акта проверки от 21 октября 2021 года, проведенной старшим помощником Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора при участии специалиста отдела ЖКХ администрации МО «ТГО» на вышеназванных земельных участках выявлено шесть несанкционированных мест размещения отходов, в том числе на земельном участке, ранее учтенный с кадастровым номером 65:12:0000024:168 обнаружены золошлаковые отходы. Актом проверки от 19 апреля 2023 года определены координаты нахождения золошлаковых отходов (отвалы) в точках координат 47°45" 57"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45"56"" СШ, 142°4"39"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"42"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"43 ВД, 47°45" 57"" СШ, 142°4"42"" ВД.
Из ответа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области от 07.07.2023 № 02-5711/2023 следует, что 05 марта 20145 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 65:12:0000024:168 образованный из земель государственная собственность на которые не разграничена, вид разрешенного использования «для складирования отходов производства ТЭЦ» на основании Постановления администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» от 07 февраля 2015 года № 206 со статусом «временны», предусмотренным ч.4 ст. 24 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Временный характер сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах, которые носят временный характер исключаются из ЕГРН. Земельный участок снят с кадастрового учета 10 августа 2022 года.
Согласно материалам дела земельный участок ранее учтенный с кадастровым номером 65:12:0000024:168 передавался в аренду МУП «Водоканал» с 2019 года, что подтверждается договорами аренды № 53/19 от 15.10.2019, № 32/20 от 21.09.2020, 30/21 от 13.07.2021, 36/22 от 30.06.2022.
Как следует из договоров аренды МУП «Водоканал» принимал на себя обязательства по использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования – для складирования производства ТЭЦ.
Исходя из статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Поскольку земельный участок под хранение отходов не сформирован, постольку складирование отходов более чем на одиннадцать месяцев является недопустимым.
Представителем МУП «Водоканал» представлены объемы количества образовавшихся золошлаков с котельной г.Томари за отопительный сезон 2019-2020 год 2871,273 тонны (2019 год -949,335 тонн, 2020 год 1921,938 тонн); за отопительный сезон 2020-2021 год 3145,898 тонны (2020 год -1170,737 тонн, 2021 год 1975,161 тонн); за отопительный сезон 2021-2022 год 2516,7 тонны (2021 год -887,8 тонн, 2022 год 1628,9 тонн); за отопительный сезон 2022-2023 год 3384,4 тонны (2022 год - 1139 тонн, 2023 год 2245,4 тонн), всего 11918,271 тонн.
Кроме того, в обоснование позиции о том, что золошлаковые отходы образовавшиеся от деятельности МУП «Водоканал» вывезены представителем представлены договор на безвозмездное выполнение работ, а именно вывоз отходов производства - золошлаковой смеси от сжигания угля в количестве 4900 тонн от 10.10.2019, 16.01.2020, 14.01.2021, 15.01.2022, 09.01.2023 заключенные с ООО «Ателлана». Кроме того, по запросу суда представлены акты выполненных работ по договору от 16.01.2020 года вывезено 2871,3 тонны золошлаковой смеси, по договору от 14.01.2021 года – 1975,2 тонны, по договору от 15.01.2022 – 1628,9 тонн, а всего 6475,4 тонны, при образованных 11918,271 тонн.
Кроме указанных документов представителем МУП «Водоканал» представлены декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020-2022 год, согласно которым 3098,9 тонны образовалось за 2020 год, 2863 тонны – за 2021 года и 2767,9 тонны за 2022 год, а всего 8729,8 тонн. Поскольку декларации за 2019 год и 2023 год не представлены суд принимает за основу размер отходов образовавшийся от деятельности МУП «Водоканал» за 2019-2023 год, представленный суду представителем административного ответчика по справке составленной главным инженером МУП «Водоканал». Учитывая разницу между образованными золошлаковыми отходами (11918,271 тонн ) и вывезенными по договору ООО «Ателлана» (6475,4 тонны) суд считает необходимым, как собственника отходов возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки (золошлаковых отходов) в размере 5442,828 тонны на МУП «Водоканал» в точках координат 47°45" 57"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45"56"" СШ, 142°4"39"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"42"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"43 47°45" 57"" СШ, 142°4"42"" ВД.
Довод представителя о том, что по указанному земельному участку уже принято решение по делу № 2- 291/2022 которым на МУП «Водоканал» возложена обязанность ликвидировать свалку золошлаковых отходов является необоснованным, поскольку указанным решением обязанность по ликвидации возложена с территории, прилегающей к котельной по адресу: г.Томари, д. 19А.
Из пояснений представителя административного ответчика администрации МО «ТГО» следует, что на указанном земельном участке золошлаковые отходы складируются с 1925 года, что подтверждается фотографией 1960 года, представленной представителем МУП «Водоканал».
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить принадлежность оставшихся золошлаковых отходов, расположенных на указанном земельном участке.
Каких либо мер для приведения земельного участка в соответствие с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ администрация МО «Томаринский городской округ» не предпринимала.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, наличие несанкционированных мест размещения отходов в иных координатах подтверждаются представленными административным истцом доказательствами, в том числе актом проверки от 21 октября 2021 года, проведенной старшим помощником Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора при участии специалиста отдела ЖКХ администрации МО «ТГО», и представленной к нему фототаблицей.
Сведений об устранении выявленных нарушений на дату рассмотрения настоящего дела, о принятии мероприятий административным ответчиком администрацией МО «Томаринский городской округ» не представлено, равно как и не представлено доказательств о наличии собственника отходов на земельном участке с кадастровым номером 65:12:0000024:287 на котором складируется строительный мусор.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено бездействие со стороны администрации МО «ТГО» в связи с непринятием мер по ликвидации шести несанкционированных свалок с вышеуказанных земельных участков, расположенных в границах Томаринского городского округа, что влечет нарушение прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду, не исключает возможность негативного воздействия, с учетом длительного неприниятия указанных мер, что является незаконным, в этой связи заявленное административное исковое заявление в части признания данного бездействия со стороны администрации МО «Томаринский городской округ» незаконным и возложении обязанности организовать и обеспечить ликвидацию указанных несанкционированных свалок подлежит удовлетворению.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 мая 2023 года № 27-П «ПО делу о проверке конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» а также пунктов 16018 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования «Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области» органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. При этом такое возмещение возможно если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
С 2021 года и до настоящего времени места несанкционированных свалок не ликвидированы, договор на оказание услуг по ликвидации выявленных мест несанкционированного размещения отходов с региональным оператором не заключен, что свидетельствует о бездействии администрации МО «Томаринский городской округ».
Согласно таблице 21, приложения 15 к Закону Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в 2020 году в бюджете Сахалинской области Томаринскому ГО на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок предусматривалась субсидия, которая была предоставлена. С 2021 года по настоящее время администрация в Министерство за предоставлением субсидии не обращалась, доказательств обратному в ходе рассмотрения дела не представлено.
Данные обстоятельства свидетельствуют об умышленных неправомерных действиях администрации МО «Томаринский городской округ» в связи с чем суд не находит оснований для возложения обязанности по финансированию на Министерство финансов РФ, Правительство Сахалинской области.
Учитывая объемы несанкционированных свалок, возможные и разумные сроки проведения мероприятий по ликвидации данных свалок, суд находит обоснованным срок для исполнения возлагаемой обязанности по земельным участкам: в селе Черемшанка Томаринского района в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 24,50 СШ, 142°11"46, 64 ВД; и в точках координат согласно сведений ПКК – 47° 54" 14"" СШ, 142°11"28"" ВД, (район ямы для осмотра автомобилей); в селе Красногорск Томаринского района на территории бывшего ЦБЗ (Бум завод) в точках координат согласно сведений ПКК – 48° 25" 9"" СШ, 142°5"6"" ВД; в городе Томари на земельном участке с кадастровым номером 65:12:0000024:287 (район бывшего целлюлозно-бумажного завода); в городе Томари на земельном участке на склоне реки Томаринка вдоль земельных участков с кадастровыми номерами 65:12:0000026:679, 65:12:0000026:724 в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; в точках координат 47°45" 57"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45"56"" СШ, 142°4"39"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"42"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"43 47°45" 57"" СШ, 142°4"42"" ВД (ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 65:12:0000026:168) за исключением объема 5442,828 тонн обязанность по ликвидации которого возложена на МУП «Водоканал» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; для МУП «Водоканал» обязанность в течение трех месяцев со момента вступления решения суда в законную силу на земельном участке в точках координат 47°45" 57"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45"56"" СШ, 142°4"39"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"40"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"42"" ВД; 47°45" 55"" СШ, 142°4"43 47°45" 57"" СШ, 142°4"42"" ВД в объеме 5442,828 тонн.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором требования в части установления меньшего срока для исполнения возлагаемых на администрацию МО «ТГО» обязанностей удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым, в том числе судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем расходы по уплате государственной пошлины от уплаты которой освобожден административный истец с администрации МО «Томаринский городской округ» взысканию не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ – 47° 54" 24,50 ░░, 142°11"46, 64 ░░;
- ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ – 47° 54" 14"" ░░, 142°11"28"" ░░, (░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░);
- ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ (░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ – 48° 25" 9"" ░░, 142°5"6"" ░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░░░: ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 47°45" 57"" ░░, 142°4"40"" ░░; 47°45"56"" ░░, 142°4"39"" ░░; 47°45" 55"" ░░, 142°4"40"" ░░; 47°45" 55"" ░░, 142°4"42"" ░░; 47°45" 55"" ░░, 142°4"43 47°45" 57"" ░░, 142°4"42"" ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 65:12:0000026:168);
- ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 65:12:0000024:287 (░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░);
- ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 65:12:0000026:679, 65:12:0000026:724,
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ – 47° 54" 24,50 ░░, 142°11"46, 64 ░░;
- ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ – 47° 54" 14"" ░░, 142°11"28"" ░░, (░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░);
- ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ (░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ – 48° 25" 9"" ░░, 142°5"6"" ░░;
- ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 65:12:0000024:287 (░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░);
- ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 65:12:0000026:679, 65:12:0000026:724,
░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░;
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 47°45" 57"" ░░, 142°4"40"" ░░; 47°45"56"" ░░, 142°4"39"" ░░; 47°45" 55"" ░░, 142°4"40"" ░░; 47°45" 55"" ░░, 142°4"42"" ░░; 47°45" 55"" ░░, 142°4"43 47°45" 57"" ░░, 142°4"42"" ░░ ░ ░░░░░░ 5442,828 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 47°45" 57"" ░░, 142°4"40"" ░░; 47°45"56"" ░░, 142°4"39"" ░░; 47°45" 55"" ░░, 142°4"40"" ░░; 47°45" 55"" ░░, 142°4"42"" ░░; 47°45" 55"" ░░, 142°4"43 47°45" 57"" ░░, 142°4"42"" ░░ (░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 65:12:0000026:168) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5442,828 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░.░.