дело №2а-670/2023
УИД 44RS0004-01-2023-000679-63
Мотивированное решение
изготовлено 20 ноября 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2023 года г. Мантурово
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,
с участием помощника Мантуровского межрайонного прокурора Кузнецова А.А., представителя ответчика Администрации городского округа город Мантурово Безкровной Е.Ю., заинтересованного лица Гусевой Е.В.,
при секретаре Кудряшовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Мантурово Костромской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в близи земельного участка с кадастровым номером [№],
УСТАНОВИЛ:
В Мантуровский районный суд обратился Костромской межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа город Мантурово Костромской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную вблизи земельного участка с кадастровым номером [№]
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории городского округа город Мантурово Костромской области. В границах муниципального образования на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в ходе проведения обследования выявлена несанкционированная свалка, состоящая из очаговых навалов отходов общей площадью не менее 500 м2, расположенная в близи земельного участка с кадастровым, номером - [№] Данная свалка является стихийной и состоит, в основном, из отходов древесного происхождения, таких как доски, бревна, ветки, шины автомобильные и др. Просят возложить на администрацию городского округа город Мантурово Костромской области обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов, состоящую из очаговых навалов отходов общей площадью не менее 500 м2. расположенную в близи земельного участка с кадастровым номером [№]
В судебном заседании помощник Мантуровского межрайонного прокурора Кузнецов А.А. (действующий на основании поручения от 16.11.2023г №01-27-2023) административные исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Мантурово Костромской области поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика на основании доверенности Безкровная Е.Ю. с иском согласилась, пояснив, что администрацией г.о.г. город Мантурово принимаются меры по ликвидации свалки отходов, установлены лица, осуществляющие деятельность по складированию данных отходов.
Определением суда от 11.10.2023 года в качестве заинтересованного лица привлечено МБУ «Благоустройство» (л.д.53).
Представители заинтересованных лиц ООО «Спецтранс» и МБУ «Благоустройство» в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, ходатайств и отзыва не представлено (л.д.62-63).
Определением суда от 25.10.2023 года в качестве заинтересованного лица привлечена Гусева Е.В., помощник главы г.о.г. Мантурово (л.д.59), которая в судебном заседании с иском согласилась полностью.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п.7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Судом установлено, что по результатам проведенной проверки Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой было выявлено несанкционированное складирование отходов древесного происхождения, таких как доски, бревна, ветки, шины автомобильные и др. общей площадью не менее 500 м2, расположенное вблизи земельного участка с кадастровым, номером - 44:10:061718:14 (координаты по системе Яндекс.Карты -58.236693. 44.645979), в границах муниципального образования на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Факт захламления территории земельного участка древесными отходами подтверждается справкой и фототаблицей (л.д.13-18).
Как видно, прокурором в Администрацию г.о.г. Мантурово был направлен запрос от 06.09.2023 №1-27-2023, однако, в полном объеме требования не выполнены, лица, осуществляющие несанкционированное складирование отходов, не установлены. Таким образом, требования прокурора подтверждаются представленными доказательствами.
Согласно п.2 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В силу п.2 ст.16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 3.3 данного Закона.
Учитывая, что правообладатель земельного участка, а также виновник свалок не установлены, обязанность по организации ликвидации указанных свалок возложена на администрацию городского округа город Мантурово Костромской области.
На основании изложенного, ввиду того, что стихийные свалки являются причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влияют на состояние окружающей среды, создают угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное статьей 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга, лиц, постоянно либо временно находящихся на указанной территории, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению. Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, а также временных затрат, необходимых для их выполнения, и полагает достаточным и разумным срок, предложенный истцом, то есть в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ [№] ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 500 ░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ [№]
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░