24RS0№-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 04 марта 2024 г.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Семёнова В.В.,
при секретаре УИВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению СОР к КГБУЗ «КМКБ № им. БИС» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
СОР обратилась в суд с иском к КГБУЗ «КМКБ № им. БИС» о возложении обязанности выдать ежедневные листы назначений КТА за 22-31 декабря 2021 г. и за 18-22 января 2022 г., а также ежедневные листы выполнения назначений КТА за указанный период.
Исковые требования мотивированы тем, что СОР является матерью умершей КТА Истец неоднократно направляла запросы на выдачу ежедневных листов назначений КТА за 22-31 декабря 2021 г. и за 18-22 января 2022 г., а также ежедневные листы выполнения назначений КТА за указанный период. Сотрудники больницы предоставили ответ, что истцу уже предоставляли данную информацию, а медицинские карты находятся на проверке в Прокуратуре Ленинского района г. Красноярска. Прокуратурой района дан ответ, что медицинская документация не истребовалась, в прокуратуре отсутствует.
СОР обратилась в суд с иском к КГБУЗ «КМКБ № им. БИС» о возложении обязанности выдать письменное подтверждение сведениям, внесенным ими в медицинскую карту стационарного больного, согласно которым КТА состояла на учёте в КГАУЗ «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» с 28 декабря 2018 г. или с 2019 г.
Исковые требования мотивированы тем, что СОР является матерью умершей КТА Истец неоднократно направляла запросы на выдачу письменного подтверждения сведениям, внесенным ими в медицинскую карту стационарного больного, согласно которым КТА состояла на учёте в КГАУЗ «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» с 28 декабря 2018 г. или с 2019 <адрес> считает, что сведения внесены недостоверно, а отказ в предоставлении указанных сведений некорректный.
03 октября 2023 г. указанные исковые заявления объединены в одно производство.
25 января 2024 г. истец СОР уточнила исковые требования, согласно которым просит обязать ответчика предоставить ежедневные листы назначений КТА за 22-31 декабря 2021 г. и за 18-22 января 2022 г., а также ежедневные листы выполнения назначений КТА за указанный период; обязать ответчика предоставить письменные подтверждения сведениям, внесенным ими в медицинскую карту стационарного больного, согласно которым КТА состояла на учёте в КГУАЗ «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» с 2018 г. и с 2019 г.
Истец СОР в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика КГБУЗ «КМКБ № им. БИС» ЦОС в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала в полном объеме, пояснила, что СОР выдавались листы назначений и выполнений, о чем свидетельствуют многократные ответы медицинского учреждения. Кроме того, информация о назначении врачом препаратов КТА и отметка медицинским работником о выполнении назначений отражена в листе назначений, который прикреплен к медицинской карте пациента. В листах назначений, выданных истцу медицинским работником, отражены наименования лекарственных препаратов, их дозировки и период их введения. Помимо листов назначений с отметками об их выполнении истцу выданы заверенные копии листов назначений, распечатанных из программы МИС qMS., поскольку обе истории болезни КТА, 1997 г. рождения переданы по запросу в СО по Ленинскому району г. Красноярска ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия и до настоящего времени медицинское учреждение ими не располагает. Относительно требования СОР о предоставлении письменного подтверждения сведениям, внесенным в медицинскую карту стационарного больного, согласно которым КТА состояла на учете в КГАУЗ «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» пояснила, что впервые положительный результат анализа на ВИЧ-инфекцию пациенткой был получен в 2019 году. Указанное нашло свое подтверждение при проведении 21 января 2022 г. телемедицинской консультации с КГАУЗ Краевой Центр СПИД, по результатам которой дано заключение: У пациентки ВИЧ впервые выявлена 28 декабря 2018 г. (образец крови поступал из ККБ 1). На диспансерный учет в ЦСПИД не вставала. Последний отрицательный результат при обследовании на ВИЧ был 19 января 2020 г. По представленным данным проведена Врачебная Комиссия КГАУЗ Краевой Центр СПИД № 6 от 21 января 2022 г. Решением комиссии выставлен предварительный диагноз: ВИЧ-инфекция, стадия 4а, анемия, тромбоцитопения. СОР копия результата анализа, полученного из ЦСПИД направлялась, направлялись и результаты телемедицинской консультации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГАУЗ «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» в судебное заседание не явился, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражений не представили, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд, выслушав мнение истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, по данным программы МИС qMS 22 декабря 2021 г. КТА,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поступила в ревматологическое отделение КГБУЗ «КМКБ № им. БИС», при осмотре врачом собран анамнез, даны рекомендации. В период с 22 декабря 2021 г. по 31 декабря 2021 г. наблюдалась в стационарных условиях КГБУЗ «КМКБ № им. БИС», учитывая выходные и праздничные дни выписка пациентки была оформлена 05 января 2022 г.
18 января 2022 г. КТА поступила в пульмонологическое отделение КГБУЗ «КМКБ № им. БИС», при осмотре врачом собран анамнез, госпитализирована в терапевтическое отделение КГБУЗ «КМКБ № им. БИС», осмотрена врачом, даны рекомендации.
22 января 2022 г. КТА умерла.
Истец СОР является матерью КТА, что подтверждается актовой записью о рождении № от 26.09.1997 года.
На основании Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей (ч.2 ст.7) каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья являются, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (пункт 1).
В соответствии с ч.3 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №323-ФЗ), разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может быть выражено также в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство.
Согласно п.3.1. статьи 13 Закона №323-ФЗ после смерти гражданина допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, супругу (супруге), близким родственникам (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам) либо иным лицам, указанным гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, по их запросу, если гражданин или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну.
В силу п.5 ч.5 статьи 19 Закона №323-ФЗ, пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья, в том числе после его смерти.
В соответствии с ч.5 ст.22 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов. Супруг (супруга), близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушки, бабушки) либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, имеют право получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе после его смерти, если пациент или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления гражданам медицинских документов (их копий) и выписок из них регламентирован Приказом Минздрава России от 31.07.2020 года №789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них», вступившим в действие с 05.10.2020 года.
Таким образом, право гражданина на получение информации, содержащейся в подлинниках медицинских документов, может быть реализовано путем предоставления ему копий данных документов или выписок из них.
Разрешая требования истца о возложении обязанности на медицинское учреждение выдать листы назначения и их выполнения, суд приходит к следующему выводу.
10 марта 2023 г. СОР обратилась с заявлением в КГБУЗ «КМКБ № им. БИС» с просьбой выдать ей листы исполнения за периоды с 22.12.2021 года по 31.12.2021 года и с 18.01.2022 года по 22.01.2022 года.
07 апреля 2023 г. в ответ на указанное заявление главный врач ФВА сообщил об отсутствии оснований выдачи указанных листов выполнения, поскольку наличие данных листов не регламентировано нормативной базой РФ, вместе с тем, СОР, неоднократно предоставлялись заверенные копии листов назначения. Кроме того, по состоянию на 07 апреля 2023 г. медицинские карты КТА отсутствуют в медицинском учреждении, поскольку направлены в прокуратуру Ленинского района г. Красноярска.
Из материалов дела усматривается, а также следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, истцу направлялись заверенные копии листов назначений за периоды с 22.12.2021 года по 31.12.2021 года и с 18.01.2022 года по 22.01.2022 года, что также подтверждается ответом КГБУЗ «КМКБ № им. БИС» от 23 мая 2022 г. № (на вх.1928 от 24 марта 2022 г.). Кроме того, разъяснено, что запрашиваемые сведения о выполнении назначений отражены в ранее выданных листах назначения, а также содержатся в медицинской карте КТА
Кроме того, 15 марта 2022 г. СОР лично получены копии историй болезни КТА, о чем свидетельствует её подпись.
Медицинская карта стационарного больного (форма N 003/у, утверждена Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 года №1030) является основным медицинским документом стационара, который составляется на каждого поступившего в стационар больного. Ведется всеми больницами, стационарами диспансеров, клиниками вузов и НИИ, а также санаториями.
Карта содержит все необходимые сведения, характеризующие состояние больного в течение всего времени пребывания в стационаре, организацию его лечения, данные объективных исследований и назначения. Данные медицинской карты стационарного больного позволяют контролировать правильность организации лечебного процесса и используются для выдачи справочного материала по запросам ведомственных учреждений (суд, прокуратура, экспертиза и др.).
Во время пребывания больного в стационаре карта хранится в папке лечащего врача. Врач делает ежедневные записи о состоянии и лечении больного; назначения записываются в дневнике карты.
При выписке (смерти) больного лечащий врач составляет эпикриз, в котором кратко резюмируются данные о состоянии больного при поступлении и выбытии, обосновывается диагноз, указываются лечебные мероприятия и их эффективность, даются рекомендации по дальнейшему лечению и режиму больного (если они необходимы).
Медицинская карта стационарного больного подписывается лечащим врачом и заведующим отделением. На основании данных медицинской карты составляется карта выбывшего из стационара (ф. N 066/у), после чего карта сдается в архив учреждения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2022 г. № 530н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара и порядков их ведения» утверждены учетная форма N 003/у и порядок ведения учетной формы N 003/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара».
Обязанность по ведению учетной формы N 003/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара» возлагается на лечащего врача.
Вместе с тем, формы первичной медицинской документации учреждений здравоохранения утверждены приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 года №1030. Приказом Минздрава СССР от 10.1988 года №750 настоящий приказ признан утратившим силу. Согласно письму Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2009 года №14-6/242888, в связи с тем, после отмены настоящего приказа не было издано нового альбома образцов учетных форм, учреждения здравоохранения продолжают использовать в своей работе для учёта деятельности бланки, утвержденные настоящим приказом. Однако использование бланков, утвержденных Приказом МЗ СССР от 04.10.1980 года №1030, не носит обязательный характер для медицинских учреждений.
В судебном заседании истец СОР пояснила, что медицинским учреждением ей выдавались листы назначения за указанные периоды, в том числе из программы МИС qMS, однако она не согласна с количеством выданных листов назначений и содержанием, в указанных листах внесены препараты, которые попадают под признаки наркотических или психотропных веществ, а также отсутствуют назначенные КТА лекарственные препараты.
Согласно ч.2 ст.70 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
В соответствии с п.3 Приложения №1 к Приказу Минздрава России от 20.12.2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», действовавшему до 3 июля 2013 г. назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию (МНН), а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 2, 3, 6 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 4н, действующего в настоящее время.
Данный Порядок действовал до 1 марта 2022 г.
После 1 марта 2022 г. вступил в силу Приказ Минздрава России N 1094 н от 24.11.2021 года, которым был утвержден новый порядок назначения лекарственных препаратов.
Пунктом 5 данного Порядка предусмотрено, что назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона №323-ФЗ, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
Если при оказании пациенту медицинской помощи в медицинской организации в стационарных условиях по решению врачебной комиссии осуществляются назначение и применение лекарственного препарата с конкретным торговым наименованием, то при оказании данному пациенту медицинской помощи в иной медицинской организации в стационарных условиях, а также в амбулаторных условиях осуществляется назначение ему лекарственного препарата с тем же торговым наименованием.
Часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. №502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): - не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по конкретным торговым наименованиям находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
При этом, доводы истца, изложенные в исковом заявлении о том, что содержание выданных на руки СОР «листов назначений и их выполнений» не соответствует медицинской карте стационарного больного, суд не принимает во внимание, поскольку содержание приказа с приложением к нему, однозначно свидетельствует о том, какие сведения о диагнозах, лечебных мероприятиях, лекарственных препартатах необходимо внести в медицинскую карту больного лечащим врачом. Несогласие СОР со сведениями о лекарственных препаратах, внесенных в листы назначения, формой, содержанием ответов, а равно оценка критериев качества оказания медицинской помощи КТА не является предметом рассмотрения данного спора.
Кроме того, согласно ответу СО по Ленинскому району г. Красноярска ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия, медицинская карта на имя КТА ДД.ММ.ГГГГ года рождения, направлена в Федеральное государственное казенное учреждение «Судебно-экспертный центр Следственного Комитета Российской Федерации» 07 февраля 2023 г. для проведения экспертизы и до настоящего времени не возвращена.
В судебном заседании представитель ответчика также пояснила, что до настоящего времени медицинские карты КТА в адрес больницы не поступали, данными о сроках возврата медицинских карт в медицинское учреждение не располагают.
В основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности предоставить листы назначений и их выполнения за периоды с 22.12.2021 года по 31.12.2021 года и с 18.01.2022 года по 22.01.2022 года.
Разрешая требования СОР о возложении обязанности предоставить письменные подтверждения сведениям, внесенным в медицинскую карту КТА о том, что последняя состояла на учёте в КГАУЗ «Красноярский краевой Центр профилактики и борьбы со СПИД» с 2018 года и с 2019 года, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из письменных возражений ответчика, 23 декабря 2021 г. в 07:04 произведен забор биоматериала на определение антител класса М, G (IgM, IgG) к Human immunodeficiency virus HIV 1 и уже в 08:07 23 декабря 2021 г. образец направлен в ЦСПИД.
В ответе № от 18.05.2022 года КГБУЗ «КМКБ № имени БИС» на заявление СОР разъясняет, что согласно пояснительной записке заведующей ревматологическим отделением ШЛМ под фразой «состоит на учете в ЦСПИД с 2019г.» подразумевалось, что впервые положительный результат анализа на ВИЧ-инфекцию пациенткой был получен в 2019 году. Указанное нашло своё подтверждение при проведении 21 января 2022 г. телемедицинской консультации с КГАУЗ Краевой Центр СПИД, по результатам которой дано заключение: «У пациентки ВИЧ впервые выявлена 28 декабря 2018 г. (образец крови поступал из ККБ 1). На диспансерный учёт в ЦСПИД не вставала. Последний отрицательный результат при обследовании на ВИЧ был 19 января 2020. По представленным данным проведена Врачебная Комиссия КГАУЗ Краевой Центр СПИД № от 21 января 2022 г. Решением комиссии выставлен предварительный диагноз: ВИЧ-инфекция, стадия 4а, анемия, тромбоцитопения.»
В адрес СОР копия результата анализа, полученного из ЦСПИД и результаты телемедицинской консультации направлялись.
При таких обстоятельствах, оснований для возложения обязанности предоставить письменные повреждения внесения данных в медицинскую карту КТА суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ «░░░░ № ░░. ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░ 2024 ░.