50RS0<№ обезличен>-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2022 г. г.о. Химки <адрес>
Химкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Демидова В.Ю.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации г.о. Химки <адрес> о признании права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО4 обратился в суд с иском к Администрации городского округа Химки <адрес> о признании права пользования жилым помещением.
В обоснование заявленных требований указал, что начиная с 2003 г. он состоял в трудовых отношениях с ФГУП «СУМР Министерства обороны РФ», в связи с трудовыми отношениями ему было предоставлено спорное жилое помещение <адрес> общежития <№ обезличен>, расположенного по адресу: военный городок, п/о Чашниково <адрес> <адрес>, для проживания совместно с членами его семьи. Вселение производилось с согласия наймодателя общежития на основании распоряжения начальника ФГУП «СУМР Министерства обороны РФ». Начиная с момента первоначального вселения в 2005 г. и по настоящее время истец продолжает проживать в квартире, предоставленной ему на законных основаниях. Несет бремя содержания данного жилого помещения, пользуется им открыто, добросовестно и поддерживает его в надлежащем состоянии. <дата> зданию данного общежития <№ обезличен> был присвоен адрес: <адрес>, строение <адрес> Распоряжением Администрации <№ обезличен> от <дата> <адрес> стр. <адрес> по ул.2й <адрес>, г.Химки <адрес> с кадастровым номером <№ обезличен> была включена в реестр муниципальной собственности г.о. Химки <адрес>. При обращении в администрацию г.о.Химки <адрес> для оформления с ним договора социального найма в отношении занимаемой им вышеуказанной квартиры, получил отрицательный ответ. В связи с чем, обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации городского округа Химки <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Третьи лица ФИО2 и ФИО3 (до брака Морокина) в судебное заседание не явились, представив письменные заявления с просьбой рассмотрения иска в их отсутствие. Против удовлетворения исковых требований ФИО4 не возражали.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания и не представивших сведений о причинах неявки в суд.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от <дата> по делу№<№ обезличен>, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда <адрес>, решение Арбитражного суда г. Москвы от <дата> отменено, ФИО1 ФИО1 обороны Российской Федерации от <дата> № 431 "Об условиях приватизации ФГУП "Строительное управление Московского региона Министерства обороны Российской Федерации" в части включения в состав подлежащего приватизации имущества трех четырехэтажных зданий, расположенных по адресу: <адрес>, г.о. Химки, вблизи д. Чашниково, паспорт БТИ N <№ обезличен> литера А, Б, В, а также объектов их инфраструктуры, используемых по назначению жилищного фонда (п. п. 40 - 42 раздела 1.3 ФИО1) признан недействительным; из передаточного акта от <дата> исключены п. п. 40 - 42 раздела 1.3 ФИО1, касающиеся передачи указанных зданий в собственность ОАО "Строительное управление Московского региона".
При рассмотрения вышеназванного дела Арбитражным судом были установлены следующие обстоятельства:
«Распоряжением исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от <дата> № 741-р Министерству обороны СССР для войсковой части 54080 отведен земельный участок площадью 14 га за счет территории аэропорта Шереметьево-1 под строительство зданий и сооружений казарменного, служебного, культурно-бытового, учебного, хозяйственно-складского и гаражного назначения.
По данному адресу были построены и введены в эксплуатацию четыре четырехэтажных здания, предназначенные и используемые для временного проживания военнослужащих, членов их семей, а также лиц гражданского персонала ближайших воинских формирований.
Как следует из письма начальника Главного управления специального строительства Министерства обороны Российской Федерации от <дата>, воинскую часть 54080 предлагалось расформировать с сохранением военного городка в п/о Чашниково и последующим переоборудованием его зданий под общежития и жилые дома для офицеров и прапорщиков.
В 1993-1994 годах реконструкция казарм под общежития, была закончена, что подтверждается утвержденными актами рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения.
На основании протокола от <дата>, составленного совместной комиссией, в лице ФИО1 главы <адрес>, председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству и начальника отдела Комитета экономики района, представителей в/ч <№ обезличен>, <№ обезличен>, <№ обезличен> УСМР, <№ обезличен> и <№ обезличен> УНР здания трех общежитий и учебного центра, находящихся на балансе войсковой части <№ обезличен>, предложено передать в муниципальную собственность <адрес>.
Командиром в/ч <№ обезличен> в адрес главы администрации Химкинского муниципального района <адрес> <дата> было направлено письмо с просьбой о приеме жилого городка в/ч <№ обезличен>, состоящего из четырех общежитий, в которых проживают семьи военнослужащих, рабочих и служащих Министерства обороны Российской Федерации, в муниципальную собственность <адрес> <адрес>.
В соответствии с выписками из реестра федерального имущества от <дата> правообладателем 4-этажных спорных зданий, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, п/о Чашниково, являлось Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ" в силу распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 146-р от <дата> (основание возникновения права - Постановление Верховного Совета РФ № 30-20-1 от <дата>).
На основании ФИО1 ФИО1 обороны РФ от <дата> № 431 "Об условиях приватизации ФГУП "Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ" утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, в который включены четыре 4-х этажных здания, расположенных по адресу: <адрес>, г.о. Химки, вблизи д. Чашниково, паспорт БТИ <№ обезличен>, литера А, Б, В, Д (пп 40-43 раздела 1.3 ФИО1).
Согласно передаточному акту от <дата> вышеперечисленные объекты недвижимого имущества переданы ОАО "Строительное управление Московского региона" (п. 40 - 43 раздела 1.3 Акта)».
Установив перечисленные обстоятельства, а также то, что три четырехэтажные здания по указанному адресу, поименованные нежилыми, используются как жилые помещения в качестве общежитий, суд апелляционной инстанции вынес вышеназванное постановление, указав, что данные общежития, как объект жилищного фонда не подлежали включению в состав приватизируемого имущества ОАО.
<дата> на здание <№ обезличен>, как на нежилое было зарегистрировано право собственности ОАО «Строительное управление Московского региона».
<дата> зарегистрированное право собственности за ОАО «Строительное управление Московского региона», во исполнение Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от <дата> по делу№ <№ обезличен>, было прекращено с одновременной регистрацией права собственности за Российской Федерацией на вышеуказанные объекты недвижимости, в том числе на дом, в котором проживает истец, как на нежилое здание, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <№ обезличен> от <дата>.
Согласно ФИО1 директора Департамента Имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации № <№ обезличен> от <дата>, три четырехэтажных здания, в число которых вошло здание (литер В) с кадастровым номером <№ обезличен> площадью 4 376 кв.м. было закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации.
Постановлением Администрации городского округа Химки <адрес> № <№ обезличен> от <дата> четырехэтажному зданию, общей площадью 4 346 кв.м., кадастровый <№ обезличен>, инв. <№ обезличен>/В, лит. В был присвоен адрес «Российская Федерация, <адрес>, г. Химки, ул. 2й <адрес>, строение <адрес>».
ФИО1 обороны РФ <№ обезличен> от <дата> «О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность городского округа Химки <адрес>», <адрес> стр. 18А 2-го <адрес>а, <адрес> с кадастровым номером <№ обезличен> вошла в перечень передаваемого имущества.
Согласно сведениям из ЕГРН от <дата>, правообладателем жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, г. Химки, 2й <адрес>, строен 18А, кв. <адрес> с кадастровым номером <№ обезличен>, инв<№ обезличен> является г.о. Химки (собственность <№ обезличен>-5 от <дата>).
Из пояснений представителя истца, ФИО4 в 2005 г. на основании талона распоряжения была предоставлена <адрес> общежитии <№ обезличен> военного городка ФГУП «СУМР Министерства обороны РФ», расположенного по адресу: <адрес>, п/о Чашниково (п.1.2 Договора № <№ обезличен> на предоставление жилого помещения для проживания от <дата>).
Вселение производилось в связи с трудовыми отношениями истца с Министерством обороны РФ. <дата> был принят на работу в войсковую часть <№ обезличен> Министерства обороны РФ, затем был переведен в 971 УПТК филиал ФГУП «СУМР Министерства обороны РФ».
Впоследствии, взамен ранее предоставленного жилого помещения работодателем истца, семье ФИО8 была предоставлена спорная <адрес> общежитии № 3, в которой истец продолжает проживать до настоящего времени.
Как установлено судом, на основании ФИО1 обороны РФ <№ обезличен> от <дата>, <адрес> строен. 18А по ул. 2й <адрес>, г. Химки <адрес> с кадастровым номером <№ обезличен>, инв.<№ обезличен> была передана в ведение органа местного самоуправления из государственной собственности. <дата> на данную квартиру зарегистрировано право муниципальной собственности городским округом Химки.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от <дата> и <дата> следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от <дата> 4-П (п. 3.2 абз. 2) также указал, что проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях соответствующим государственным или муниципальным предприятием (учреждением), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, не лишены возможности оформить (заключить) договор социального найма на эти помещения в соответствии со ст.7 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Начиная с момента первоначального предоставления квартиры семье ФИО8 и до передачи жилого помещения в муниципальную собственность истец продолжал проживать в указанной квартире, нес бремя содержания данного жилого помещения, пользовался им открыто, добросовестно и поддерживал его в надлежащем состоянии, о чем свидетельствуют многочисленные квитанции по оплате коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Факт непрерывного длительного проживания истца, в том числе и на момент передачи жилого помещения в муниципальную собственность, в указанной квартире и оплаты коммунальных услуг, подтверждается также справкой ресурсоснабжающей организации об отсутствии задолженности по квартплате и фактическом проживании.
Как следует из доводов иска, ФИО4, полагая, что с момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность, квартира утратила статус служебной, обратился в администрацию г. Химки <адрес> с заявлением о заключении с ним договора социального найма на уже занимаемую им кв. 60 <адрес>А по ул.2й <адрес> г.Химки <адрес>.
В своем ответе № <№ обезличен> от <дата> администрация г. Химки <адрес> отказала ФИО4 в заключении договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение, указав, что жилые помещения из состава жилищного фонда социального использования предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также, что срок действия договора о предоставлении квартиры истек и ФИО4 не подтверждено право пользования данным жилым помещением.
В силу ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 Договора № 63 на предоставление помещений пригодных для проживания от <дата> основанием для заключения данного договора и заселения являлся талон распоряжения начальника ФГУП «СУМР». Срок найма жилого помещения устанавливался с <дата> по <дата>. При истечении указанного срока договор подлежал пролонгации автоматически, если ни одна из сторон не заявит о расторжении договора.
В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений. Прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как указал Верховный Суд РФ в п. 13 Обзора судебной практики и законодательства № 2 (2017), прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение не влечет за собой автоматическое прекращение договора найма служебного жилого помещения в момент увольнения сотрудника, а служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещении.
Таким образом, действие договора о предоставлении служебного жилого помещения не прекращается автоматически в момент увольнения работника. Спорные правоотношения носят длящийся характер.
Документы, послужившие основанием для вселения семьи истца в связи с трудовыми отношениями в спорное жилое помещение, до настоящего времени никем оспорены не были, о расторжении договора требования не заявлялись.
Согласно ответу ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» № <№ обезличен> от <дата>, документы по учету жилой площади 319 Квартирно-эксплуатационной части района (КЭЧ) на хранение в ЦА МО (г. Подольск) не поступали. В исторической справке 319 КЭЧ района (с 2006 года 319 КЭЧ – филиал ФГУП «Строительное управление Московского региона Министерства обороны РФ) за 1997-2009 г. и ликвидационном акте от 17.06.2009г. сведений о местонахождении отсутствующих документов не имеется.
При этом суд учитывает, что обстоятельства не передачи на хранение в ЦА МО (г. Подольска) владельцем жилищного фонда документов на вселение своих работников в общежитие, не могут свидетельствовать о том, что такие документы не выдавались.
В этой связи, суд приходит к выводу, о законности проживания семьи истца в спорном жилом помещении на момент передачи квартиры из государственной собственности в муниципальную собственность.
По смыслу нормы ст. 7 Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что юридически значимым обстоятельством по данным правоотношениям является факт передачи жилого помещения в муниципальную собственность, ранее находящегося в федеральной собственности и предоставленного гражданам в качестве служебного.
Такие обстоятельства установлены по настоящему делу, в частности из материалов дела следует, что истец вселен в спорное жилое помещение, расположенное в принадлежащем ФГУП «СУМР Министерства обороны РФ» общежитии на законных основаниях, в связи с его трудовыми отношениями, при этом жилое помещение после вселения передано в ведение органа местного самоуправления. Истец ФИО4 продолжает проживать и пользоваться данной квартирой.
Соответственно, гл. 7 ЖК РФ (ст. 49-59), регулирующая основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, к возникшим правоотношениям не подлежит, поскольку данная глава регулирует именно предоставление жилого помещения из числа свободных гражданину, которому оно ранее не было предоставлено, то есть предоставление иного, не занимаемого им ранее на законных основаниях жилого помещения.
В связи с этим, с ФИО4, проживающим в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоит ли он на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ и ст. 3 Закона РФ от <дата> № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей и не может служить основанием ограничением или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие регистрации по спорному адресу при фактическом проживании в данном жилом помещении не может свидетельствовать о том, что истец не приобрел право пользования спорным жилым помещением.
Доказательств, свидетельствующих о незаконности занятия истцом спорной площади, ответчиком суду не представлено.
Поскольку данное жилое помещение предоставлялось ФИО4 для проживания с учетом членов его семьи: супруги ФИО2 и дочери ФИО3 (до брака ФИО9 то суд в силу ст. 69 ЖК РФ, считает, необходимым признать за ФИО4 право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма - квартирой <№ обезличен> строен. <адрес>, г. Химки <адрес>, с включением в члены семьи нанимателя его супруги и дочери.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░4 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. ░░░░░<░░░░░>, ░. <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <№ ░░░░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ № <░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. ░░░░░, <░░░░░>, ░. <░░░░░>, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░: ░░░░ – ░░░2, ░░░░ – ░░░3.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░> ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░