Дело № 2а-162/2024
76RS0008-01-2023-002284-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2024 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М. при секретаре Масальской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.о. г. Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславля-Залесского» о признании бездействия незаконным, понуждении осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Переславский районный суд Ярославской области с административным иском, просит признать незаконным бездействие администрации города Переславль-Залесский по неопределению и необорудованию места по складированию снега после уборки улично-дорожной сети незаконным с 01.09.2022 года. Обязать администрацию города Переславля-Залесского в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу определить и оборудовать место для складирования снега в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологических правил, а именно водонепроницаемым покрытием и сплошным земляным валом.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией г.о. г. Переславль-Залесский мероприятий по организации мест складирования и утилизации снега и льда, по результатам которой установлены нарушения закона. Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 3, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки; не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зоне рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения. Пунктом 3.13.2 Правил благоустройства предусмотрено, что до 01 октября текущего года администрацией г.о. г. Переславль-Залесский и дорожными службами должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега (снегосвалки, площадки для вывоза и временного складирования снега). В ходе ранее проведенной проверки установлено, что администрацией г.о. г. Переславль-Залесский места для приема снега не определены и не подготовлены, в связи с чем 01.11.2022 года в адрес администрации г.о. г. Переславль-Залесский внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным, однако, действенных мер по устранению нарушений не принято. В ходе настоящей проверки установлено, что место для складирования снега после уборки улично-дорожной сети так и не определено. Невыполнение вышеуказанных требований законодательства противоречит основным задачам благоустройства, то есть обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории г.о. г. Переславль-Залесский, а также требованиям природоохранного законодательства. Бездействие администрации г. Переславля-Залесского нарушает права граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и благоприятной окружающей среды, создает угрозу для причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник Переславского межрайонного прокурора Гришан Е.Н. требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации городского округа город Переславль-Залесский в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве в удовлетворении требований просил отказать в части срока исполнения. Разумным сроком исполнения решения суда будет являться минимум один год (л.д.33).
Представитель административного ответчика МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что являются ненадлежащим ответчиком (л.д.32).
Представители заинтересованных лиц УМС администрации г. Переславля-Залесского, МБУ «Служба ЖКХ и благоустройства» в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще, причины неявки суду не известны.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, обязательным условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует пресечения нарушения и восстановления права на момент рассмотрения дела. Обязанность доказывать факт нарушения прав, возлагается на лицо, обратившееся в суд (п.1 части 11 статьи 226 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое бездействие носит длящийся характер, суд приходит к выводу, что срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением, административным истцом не пропущен.
Проверяя в соответствии с ч.8, п.п.3, 4 ч.9 ст. 226 КАС РФ законность оспариваемых решений, действий, бездействий, полномочия административных ответчиков на принятие решений и совершение действий, порядок и основания принятия, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 4 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 51 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификатора каталога отходов», к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0).
Согласно п. 1 ст. 13.4 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 3, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки; не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зоне рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Согласно п.18 ст.14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
На основании п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Охрана окружающей среды - деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Помимо этого, органы местного самоуправления должны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 3.13.2. Правил благоустройства территорий города Переславля-Залесского, утвержденных Решением Переславль-Залесской городской Думы шестого созыва от 26.04.2018 года № 46, до 01 октября текущего года Администрацией города Переславля-Залесского и дорожными службами должны быть завершены работы по подготовке мест для приема снега (снегосвалки, площадки для вывоза и временного складирования снега).
Администрация г.о. г. Переславль-Залесский в своем ответе Переславскому межрайонному прокурору от 10.03.2023 года указала, что земельные участки для определения мест для складирования снега находятся в охранной зоне Национального парка «Плещеево озеро», администрацией г.о. г. Переславль-Залесский рассматриваются вопросы о приобретении снегоплавительной установки, а также разработке проектно-сметной документации по оборудованию площадки для складирования снежных масс на территории г.о. г. Переславль-Залесский в 2023 году при достаточном бюджетном финансировании (л.д.11).
Представитель администрации г.о. г. Переславль-Залесский не оспаривал, что площадка для складирования снега, отвечающая требованиям действующего законодательства, до настоящего времени отсутствует.
Из отзыва административного ответчика следует, что какие-либо действия направленные на устранение допущенного нарушения не предприняты (л.д. 33 оборотная сторон).
Таким образом, администрацией городского округа допущены нарушения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Разрешая исковые требования прокурора, суд учитывает, что в течение длительного периода времени административным ответчиком меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не предпринимались.
В связи с чем условия, предусмотренные статьями 218, 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными, имеются.
Бездействие администрации г.о. г. Переславль-Залесский по неопределению и необорудованию места по складированию снега после уборки улично-дорожной сети подлежит признанию незаконным с 01.09.2022 года, учитывая, что данные мероприятия должны были быть завершены до 01.10.2018 года.
В соответствии с Уставом МКУ «Многофункциональный центр развития г. Переславль-Залесского», учредителем является муниципальное образование городской округ г. Переславля-Залесского, функции и полномочия от имени городского округа выполняет администрация городского округа. На организацию возложены полномочия по оборудованию земельного участка для складирования снега водонепроницаемым покрытием и сплошным земляным валом. Данное обстоятельство подтверждал представитель в своем отзыве. Также указав, что лимиты бюджетных ассигнований по соответствующей статье расходов не доведены (л.д.32).
Таким образом, на администрацию городского округа подлежит возложению обязанность по определению места для складирования снега, на администрацию г.о. г. Переславль-Залесский, МКУ «Многофункциональный центр развития города Переславля-Залесского» подлежит возложению обязанность по оборудованию места для складирования снега в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологических правил, а именно водонепроницаемым покрытием и сплошным земляным валом.
Суд полагает, что срок исполнения решения суда подлежит установлению в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок исполнения возложенной на ответчиков обязанности являются достаточными. Возможность организовать проведение работ в течение заявленного периода у административных ответчиков имеется. С доводами представителя администрации г.о. г. Переславль-Залесский о разумном сроке в течение одного года, суд не соглашается. При этом суд учитывает период бездействия, с 2018 года, что оспариваемым бездействием наноситься вред окружающей среде, что является недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 01.09.2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.02.2024 ░░░░.