КОПИЯ
дело № 2а-1745/2020
УИД 03RS0005-01-2020-001489-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2020 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зиновой У.В.,
при помощнике судьи Гаиткуловой К.Э..,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Валишина И.Ф. к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Уфе о признании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии незаконным, об обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий пенсионеров,
УСТАНОВИЛ:
Валишин И.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по г. Уфе о признании протокола незаконным, об обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий пенсионеров. В обоснование требований указал, что состоит в единой очереди на улучшение жилищных условий пенсионеров МВД РФ по г. Уфе под номером 32 по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с указанием на обеспеченность жилым помещением, однако ни у Валишина И.Ф., ни у его супруги недвижимость в собственности отсутствует. В 2019 году УМВД России по г.Уфе уведомило истца о невозможности предоставления жилого помещения, никаких указаний по поводу несоответствия нахождения его в очереди в письме не указывалось. В нарушение части 2 статьи 56 ЖК Российской Федерации протокол не содержит оснований для снятия Валишина И.Ф. с учета нуждающихся со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации
Просит признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Управления МВД России по г. Уфе № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Валишина И.Ф. из списка сотрудников (пенсионеров) нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановить Валишина И.Ф. в очереди на улучшение жилищных условий.
Определением от 08 мая 2020 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского производства.
Валишин И.Ф. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии с частью 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Октябрьского районного суда города Уфы РБ (http://oktiabrsky.bkr.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Суд в соответствии со ст. 150, ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96, принимая во внимание, что в деле имеются доказательства о получении копии определения о подготовке дела к судебному разбирательству с указанием всех реквизитов суда, а также размещение на сайте суда и отсутствии ходатайства об отсутствии возможности использования информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель Валишина И.Ф. Федоров Е.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных объяснениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель УМВД Российской Федерации по г.Уфе Головкина А.В. с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, указав на то, что было установлено, что у дочери истца есть квартира, в 2013 году в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Валишин И.Ф. и его члены семьи были обеспечены жилым помещением выше учетной нормы. Данные обстоятельства стали известны УМВД Российской Федерации по г.Уфе 22.11.2019.
Исследовав в судебном заседании материалы дела, выслушав участников процесса, оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российский Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим кодексом и другим законодательством РСФСР.
Статья 29 ЖК РСФСР регламентировала, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статьей 32 ЖК РСФСР предусмотрено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В силу статьи 33 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 2005, сохранил правило о предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (части 1, 2 статьи 57).
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (часть 1 статьи 4); граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6).
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований снятия их с учета.
Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
На момент возникших правоотношений действовали Примерные Правила «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР» утвержденные Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335 (ред. от 28.02.1996 года) (утратили силу со вступлением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 12 Правил, для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением необходимых документов.
В соответствии с действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений приказом МВД РФ № 18 от 05.01.1996 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади в органах внутренних дел» структурным подразделения приказано:
руководствоваться при постановке на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставлении им жилых помещений действующими законодательными, иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах ЖБК указывать конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений (п. 1.2).
вести учет очередников по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное, внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждать в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивать в доступном для ознакомления месте (п.1.2.1).
включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести как документ строгой отчетности по установленной форме (п.1.2.3).
осуществлять учет сотрудников, перемещаемых по службе в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы (п.1.3).
включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести как документ строгой отчетности по установленной форме, осуществлять учет сотрудников, перемещаемых в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), исходя из даты принятия на учет по прежнему месту работы (п. 1.2.3, п.1.3 приказа).
В соответствии с п. 8 Приказа МВД РФ от 24.05.2003 № 345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел», учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Судом установлено, что Валишин И.Ф. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, является пенсионером МВД, по состоянию на дату увольнения 08.08.2006 имеет выслугу 20 лет 01 месяц 12 дней.
23 февраля 1993 года им подан рапорт о включении в список очередников для получения жилой площади, с указанием на работу в органах МВД с 10.05.1989.
С указанного времени поставлен в очередь на получение жилья, что сторонами по делу не оспаривалось.
Таким образом, до исключения из очереди истец состоял в ней 26 лет.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Валишин И.Ф. с составом семьи в количестве 2 человек (супруга Валишина Л.Т.) исключен из единого списка сотрудников (пенсионеров) УМВД Росси по городу Уфе, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на данный учет до 01.032005 как утратившего право состоять на данном учете.
Из указанного протокола следует, что основанием к снятию с учета явилось то обстоятельство, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Валишин И.Ф, и члены его семьи имели обеспеченность общей жилой площадью и жилой площадью выше учетной нормы.
Из протокола следует, что основанием к снятию истца и его семьи с учета нуждающихся послужили сведения из ЕГРНП о правах дочери истца Валишиной Э.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем. в силу положений статьи 56 ЖК Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Однако оспариваемый протокол вынесен ДД.ММ.ГГГГ со значительным пропуском указанного срока.
Наряду с этим, из протокола усматривается, что в нем отсутствует конкретное основание, предусмотренное частью 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, явившееся основанием к снятию Валишина И.Ф. с учета нуждающихся.
Наряду с этим, из материалов жилищного дела усматривается, что Валишин И.Ф. состоял на учете нуждающихся с составом семьи – Валишин И.Ф. и его супруга Э.Т., о чем также свидетельствует и письмо от ДД.ММ.ГГГГ, направленное ответчиком в адрес истца, где ответчик сообщает, что Валишин И.Ф. состоит на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 01.03.2005 под номером 45 с составом семьи: супруга Валишина Л.Т. и сообщает также о норме предоставления на состав семьи из двух человек 42.0 кв.м.
Таким образом, истец состоял на учет нуждающихся с составом семьи два человека.
Согласно пояснениям представителя истца, и опровержение данному доводу ответчиком не представлено, с момента достижения дочерью возраста 18 лет – 2009 года, она не учитывалась в качестве члена семьи истца.
При этом указанное обстояте6льство – не учет дочери истца в качестве члена семьи напротив не улучшало положение Валишина И.Ф., а уменьшало норму предоставления жилого помещения на семью из двух человек.
Суд полагает, что ответчик на протяжении длительного времени не учитывал дочь истца как члена его семьи, уведомлял о составе семьи для учета нормы предоставления жилья в количестве двух человек, и исключение его из очереди на получение жилья по основанию приобретения дочерью истца в 2013 году квартиры, спустя 6 лет, является неправомерным.
Наряду с этим, суд учитывает, что с указанного времени даже в случае наличия на тот момент каких-либо оснований для снятия истца с учета, он в течение 6 лет был лишен возможности постановки на учет для получения каких-либо иных социальных гарантий, предусмотренных для сотрудников органов внутренних дел в области улучшения жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным протокола заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и восстановлении Валишина И.Ф. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку оспариваемый протокол вынесен за пределами установленного ст. 56 ЖК Российской Федерации срока, в протоколе в нарушение положений части 2 статьи 56 ЖК Российской Федерации отсутствует конкретное основание для исключения из очереди, предусмотренное частью 1 статьей 56 ЖК Российской Федерации, кроме того отмечая, что ответчик учитывал истца в очереди на улучшение жилищных условий с составом семьи 2 человека и исключение из очереди со ссылкой на приобретение квартиры лицом, которое ранее включалось в состав семьи в связи с несовершеннолетним возрастом и не учитывалось самим ответчиком позднее, суд не находит правомерным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░