Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-433/2024 ~ М-1364/2023 от 29.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2023-001442-80

18 марта 2024 года Производство № 3а-433/2024

Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петрикова Александра Алексеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

заинтересованные лица: публично-правовая компания «Роскадастр», Администрация города Екатеринбурга, Фитин Константин Валерьевич, Чепчугова Ольга Михайловна, Доронина Инна Владиславовна, Нурисламова Нажия Фаткулловна, Кошлина Лариса Александровна, Савченко Андрей Анатольевич, Ермолаев Владимир Александрович, Новоселова Людмила Борисовна, Серебряков Глеб Витальевич, Мусина Оксана Анатольевна, Тарарков Андрей Николаевич, Ручкина Юлия Петровна, Ручкина Валентина Васильевна, Каратеева Татьяна Юльевна, Пак Михаил Арьевич, Золотарева Галина Константиновна, Зорин Юрий Иванович, Федорова Надежда Васильевна, Швецов Константин Олегович, Иванов Павел Борисович, Московкин Дмитрий Викторович,

при участии в судебном заседании представителя административного истца Петрикова А.А. – Федоровой Н.Н.,

У С Т А Н О В И Л :

29 декабря 2023 года в Свердловский областной суд (далее также – суд) поступил административный иск Петрикова А.А., в котором административный истец оспорил утвержденную по состоянию на 1 января 2022 года кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый <№> (далее также – земельный участок).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что является пользователем земельного участка, в связи с чем обязан вносить плату, исчисляемую по формуле в зависимости от кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, тогда как оспариваемая кадастровая стоимость, составляющая
20688 451 руб. 35 коп., превышает рыночную стоимость земельного участка. В связи с этим и в целях устранения нарушения имущественных прав административного истца последний просил установить оспариваемую кадастровую стоимость земельного участка в размере 9029 000 руб., доказывая то, что в соответствии с отчетом ООО «Аналитическое агентство оценки» от 27 декабря 2023 года № 2023/12-353 (далее – отчет, отчет об оценке) именно названная сумма определяет величину рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года.

Определением судьи от 11 января 2024 года административный иск был принят к производству. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ППК «Роскадастр» и Администрация города Екатеринбурга.

Определением суда от 12 февраля 2024 года на основании части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судом принято уточнение заявленных требований, согласно которому административный истец просил пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка в размере 11042 121 руб. 18 коп., утвержденную приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – Министерство) от 19 декабря 2023 года № 7538 «О внесении изменений в Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, утвержденные приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 21 ноября 2022 года № 5500» (далее – Приказ
№ 7538), также превышающую рыночную стоимость земельного участка, определенную отчетом об оценке.

Тем же определением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Фитин К.В., Чепчугова О.М., Доронина И.В., Нурисламова Н.Ф.,
Кошлина Л.А., Савченко А.А., Ермолаев В.А., Новоселова Л.Б., Серебряков Г.В.,
Мусина О.А., Тарарков А.Н., Ручкина Ю.П., Ручкина В.В., Каратеева Т.Ю., Пак М.А., Золотарева Г.К., Зорин Ю.И., Федорова Н.В., Швецов К.О., Иванов П.Б., Московкин Д.В.

Судебное заседание, назначенное для проведения судебного разбирательства по делу на 18 марта 2024 года, было открыто при участии представителя административного истца.

Извещение всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания было признано судом надлежащим, в связи с чем разбирательство дела было проведено в отсутствие представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц на основании части 4 статьи 247 КАС РФ.

Представитель административного истца поддержал заявленные требования с учетом сделанного уточнения, просил административный иск удовлетворить.

Заслушав участника судебного заседания и исследовав материалы административного дела, суд установил следующее.

Из материалов административного дела следует то, что Петриков А.А. является собственником помещения, имеющего кадастровый <№>, расположенного в здании, имеющем кадастровый <№>, по адресу: <адрес>. Указанное здание расположено на земельном участке, имеющем кадастровый <№>.

Сведениями, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) и подтвержденными представленной в материалы дела выпиской из указанного реестра, а также отзывом ППК «Роскадастр» от 31 января 2024 года подтверждается то, что земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – место размещения административно-торгового здания с подземным паркингом. Сведения о правообладателях земельного участка в ЕГРН
не внесены.

Согласно представленной Администрацией города Екатеринбурга информации на Петрикова А.А. возложена обязанность по внесению платы за фактическое пользование земельным участком, имеющим кадастровый <№>.

Выпиской из ЕГРН от 15 декабря 2023 года № КУВИ-001/2023-283697213 и вышеуказанным отзывом ППК «Роскадастр» подтверждается то, что приказом Министерства от 21 ноября 2022 года № 5500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Приказ № 5500) кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года была утверждена равной 20688 451 руб. 35 коп.

Утвержденная Приказом № 5500 кадастровая стоимость земельного участка была внесена в ЕГРН 3 января 2023 года, тогда как датой начала ее применения являлось
1 января 2023 года.

Однако 19 декабря 2023 года Министерством был издан приказ № 7538, которым оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка была снижена
до 11042 121 руб. 18 коп.

Кадастровая стоимость земельного участка в размере 11042 121 руб. 18 коп. внесена в ЕГРН 26 декабря 2023 года, притом что начало ее применения распространено на период с 1 января 2023 года.

На основании заключенного Петриковым А.А. с ООО «Аналитическое агентство оценки» договора на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка оценщиком ( / / )25, трудоустроенным названным юридическим лицом,
27 декабря 2023 года был подготовлен отчет, согласно которому по состоянию
на 1 января 2022 года рыночная стоимость земельного участка составляла 9029 000 руб.

В досудебном порядке Петриков А.А. с основанным на отчете заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области не обращался.

Оценив в совокупности материалы и обстоятельства дела, суд пришел к следующим выводам.

Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), регламентирующая оценку земли, указывает на необходимость установления рыночной стоимости земельного участка в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1) и одновременно предусматривает то, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное
не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые
не разграничена.

Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2009 года № 582, установлен принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Свердловской области от 20 февраля 2020 года
№ 82-ПП утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Свердловской области и предоставленные в аренду без торгов, положения главы 2 которого предусматривают расчет размера арендной платы за земельные участки названной категории принадлежности исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ).

В пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 237-ФЗ установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года
№ 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Закона
№ 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года № 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено
1 января 2018 года.

Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее
1 января 2026 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Закона № 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).

Согласно части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон
об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке
не установлено иное.

В абзаце первом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Наличие у Петрикова А.А. права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 1 января 2022 года, признано судом доказанным материалами дела, в том числе в связи с тем, что административный истец является пользователем земельного участка и обязан вносить арендную плату, размер которой зависит от величины кадастровой стоимости названного объекта недвижимости.

Поскольку утвержденная Приказом № 5500 (в редакции Приказа № 7538) кадастровая стоимость земельного участка определялась в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ, ее оспаривание осуществляется по правилам статьи 22 названного закона.

Представленный административным истцом отчет был подготовлен оценщиком ( / / )31 как работником ООО «Аналитическое агентство оценки», являющимся на момент подготовки отчета членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющим стаж работы в области оценочной деятельности 13 лет, а также действующие квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» и полис страхования профессиональной ответственности оценщиков.

Оценив представленный административным истцом отчет, суд в соответствии со статьями 59, 60, 61 и 84 КАС РФ признал отчет относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку он выполнен компетентным субъектом оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценочной деятельности, действующими федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение оценщиком при оценке земельного участка сравнительного подхода и отказ от применения иных подходов надлежащим образом мотивированы.
При этом определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов оценщик обосновал применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.

Достаточных доказательств, опровергающих изложенные в отчете
выводы о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года, в материалы дела представлено не было. При этом в период рассмотрения административного дела его участники возражений относительно достоверности представленного административным истцом отчета не заявляли, о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не ходатайствовали. С учетом конкретных фактических обстоятельств спора оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда установлено не было.

Поскольку административным истцом были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его обязательств как пользователя земельного участка, а также несоответствие указанного вида стоимости земельного участка его рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию
на 1 января 2022 года отчетом об оценке.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при разрешении настоящего административного спора судом также определена дата подачи административным истцом указанного заявления, которой является дата подачи заявления в суд – 29 декабря 2023 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <№>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ 9029 000 ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░ 2024 ░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-433/2024 ~ М-1364/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петриков Александр Алексеевич
Ответчики
Управление Росреестра по Свердловской области
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
Филиал ППК "РОСКАДАСТР" по УФО
Савченко Андрей Анатольевич
Федорова Наталья Николаевна
Нуритдинов Артур Тимурович
Нурисламова Нажия Фаткулловна
Новоселова Людмила Борисовна
Ручкина Юлия Петровна
Дружинина Ольга михайловна
Пак Михаил Арьевич
Администрация города Екатеринбурга
Ермолаев Владимир Александрович
Чепчугова Ольга Михайловна
Каратеева Татьяна Юльевна
Фитин Константин Валерьевич
Зорин Юрий Иванович
Кошлина Лариса Александровна
Мусина Оксана Анатольевна
Швецов Константин Олегович
Иванов Павел Борисович
Федорова Надежда Васильевна
Тарарков Андрей Николаевич
Ручкина Валентина Васильевна
Аписарова Ольга Сергеевна
Шалыгина Анастасия Андреевна
Серебряков Глеб Витальевич
Остапова Мария Ильинична
Захарова Анна Валерьевна
Романова Ирина Владимировна
Доронина Инна Владиславовна
Золотарева Галина Константиновна
Московкин Дмитрий Викторович
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Рудаков Максим Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
29.12.2023Регистрация административного искового заявления
29.12.2023Передача материалов судье
11.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Дело оформлено
31.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее