КОПИЯ
66RS0033-01-2024-000849-04
№ 2а-463/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 мая 2024 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Коробач Е.В.,
при секретаре судебного заседания Максимовой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснотурьинского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Свердловской области к Патракееву В. И. о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, штрафов,
установил:
зам. начальника МИФНС России № 14 по Свердловской области Акулова О.Н. обратилась в Краснотурьинский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением к Патракееву В.И. о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, в обоснование указано, что Патракеев В.И. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 01.09.2021 года по 17.01.2023 года, административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, образовалась задолженность в связи с неуплатой налогоплательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также налога на имущество физических лиц.
Представитель административного истца просит взыскать с Патракеева В.И. в пользу МИФНС России № 14 по Свердловской области задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов в размере 50 443 руб. 26 коп.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом путем направления судебной повестки по известному адресу и размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда. Сведений об уважительности причин неявки суду не представлено. При подаче административного иска представитель ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Патракеев В.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен путем направления судебной повестки по месту жительства, сведения о регистрации ответчика подтверждены справой ОВМ МО МВД России «Краснотурьинский» и размещения информации на официальном сайте Краснотурьинского городского суда, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало.
При указанных обстоятельствах, на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом определено рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Федеральным законом от 14.07.2022 года №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с 01.01.2023 года) усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП) при введении с 01.01.2023 года института Единого налогового счета (далее - ЕНС).
В силу п.1 ст.11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность - общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 настоящего Кодекса, и суммы государственной пошлины, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ.
Согласно п. 2 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Согласно п. 3 ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (далее - ЕНП), и денежным выражением совокупной обязанности.
В случае если сумма ЕНП на ЕНС превышает совокупную обязанность, образуется положительное сальдо.
Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Как видно из материалов дела, Патракеев В.И. состоит на учете в МИФНС России № 14 с 29.08.2001 года по настоящее время, состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с 01.09.2021 года по 17.01.2023 года.
По состоянию на 18.03.2024 года у налогоплательщика Патракеева В.И. образовалось отрицательное сальдо ЕНС в размере 50 443 руб. 26 коп., из которых задолженность по взносам составляет 43 106 руб. 75 коп., пени – 4108 руб. 39 коп., штрафы – 3228 руб. 12 коп.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Исходя из положений ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации период осуществления предпринимательской деятельности в целях исчисления страховых взносов определяется с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, данные плательщики уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В силу п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Согласно абз. 3 п.2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в срок, установленный п. 2 ст. 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со ст. 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
Положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации основания для освобождения от уплаты страховых взносов ввиду отсутствия доходов не предусмотрены.
Таким образом, физическое лицо с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя признается застрахованным лицом по обязательному пенсионному, медицинскому страхованию и у него возникает обязанность по уплате за себя страховых взносов.
Согласно расчету, Патракееву В.И. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года начислены в размере 34 445 руб., 08.02.2023 года от налогоплательщика поступила оплата задолженности в размере 2199 руб. 18 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года начислены в размере 8766 руб., страховые взносы за период с 01.01.2023 года по 17.01.2023 года начислены в размере 2094 руб. 93 коп., таким образом текущая задолженность по страховым взносам в общем размере составляет 43 106 руб. 75 коп. (л.д.28-30, 31-56).
Кроме того, согласно ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В силу пунктов 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом произведено начисление сумм пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов за 2021 год, 2022 год в общем размере 4108 руб. 39 коп. (пени по состоянию на 31.12.2022 года -148,42 руб.+ пени за период с 16.02.2022 года по 24.11.2022 года – 51,98 руб.+ пени за период с 16.02.2022 года по 30.11.2022 года – 153,03 руб.+ пени за период с 16.02.2022 года по 09.11.2022 года – 11,83 руб.+ пени за период с 16.05.2022 года по 08.02.2023 года – 19,75 руб.+ пени за период с 16.02.2022 года по 09.11.2022 года – 45,21 руб.+ пени за период с 11.01.2022 года по 05.03.2023 года – 192, 10 руб., пени за период с 01.01.2023 года по 16.10.2023 года – 3486,07 руб.) (л.д. 130-136).
Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (п. 7 статьи 101, п. 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации).
МИФНС России №14 по Свердловской области вынесено решение от 13.12.2022 года № 484 о привлечении Патракеева В.И. за совершение налогового правонарушения, которым установлена предоставление расчета по форме 6-НДФЛ за 1 квартал 2022 года с нарушением установленного законодательством срока, к штрафу в размере 1500 руб., предусмотренном п.1,2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.91-92).
МИФНС России №14 по Свердловской области вынесено решение от 24.01.2023 года № 147 о привлечении Патракеева В.И. за совершение налогового правонарушения, которым установлена предоставление налоговой декларации по УСН за 2021 год с нарушением установленного законодательством срока, к штрафу в размере 500 руб., предусмотренном п.1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 65-67).
МИФНС России №14 по Свердловской области вынесено решение от 26.01.2023 года № 138 о привлечении Патракеева В.И. за совершение налогового правонарушения, которым установлена неуплата в бюджет удержанных сумм НДФЛ за 1 квартал 2022 года, к штрафу в размере 390 руб., предусмотренном ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.100-102).
МИФНС России №14 по Свердловской области вынесено решение от 02.03.2023 года № 223 о привлечении Патракеева В.И. за совершение налогового правонарушения, которым установлена предоставление расчета по страховым взносам за 1 квартал 2022 года с нарушением установленного законодательством срока, к штрафу в размере 253,12 руб., предусмотренном п.1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.117-123).
МИФНС России №14 по Свердловской области вынесено решение от 11.05.2023 года № 371 о привлечении Патракеева В.И. за совершение налогового правонарушения, которым установлена неуплата в бюджет удержанных сумм НДФЛ за 2 квартал 2022 года, к штрафу в размере 585 руб., предусмотренном ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 83-85).
В связи с неуплатой Патракеевым В.И. страховых взносов, налогов и пени в порядке ст.ст. 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации ему было направлено требование об уплате соответствующих сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа №17175 от 23.07.2023 года на сумму 49137 руб.30 коп со сроком уплаты до 11.09.2023 года (л.д.124-125).
Факт направления в адрес административного ответчика требований об уплате соответствующих сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа МИФНС №14 по Свердловской области подтверждён представленными в материалы дела реестрами направлений, на основании ст.ст. 11.2, 52, 69 Налогового кодекса Российской Федерации пользователям «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц», налоговые уведомления и требования направляются в электронном виде.
Требование об уплате налога, взносов, пени Патракеевым В.И. в установленный срок не исполнено.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
28.11.2023 года мировым судьей судебного участка № 3 Краснотурьинского судебного района Свердловской области вынесен судебный приказ №2а-3577/2023 о взыскании с Патракеева В.И. в пользу инспекции указанных сумм. Данный приказ определением того же мирового судьи от 14.12.2023 года отменен в связи с поступившими от Патракеева В.И. возражениями (л.д.23).
Как следует из ч.3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В адрес Краснотурьинского городского суда административный иск к Патракееву В.И. поступил 28.03.2024 года (л.д.7-22), то есть до истечения шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, следовательно, срок для обращения с административным иском не пропущен.
Суд, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений, требований, правильность исчисления размера налога, сроки на обращение в суд, приходит к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате задолженности по страховым взносам, налогу и пени в заявленном размере.
Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств исполнения своего обязательства перед МИФНС №14 России по Свердловской области в полном объеме, с административного ответчика подлежит взысканию в пользу МИФНС № 14 России по Свердловской области задолженность по недоимке в общем размере 50 443 руб. 26 коп., из которых задолженность по взносам составляет 43 106 руб. 75 коп., задолженность по пени – 4108 руб. 39 коп., задолженность по штрафам – 3228 руб. 12 коп.
Кроме того, на основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. В связи с чем, с Патракеевым В.И. подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет городского округа Краснотурьинск в размере 1713 руб. 30 коп.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 14 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 14 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6617002802) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 443 ░░░. 26 ░░░., ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 43 106 ░░░. 75 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ – 4108 ░░░. 39 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ – 3228 ░░░. 12 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1713 ░░░. 30 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 17.05.2024 ░░░░.