РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2023 года г. Узловая
Узловский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Сироткиной Т.П.,
при помощнике судьи Разореновой А.В.,
с участием административного истца Агафоновой Е.В.,
административного ответчика Кравченко Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1597/2023(УИД 71RS0021-01-2023-001790-04) по административному иску Агафоновой Елены Владимировны к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Узловая и Узловского района Кравченко Лилии Владимировны, ОСП г. Узловая и Узловского района, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области о признании действия/бездействия судебного пристава-исполнителя незаконными,
установил:
Агафонова Е.В. обратилась с административным исковым заявлением к отделению ФССП по Узловскому району, ФССП по Тульской области, указав, что 17.10.2023 на сайте судебных приставов узнала о задолженности в размере 45000 рублей и что на ее имя открыто исполнительное производство №-ИП от 04.09.2023. Надлежащим образом ФССП по Узловскому району не уведомило ее об открытии данного исполнительного производства. В тот же день она оплатила сумму задолженности в размере 45000 рублей. 19.10.2023 в приемный день пришла к судебному приставу-исполнителю Кравченко Л.В., предъявила ей квитанцию об оплате штрафа, однако Кравченко Л.В. проигнорировала документ, подтверждающий оплату, сославшись на то, что квитанция не нужна, денег на депозитном счете не видит, смотреть оплату будет только по депозитному счету. В нарушение закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель Кравченко Л.В. не направила ей постановление о возбуждении исполнительного производства в установленные законом сроки заказным письмом (никакими электронными площадками для уведомления не пользуется). Считает, что были ущемлены ее права, так как срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя об объявлении ее должником, уклоняющимся от оплаты, обязать судебного пристава-исполнителя выдать постановление о возбуждении исполнительного производства.
В судебном заседании административный истец Агафонова Е.В. уточнила административные исковые требования, указав, что в судебном порядке постановление судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в течение 10 дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушениях их прав и законных интересов указанным постановлением. Для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя в судебном порядке не требуется его предварительного обжалования в порядке подчиненности. Течение этого срока начинается на следующий день после дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушениях их прав и законных интересов оспариваемым постановлением, и оканчивается в последний день установленного срока. Пропущенный по уважительным причинам срок для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя может быть восстановлен судом. Согласно п. 4.8.3.4. Приказа ФССП России по 10.12.2010 № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату. Так как она не имеет автоматизированного аккаунта на сайте «Госуслуг», она не могла узнать о возбуждении исполнительного производства, иным путем как кроме получения от пристава-исполнителя, возбудившего в отношении нее исполнительное производство. Именно с момента получения ею, регистрируемого сообщения, либо с момента возврата копии постановления судебных приставов, она имела возможность либо оспорить данное постановление, либо добровольно внести денежные средства, для погашения возникшей задолженности. Однако, судебный пристав-исполнитель, намеренно не направил ей постановление о возбуждении исполнительного производства, для того, чтобы незаконно составить в отношении нее протокол об административном правонарушении, предусмотрено ст. 20.25 КоАП РФ. Просила признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя, выразившиеся в не направлении ей постановления о возбуждении исполнительного производства регистрируемым почтовым отправлением по месту ее пребывания, указанного в постановлении Узловского районного суда по делу об административном правонарушении, привлечь судебного пристава-исполнителя Кравченко Л.В. к административной и дисциплинарной ответственности.
Определением суда от 01.11.2023 в качестве административного соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель ОСП г. Узловая и Узловского района Кравченко Л.В.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП г. Узловая и Узловского района Кравченко Л.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать и пояснила, что исполнительное производство в отношении Агафоновой Е.В. было возбуждено 04.09.2023. Копия постановления была направлена Агафоновой Е.В. простой почтой, поэтому трек-номера не существует, есть только реестр отправлений. По известному адресу по месту пребывания Агафоновой Е.В. была направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства почтовым отправлением простой корреспонденцией. Другими дополнительными видами связи она не извещалась. На основании ст.24 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве извещаются о возбуждении исполнительного производства телефонограммой, телеграммой, почтовой и иными видами связи, четких требований, что должника должны были уведомлять заказной почтой с уведомлением нет, следовательно, нарушений не имеется. 19.10.2023 на личном приеме Агафоновой Е.В. была выдана нарочно копия постановления о возбуждении исполнительного производства о чем имеется расписка Агафоновой Е.В. Штраф Агафоновой Е.В. оплачен в полном объеме, исполнительное производство окончено 24.10.2023 фактическим исполнением.
Представители административных ответчиков ОСП г. Узловая и Узловского района, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области в судебное заедание, о времени и месте которого извещены надлежащим образом, не явились.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения административного истца Агафоновой Е.В., административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП г. Узловая и Узловского района Кравченко Л.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Статьей 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) установлено, что данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закон об исполнительном производстве).
Статьей 4 названного Федерального закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Судом установлено и следует из материалов дела что, постановлением Узловского районного суда Тульской области №5-50/2023 от 23.06.2023, Агафонова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45000 рублей. Данное постановление ступило в законную силу 03.08.2023.
04.09.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП г. Узловая и Узловского района Кравченко Л.В. на основании постановления Узловского районного суда Тульской области №5-50/2023 в отношении Агафоновой Е.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП, которым установлен должнику срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно списка корреспонденции, направляемой почтовой связью, 04.09.2023 ОСП г. Узловая и Узловского района в адрес Агафоновой Е.В. по адресу, указанному в постановлении Узловского районного суда Тульской области №5-50/2023 направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
04.09.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП г. Узловая и Узловского района направлены запросы о получении сведений в ГИБДД МВД России, банки.
Из справки о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству №-ИП следует, что 18.10.2023 платежным поручением №171616 поступил платеж в размере 45000 рублей.
В рамках указанного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель ОСП г. Узловая и Узловского района Кравченко Л.В. 19.10.2023 вручила Агафоновой Е.В. требование о явке на 24.10.2023 к 10:00, для составления протокола по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
24.10.2023 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП, поскольку сумма задолженности по исполнительному производству составляет 0 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства, копия которого направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления (части 8, 17 Закона об исполнительном производстве).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего федерального закона (часть 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Согласно частям 1 и 2, п.1 ч.3 ст.68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Проверяя доводы административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП г. Узловая и Узловского района Кравченко Л.В. о направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства должнику простой корреспонденцией суд приходит к следующему.
Из смысла ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве следует, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, должна быть направлена должнику, а также взыскателю.
В соответствии со ст. ст. 12 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, не допуская при этом ущемления прав, законных интересов граждан и организаций.
В силу ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1); меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства; если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (ч. 2).
При этом, согласно требованиям абз.2 п.4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России №682 от 10.12.2010 предусмотрено, что постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
В рассматриваемом случае доказательств направления в адрес должника Агафоновой Е.В. копии постановления о возбуждении исполнительного производства почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату и как следствие отсутствие доказательств начала течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа не имеется.
При этом, судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения по данному исполнительному производству не принималось, таким образом требования административного истца Агафоновой Е.В. подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░/░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░> |