РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 17 декабря 2013 года
Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края Петренко А.П.,
при секретаре Будаевой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Врублевской Г.А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – Дудка И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к Микадзе В.М., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к Микадзе В.М., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, указав в нём, что на основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 10 февраля 2009 года №227 «О предоставлении земельного участка в аренду Микадзе В.М. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район урочище Красный конь»» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее – «Арендодатель»), и Микадзе В.М. (далее – «Арендатор») был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.02.2009 № №.
Согласно пункту 1.1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь, с кадастровым номером №, для сельскохозяйственного исользования. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет до 10.02.2058 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 09.07.2013 за Микадзе В.М. было зарегистрировано права аренды рассматриваемого земельного участка 20.04.2009 (№), основание государственной регистрации – договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № от 10.02.2009.
Согласно ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В тоже время, при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требований природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
В тоже время в материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно информации, предоставленной Приморско-Ахтарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 02.07.2013 года, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером №№ входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов.
Проверкой, проведенной совместно с Приморско-Ахтарским районным отделом Управления Росреестра по КК 10.07.2013 установлено, что земельный участок не используется.
Согласно информации, предоставленной МУП «Примосрко-Ахтарский информационный консультационный центр» от 11.07.2013 с западной стороны массива земельного участка находится ерик «Крутой» (среднее расстояние до водной глади 15 метров).
Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которые устанавливаются специальные режимы осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним в единое целое, как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме. В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров.
Таким образом, рассматриваемый земельный участок с западной стороны находится в районе ерика «Крутой»». Береговая линия - неотъемлемая часть водного объекта составляющая в соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ составляет 20 метров. В силу закона право собственности на береговую линию подлежит собственнику водного объекта.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь с кадастровым номером №, предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Микадзе В.М., входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц.
Исходя из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 марта 2012 года №12, при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.
Из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения заключен с Микадзе В.М. 10.02.2009, дата регистрации 20.04.2009.
Проверка законности предоставления земельных участков администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район, в том числе и спорного участка осуществлена совместно с Приморско-Ахтарского отдела Росреестра по Краснодарскому краю 10.07.2013 года.
Положение пункта 1 статьи 200 ГК Российской Федерации - с учетом Разъяснения, содержащегося в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года №15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» - устанавливает в качестве момента начала течения срока исковой давности день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Исходя из изложенного, прокуратуре Приморско-Ахтарского района стало известно о нарушениях администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район требований Рамсарской конвенции от 2 февраля 1971 года в июле 2013, что не может свидетельствовать о пропуске срока исковой давности для обращения в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Врублевская Г.А., доводы, изложенные в иске поддержала и просила суд иск прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к Микадзе В.М., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки – удовлетворить.
Признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.02.2009 года № №, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Микадзе В.М. а также погасить регистрационные записи в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.02.2009 года № №.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать Микадзе В.М. освободить и вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь с кадастровым номером № а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить Микадзе В.М. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.02.2009 года № за период действия договора.
Признать недействительным зарегистрированное право Микадзе В.М. на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь с кадастровым номером №.
Ответчик Тушнинский В.Н. в зал судебного заседания не явился, в связи со смертью.
На основании определения Приморско-Ахтарского районного суда вынесенного от 25 сентября 2013 года к участию в деле в качестве соответчика по данному иску был привлечен Микадзе В.М.. Привлеченный к делу соответчик Микадзе М.М. в зал судебного заседания по неизвестной суду причине не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, по последнему месту жительства, что не является препятствием перед судом для рассмотрения дела в его отсутствие.
Участвующий в судебном заседании представитель ответчика – администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район по доверенности – Дудка И.С., исковые требования не признал и суду пояснил, что на основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 10 февраля 2009 года № 227 «О предоставлении земельного участка в аренду Микадзе В.М. и заключении договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район урочище Красный Конь, заключен договор аренды земельного участка от 10 февраля 2009 года № №
Постановление издано на основании статей 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и заявления Микадзе В.М.
Предметом договора является предоставление земельного участка в аренду, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в Приморско-Ахтарском районе, урочище Красный конь, кадастровый № №, для сельскохозяйственного использования.
Договор аренды зарегистрирован в Приморско-Ахтарском отделе Управления Росреестра по Краснодарскому краю 20 апреля 2009 года.
В исковом заявлении Истец указывает, что спорный договор аренды земельного участка является недействительным (ничтожным), так как предоставленный земельный участок входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов и на него распространяются ряд ограничения предусмотренных Положением об указанных угодьях.
С данным доводом так же нельзя согласиться на основании нижеследующего.
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский» (Краснодарский край) признаны водноболотными угодьями, имеющими международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц.
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050, издано постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года», которым утверждено положение о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края
Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц.
Указанным положением водно-болотные угодья были выделены в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Постановлением были утверждены условные границы угодий с указанием необходимости их уточнения и проведения инвентаризации. Однако на настоящий момент указанные мероприятия не выполнены, точные границы и площадь угодий не установлены.
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 6 июня 1996 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», в редакции действующей на момент принятия постановления главы администрации Краснодарского края № 413, нормативно правовой акт администрации края - это акт, принятый главой администрации края или органом управления администрации края в рамках их компетенции и содержащий правовые нормы.
Указанной нормой Закона Краснодарского края так же дается определение правовой нормы - это официально установленное правотворческим органом края, предписание, рассчитанное на многократное применение и обеспеченное юридической санкцией.
Правотворческий орган края, в соответствии с названным законом, - это государственный орган края (Законодательное Собрание, глава администрации края, орган управления администрации края), правомочный принимать, изменять и отменять нормативные правовые акты края в соответствии с установленной компетенцией.
Принимая во внимание нормы названного Закона Краснодарского края, и учитывая, что Постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля года № 413 было принято правотворческим органом края (главой администрации края) содержит предписание, рассчитанное на многократное применение, соблюдать особый режим, установленный утверждаемым Положением для неопределенного круга лиц (природопользователи, земли- и водопользователи), то есть затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район полагает, что постановление от 24 июля 1995 года № 413 имеет признаки нормативного правового акта.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06 июня года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», в редакции действующей на момент издания Постановления № 413 и на момент заключения спорного договора аренды земельного участка, нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти края, в обязательном порядке публикуются в газете «Кубанские новости».
Постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водноболотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» до настоящего времени в установленном порядке не опубликовано.
Согласно статье 44 вышеуказанного Закона, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (указанная норма права действовала и на момент принятия вышеуказанного Постановления, и на сегодняшний день).
Учитывая изложенное, применять ограничения предусмотренные Постановлением главы администрации края № 413 возможно только после выполнения условий статьи 44 вышеуказанного Закона, то есть после опубликования его в газете «Кубанские новости». В связи с этим, администрация полагает, что ссылка Истца на то, что спорный земельный участок находится в границах водно-болотных угодий не обоснованным и не соответствующим действительности.
В связи с этим администрация считает, что согласование предоставления спорного земельного участка для использования в сельскохозяйственных целях с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея не требовалось. Выдача соответствующего согласования не входит в компетенцию Управления, так как такие полномочия не предусмотрены положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 (редакция от 24 марта 2011 года).
Помимо изложенного, вышеуказанным Положением, в нарушение статьи 2 Федерального закона от 4 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории не присвоена категория (заказник, заповедник, парк и т. д.), не указано ее значение (федеральное или региональное), не создана дирекция особо охраняемой территории.
Раздел Положения, о запрещенных видах деятельности в границах угодий содержит перечень потенциально вредных видов деятельности и носит не запретительный, а рекомендательный характер, не позволяющий однозначно установить, что можно и что нельзя делать на территории угодий.
Пунктом 11 положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовье», утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года №413 установлено, что регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения на территории водно-болотных угодий согласовываются с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400).
Данная формулировка опять же обтекаема и не отражает реалий действующего законодательства, так как на основании ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий является объектами государственной экологической экспертиза (в данном случае проводимой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).
Таким образом, водно-болотные угодья, как особо охраняемые территории должны иметь федеральный статус, в отношении которых на основании статьи 23 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решение должно приниматься на уровне Правительства РФ. Так же, на основании пункта 2 статьи 24 этого же закона, положение о задачах и особенностях режима особой охраны территорий федерального значения должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а не постановлением региональных органов исполнительной власти.
На основании вышеизложенного администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район, руководствуясь пунктом 10 статьи 3
Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации», правомерно приняла решение о предоставлении данного земельного участка в аренду.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статья 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Срок исковой давности начинается со дня, когда началось исполнение сделки (т.е. после подписания сторонами договора аренды который имеет силу акта-приема передачи).
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Договор аренды оспариваемого земельного участка между ответчиками заключен 14 апреля 2009 года.
Необходимо указать, что положение статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации («Восстановление срока исковой давности») применены только к физическому лицу и не могут применяться судом при восстановлении пропущенного срока исковой давности по ходатайству Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае.
Таким образом, из положения статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что исковая давность восстанавливается при совокупности трех условий:
- заявитель требования о восстановлении срока - только истец-гражданин, то есть физическое лицо;
- причины пропуска должны иметь место последние 6 месяцев срока исковой давности, а если этот срок равен 6 месяцам или менее 6 месяцев - в течении срока исковой давности.
- суд признает причину пропуска уважительной по обстоятельствам, связанным с личностью истца-гражданина (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.)
Кроме того в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» срок исковой давности, пропущенный юридическими лицами, а так же гражданином предпринимателем по требованию, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (пункт 12).
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года № 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ 00 исковой давности» к требованиям о признании недействительной оспоримой сделки не применяются общие правила, установленные статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации о начале течения срока исковой давности.
Данная правовая позиция нашла отражение в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 июля 2013 года, в котором решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края отменено, в удовлетворении аналогичных исковых требований прокурору Приморско-Ахтарского района отказано.
Просит суд отказать в иске прокурора Приморско-Ахтарского района о признании недействительным договор аренды земельного участка отказать в полном объеме.
Третье лицо – Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось, от его представителя по доверенности поступил письменный отзыв, в котором он просит требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо – Департамент имущественных отношений Краснодарского края, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось.
Третье лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось.
Третье лицо – начальник Приморско-Ахтарского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Воронцов С.В., просил суд принять решение по иску прокурора на усмотрение суда.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования прокурора, подлежат удовлетворению на основании следующего: на основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 10 февраля 2009 года № 227 «О предоставлении земельного участка в аренду Микадзе В.М. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район урочище Красный конь»» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее – «Арендодатель»), и Микадзе В.М. (далее – «Арендатор») был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.02.2009 № №.
Согласно пункту 1.1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь, с кадастровым номером №, для сельскохозяйственного использования. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет до 10.02.2058 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 09.07.2013 за Микадзе В.М. было зарегистрировано права аренды рассматриваемого земельного участка 20.04.2009 (№), основание государственной регистрации – договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № от 10.02.2009.
Согласно ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В тоже время, при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требований природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
В тоже время в материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно информации, предоставленной Приморско-Ахтарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 02.07.2013 года, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером № входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов.
Проверкой, проведенной совместно с Приморско-Ахтарским районным отделом Управления Росреестра по КК 10.07.2013 установлено, что земельный участок не используется.
Согласно информации, предоставленной МУП «<данные изъяты>» от 11.07.2013 с западной стороны массива земельного участка находится ерик «Крутой» (среднее расстояние до водной глади 15 метров).
Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которые устанавливаются специальные режимы осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним в единое целое, как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме. В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров.
Таким образом, рассматриваемый земельный участок с западной стороны находится в районе ерика «Крутой»». Береговая линия - неотъемлемая часть водного объекта составляющая в соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ составляет 20 метров. В силу закона право собственности на береговую линию подлежит собственнику водного объекта.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь с кадастровым номером №, предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Микадзе В.М., входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц.
Исходя из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 марта 2012 года №12, при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.
Из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения заключен с Микадзе В.М. 10.02.2009, дата регистрации 20.04.2009.
Проверка законности предоставления земельных участков администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район, в том числе и спорного участка осуществлена совместно с Приморско-Ахтарским отдела Росреестром по Краснодарскому краю 10.07.2013 года.
Положение пункта 1 статьи 200 ГК Российской Федерации - с учетом Разъяснения, содержащегося в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года №15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» - устанавливает в качестве момента начала течения срока исковой давности день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч.2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 10.02.2009 ░░░░ № № ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 10.02.2009 ░░░░ № №.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 10.02.2009 ░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░