УИД ***
***
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 февраля 2021 года г. Кирово-Чепецк
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
в составе председательствующего судьи Коровацкой Е.В.,
при секретаре Мочаловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по <адрес> и ФКУ УК УФСИН России по <адрес> по доверенностям Худяковой И.В.
административное дело ***а-112/2021 по административному иску ФИО1 к ФСИН России, УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес>, ФКУ УК УФСИН России по <адрес>, ФКУ УК УФСИН по <адрес>, ФКУ УК УФСИН по <адрес>, ФКУ УпоК УФСИН по <адрес>, ФКУ УК УФСИН по <адрес> о присуждении компенсации за нарушение условий содержания при этапировании в исправительное учреждение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Замоскворецкий районный суд <адрес> с административным иском к ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания при этапировании (конвоировании) в исправительное учреждение.
В обоснование указал, что он осужден приговором Волжского городского суда <адрес> от 05 июля 2017 года по ч.3 ст.303 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В период с 05 июля 2017 года по 18 октября 2017 года он содержался в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес>. 19 октября 2017 года был этапирован из указанного учреждения к месту отбывания наказания. Этапирование осуществлялось тюремным автофургоном, в котором он был помещен в отсек 0,5 х 0,6 кв.м, высотой 1,60 м., где он провел 30 минут до пересадки в железнодорожный вагон. В отсеке автофургона он не имел возможности пошевелиться, так как ехал вместе с 14-ю осужденными, было очень жарко. В ж/д вагоне он был помещен в камеру глубиной 2 метра и 1 метр в ширину. В купе не было окон или внутреннего освещения, окна в коридоре замазаны краской, в купе находилось две деревянные полки для осужденных и одна для багажа, однако мест для хранения багажа заключенных не имелось; матрасов и постельных принадлежностей не предусмотрено. Окна вагона были закрыты, в других камерах курили, из-за чего его страдания усугублялись. В период с 19 октября 2017 года по 22 октября 2017 года он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>. 22 октября 2017 года из СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> этапирование осуществлялось также тюремным автофургоном, в котором он был помещен в отсек 0,5 х 0,6 кв.м, высотой 1,60 м., где он провел 2-3 часа до пересадки в ж/д вагон. В фургоне было очень холодно, отопление не включали, всего находилось 15 человек. В ж/д вагоне он был помещен в камеру вместе с 6-ю осужденными, условия в ж/д вагоне были аналогичные предыдущему вагону. 22 октября 2017 года он прибыл в <адрес>, где находился на железнодорожной станции около двух часов, после чего к ним сотрудники УФСИН поместили еще одного осужденного, после чего они около суток следовали до г. Казань, а потом в тюремном автофургоне – в течение двух часов до ФКУ СИЗО-2 г. Казань УФСИН России по <адрес>. В ФКУ СИЗО-2 г. Казань УФСИН России по <адрес> он прибыл 23 октября 2017 года и содержался там одну ночь в одной камере с тремя осужденными, после чего их снова поместили в автофургон, а после в ж/д вагон, в котором они проследовали до станции Пермь. По прибытии 24 октября 2017 года в <адрес> их вывели на улицу и под лай служебных собак на виду у людей провели через пассажирские платформы к автофургонам, которые не смогли проехать к поезду из-за глубокого снега. При этом снег насыпался ему в обувь, он промочил ноги. В транзитно транзитно-пересылочном пункте ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес> он находился до 30 октября 2017 года. Затем снова был помещен в автофургон, а потом в ж/д вагон, где находился в условиях, подобных предыдущим. Вентиляция не работала, в вагоне было очень душно и накурено. Ночью их будили каждые два часа. По приезду он вновь был помещен в автофургон, где провел два часа, пока был доставлен в СИЗО-1 России по <адрес>. С 31 октября 2017 года по 14 ноября 2017 года он содержался в СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>, после чего был этапирован в ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> в тюремном автофургоне, который был разделен на две части, каждая шириной около 1 метра и глубиной 4 метра, высотой около 160 см. В каждой секции перевозилось около 20 человек и багаж осужденных. Время перевозки составило 3-4 часа. В одно отделение с ними был помещен осужденный, изолированный с подозрением на туберкулез. Таким образом, на протяжении всего периода этапирования из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> к месту отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> административный он находился в пыточных, унижающих человеческое достоинство условиях, которые принесли ему неизгладимые моральные и физические страдания. Указанные условия нарушали положения Европейской Конвенции прав человека и основных свобод (в части нарушения права на запрещение бесчеловечного и унижающего достоинства наказания) и положения ст.21 Конституции РФ, согласно которым достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Просил суд взыскать с ФСИН России в его пользу компенсацию морального вреда в размере 300000 рублей.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).
Определением Замоскворецкого районного суда <адрес> от 04 сентября 2020 года иск принят к производству в порядке КАС РФ, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес>, административное дело передано по подсудности на рассмотрение Кирово-Чепецкого районного суда <адрес> по месту нахождения ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> (том *** л.д.23-25).
Определением судьи Кирово-Чепецкого районного суда <адрес> от 04 декабря 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов РФ в лице УФК по <адрес>, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Кировская прокуратура за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Общественная наблюдательная комиссия <адрес>, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес> (том *** л.д.1-3).
Определением Кирово-Чепецкого районного суда от 30 декабря 2020 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены управления по конвоированию, чьи караулы непосредственно осуществляли конвоирование ФИО1, а именно ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес>», ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес>», ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес>», ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес>», ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по <адрес>» (том *** л.д.153-155).
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. Не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие, о чем указано в административном иске.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по <адрес>, ФКУ УК УФСИН России по <адрес> по доверенности Худякова И.В. поддержала доводы, указанные в письменных возражениях на административное исковое заявление ФИО1, пояснила, что считает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению (том *** л.д.53-56, 92-98, 102-107, 199-200).
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> по доверенности Мишутов А.Е. пояснил, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> были соблюдены все требования нормативных документов, регламентирующих условия и порядок отбывания наказания. Просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО1 отказать. Представил письменные возражения на исковое заявление (том №2 л.д.84). Также в судебном заседании пояснил, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> конвоированием осужденных не занимается, требований о компенсации в связи с нарушением условий содержания в ФКУ ИК-5 им не заявлялось, в связи с чем считает указанное лицо ненадлежащим ответчиком.
Административный ответчик ФКУ ОК УФСИН России по <адрес> представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указало, что конвоирование осужденного ФИО1 сотрудниками ФКУ ОК УФСИН России по <адрес> не осуществлялось (том *** л.д.208).
Административный ответчик ФКУ УК УФСИН России по <адрес> явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представило письменные отзывы на административное исковое заявление, в котором просило в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать (том №2 л.д.2-4, 111-113).
Административные ответчики ФКУ УК ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ УпоК УФСИН России по <адрес> ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представило письменные возражения, в которых просит в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать (том №1 л.д.222-224, том №2 л.д.42-43, 61-63, 163-165).
Заинтересованное лицо УФСИН России по <адрес> явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом. Представило письменные возражения, в которых указало, что ФИО1 обратился в суд с административным иском по истечении более трех лет с момента этапирования и после своего освобождения из мест лишения свободы, просило в удовлетворении административного иска отказать (том №1 л.д.65-66, 110-113).
Заинтересованное лицо Министерство финансов РФ в лице УФК по <адрес> ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя. Представило письменные возражения, в которых просит в удовлетворении административного иска отказать (том *** л.д.135-136, 139-140).
Заинтересованные лица Генеральная прокуратура РФ, Общественная наблюдательная комиссия по <адрес>, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес> явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (том №1 л.д.216, том №2 л.д.152, том №2 л.д.158, 160). Генеральная прокуратура РФ представила ходатайство об освобождении от участия в деле, которое рассмотрено в судебном заседании.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно п.6 ч.1 ст.124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования: о присуждении компенсации за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч.1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В силу ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 был осужден приговором Волжского городского суда <адрес> от 05 июля 2017 по ч.3 ст.303 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (том *** л.д.106).
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 76 Уголовно - исполнительного кодекса Российской федерации (далее - УИК РФ) осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с УИК РФ.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию, определяющую порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).
Согласно подпункту 2 пункта 45 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. и пункту 32.2 приложения к Рекомендации Rec (2006)2 Комитета Министров государствам - членам Совета Европы, касающейся Европейских тюремных правил, утвержденной Комитетом Министров 11 января 2006 г., перевозка заключенных в условиях недостаточной вентиляции и освещения или же в любых других условиях, создающих для них неудобства или унижающих их достоинство, запрещается.
Частью 3 статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. N 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, которое действует в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2013 г. N 94.
В подпункте 6.1 приложения 6 к Наставлению приведены минимальные размеры камер и туалетной кабины спецавтомобилей для спецконтингента (ширина одиночной камеры 500 мм, глубина 650 мм; ширина общей камеры определяется длиной сидений (80.1.5.2.3.а), глубина 650 мм или 1150 мм (для камеры с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга, максимальная глубина такой камеры 1300 мм), а также примеры наиболее распространенных планировок рабочего салона спецавтомобилей с различным сочетанием общих и одиночных камер.
Подпунктом 6.2 приложения 6 к Наставлению предусмотрены модели специальных железнодорожных вагонов для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым и сквозным железнодорожным маршрутам, планировка, оборудование вагонов и их техническая характеристика, включая количество мест для осужденных в вагоне, количество больших и малых камер.
Согласно данному пункту для перевозки осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым и сквозным железнодорожным маршрутам используются следующие типы специальных вагонов: вагон специальный модели ЦМВ61-512, вагон специальный модели ЦМВ61-519, колеи 1520 мм; вагон специальный модели ЦМВ61-824, вагон специальный модели ЦМВ61-4500. Вагон специальный модели ЦМВ61-512 предназначен для перевозки осужденных по магистральным железным дорогам колеи 1520 мм. Техническая характеристика: длина кузова 23600 мм; ширина кузова 3100 мм; количество мест для осужденных (при продолжительности перевозки до четырех часов) 104; количество мест для осужденных (при продолжительности перевозки более четырех часов) 80. Двери всех камер сдвижные решетчатые. Все двери имеют окна (кормушки). Каждое окно закрывается сплошной металлической створкой со специальным замком. В камерах устанавливаются диваны первого яруса, полки с откидными клапанами и полки третьего яруса. Все окна вагона оборудуются предохранительными решетками, а окна, кроме туалета и кухни, оборудуются механическими шторками и солнцезащитными занавесками. Окна кухни, туалетных и внутренние рамы окон большого коридора и коридора некотлового конца имеют непрозрачные стекла.
Наставление устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора, содержит требования к оборудованию специальных транспортных средств, в том числе автомобилей и железнодорожных вагонов, и не является нормативным правовым актом, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации и опубликованию в установленном порядке.
При этом вопрос о законности установленных наставлением требований к оборудованию специальных транспортных средств являлся предметом рассмотрения Верховным Судом РФ (Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 25.02.2016 N АПЛ16-24 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2015, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими п. п. 6.1, 6.2 приложения 6 к Наставлению по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 N 279.)
В судебном заседании из отзывов административных ответчиков и представленных к ним документов установлено, что специальные автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, специальные железнодорожные вагоны относятся к транспортным средствам, которые используются учреждениями уголовно-исполнительной системы для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании. Спецавтомобили изготавливаются в основном на базе серийно выпускаемых транспортных средств типа КАМАЗ, ГАЗ, на них устанавливается специальный кузов (на обозрение суду представлен паспорт серийно выпускаемого транспортного средства КАМАЗ 65117, копии страниц которого представлены в материалы дела), специальные вагоны представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Какого-либо нормативного правового акта, который бы устанавливал иные, отличные от приведенных в подпунктах 6.1, 6.2 приложения 6 к Наставлению, размеры камер в названном спецтранспорте, не имеется.
Согласно стандарту отрасли ПР 78.01.0024-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", принятому и введенному в действие 14 октября 2010 г. (взамен ОСТ 78.01.0002-99 от 1 июня 1999 г.), спецавтомобили предназначены для перевозки только сидящих людей; минимальные размеры камер спецавтомобилей для спецконтингента составляют: одиночной - ширина 500 мм, глубина 650 мм; общей - ширина определяется длиной сидений (из расчета 450 мм на одно посадочное место), глубина 650 мм или 1150 мм (для камеры с двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга, максимальная глубина такой камеры 1300 мм) (пункты 4.5, 5.4). Планировка спецкузова с различными сочетаниями общих и одиночных камер и пассажировместимость определяются одобрением типа транспортного средства, выдаваемым органами по сертификации и необходимым для установления соответствия транспортного средства конкретному виду перевозок.
Специальный автомобильный транспорт, предназначенный для перевозки спецконтингента и используемый в уголовно-исполнительной системе, прошел процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации. По результатам испытаний выданы одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта (том *** л.д.94, 95).
Пунктом 73 Наставления предусмотрены требования к оборудованию транспортных средств, используемых учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании. В случае изготовления спецавтомобиля на базе грузового автомобиля (шасси) на последний устанавливается специальный кузов. В спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются: помещение караула, камеры для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (может оборудоваться туалетной кабиной в спецавтомобилях вместимостью более 7 осужденных и лиц, содержащихся под стражей). Спецавтомобиль на базе грузового автомобиля (шасси) и автобуса предназначен для перевозки только сидящих людей. В спецавтомобилях на базе легкового автомобиля предусматривается размещение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе в лежачем положении. Конструкция спецавтомобилей обеспечивает строго раздельное размещение осужденных, отбывающих наказания в различных условиях, а также лиц, содержащихся под стражей, с соблюдением их внутренней изоляции за счет планировки спецкузова с различным сочетанием общих и одиночных камер. Примеры наиболее распространенных планировок спецкузова с различным сочетанием общих и одиночных камер для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, представлены в приложении N 6 к Наставлению. В числе конструктивных требований к спецавтомобилям на базе грузовых автомобилей (шасси) установлено, что внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм. В числе конструктивных требований к спецавтомобилям на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей изложены требования к оборудованию системы отопления спецавтомобиля. Отопление рабочего салона осуществляется дополнительным отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отопителем (несколькими отопителями), работающими на дизельном топливе. В спецавтомобилях на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей могут использоваться штатные отопители базового транспортного средства. Для охлаждения воздуха в летнее время внутри рабочего салона в помещении караула может устанавливаться кондиционер, пульт управления кондиционером размещается в помещении караула. Система отопления и тепловые условия (микроклимат) рабочего салона соответствуют требованиям ГОСТа Р 50993-96 "Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности", утвержденного постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. N 669 (далее - ГОСТ Р 50993-96). Обеспечивается возможность работы автономных отопителей при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания. Для отопления кабины водителя используется система отопления кабины базового транспортного средства, для охлаждения воздуха может устанавливаться кондиционер. Также установлены требования к системе вентиляции спецавтомобиля. Вентиляция рабочего салона должна осуществляться через окно во входной двери, аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения караула, вентиляционные лючки в камерах и туалетной кабине и системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции. Система вентиляции должна соответствовать требованиям ГОСТа Р 50993-96. Вентиляционные лючки оборудуются в каждой камере вместимостью не более 3 человек и туалетной кабине - по одному, в общих камерах - по два лючка. Внутри камер устанавливаются вентиляционные решетки с ручными регуляторами забора воздуха со стороны камер, соответствующие следующим требованиям: - применение принудительной приточно-вытяжной вентиляции с использованием электрических вентиляторов обязательно при общей вместимости рабочего салона более 7 человек; - в каждой общей камере вместимостью более 3 человек устанавливается вытяжной вентилятор, при отсутствии общих камер вместимостью более 3 человек вытяжные вентиляторы устанавливаются в помещении караула; - должна быть обеспечена возможность работы вентиляторов при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания.
Абзацем третьим пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп, установлены нормы посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиль (грузоподъемностью 1,5 - 2 тонн - до 13 человек, 2,5 - 3 тонн - до 21 человека, 4 тонны - до 36 человек). Эти нормы являлись предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации по правилам абстрактного нормоконтроля в 2012 году.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2012 г. по делу N ГКПИ11-1774, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N АПЛ12-200, подтверждено, что нормы посадки абзаца третьего пункта 167 Инструкции соответствуют установленным для спецавтомобилей на базе КАМАЗ-4308 и ГАЗ-3307 техническим характеристикам, приведенным в одобрениях типа транспортного средства. Указанный абзац признан не противоречащим нормам международного права, запрещающим применение пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения, а также федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Названным решением суда, а также решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 г. по делу N ГКПИ11-1143, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N КАС11-765, проверены и нормы посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагоны, установленные абзацами первым и вторым пункта 167 Инструкции. В части, предусматривающей, что норма посадки определяется из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры, а также при конвоировании не более 4 часов допускается посадка в малые камеры до 6 человек, данные абзацы признаны не противоречащими нормам международного права и другим правовым нормам большей юридической силы. При этом судом установлено, что конструкция используемого с 2004 года для перевозки спецконтингента вагона ЦМВ61-4500, его внутреннее оборудование, оснащение помещений и системы жизнеобеспечения соответствуют требованиям Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, СП 2.5.1198-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 12.
Запрет на перевозку людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, содержится в пункте 22.8 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. Кроме того, согласно абзацу четвертому пункта 167 Инструкции во всех случаях количество осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и личного состава, перевозимого в специальных транспортных средствах, не должно превышать норм, установленных для данного транспортного средства техническими характеристиками.
Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации рассчитана до 2020 года. Она предусматривала создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил, при этом финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией данной концепции, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.
Кроме того, в настоящее время действующей редакцией предусмотренные Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию УИС, утвержденной совместным приказом Минюста России и МВД РФ N 199дсп/369дсп 24 мая 2006 г., нормы посадки осужденных лиц, содержащихся под стражей, в спецвагон были уменьшены и теперь определяются из расчета по 10 человек в большие камеры, по 4 человека в малые камеры. Нормы посадки осужденных, в спецавтомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонн – до 13 человек, 2,5-3 тонн – до 21 человек, 4 тонны – до 36 человек. На период конвоирования осужденные и лица, содержащиеся под стражей, размещаются по видам режима и категориям: больные активной формой туберкулеза, независимо от категорий и вида режима – вместе, но отдельно от здоровых. Вывод в туалет производится по просьбе конвоируемых и только по одному.
Из материалов дела установлено, что в период с 05 июля 2017 года по 18 октября 2017 года ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес>. <дата> он был конвоирован из ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес> к месту отбывания наказания следующим образом:
19 октября 2017 года на станции «Волгоград» осужденный ФИО1 был принят караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по <адрес>, от караула, назначенного от ФКУ УК УФСИН по <адрес>, и размещен в малой камере специального автомобиля, рассчитанной на 1 человека, отконвоирован в ФКУ СИЗО-1 по <адрес>. Размеры малой камеры специального автомобиля данной марки составляют: 50x70x175см. Стандартные системы вентиляции, освещения и отопления специального автомобиля находились в исправном состоянии. Время в пути составило около 20 минут. В период сдачи ФИО1 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> жалоб и заявлений от осужденного на условия конвоирования в специальном автомобиле не поступало (том *** л.д. 110-133, том 2 л.д. 29-33).
Согласно Постовой ведомости от 19 октября 2017 года, в ФКУ СИЗО-1 по <адрес> всего было отконвоировано 3 человека, при этом для конвоирования использовалось три специальных автомобиля (том 2 л.д. 30 - 33), в отношении каждого автомобиля имеются отметки о технически исправном состоянии автомобиля, заявлений и жалоб от конвоируемых лиц не поступало.
Таким образом, факт, что ФИО1 при конвоировании в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> был размещен в специальном автомобиле в малой камере вместе с 14-ю другими осужденными, вследствие чего в камере невозможно было двигаться и было душно, опровергается материалами дела. ФИО1 в камере находился один, размеры камеры соответствовали установленным нормативам.
В период с 19 октября 2017 года по 22 октября 2017 года ФИО1 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>.
22 октября 2017 около 12 час. 50 мин. административный истец ФИО1 был принят от ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> плановым караулом по железнодорожному маршруту *** «Волгоград – Пермь», размещен в большой камере специального автомобиля, и отконвоирован на станцию «Волгоград». Совместно с осужденным ФИО1 в камере находилось шесть осужденных аналогичного режима содержания. Размер большой камеры специального автомобиля данной марки: длина – 360 см, ширина – 115 см, высота – 180 см.
Стандартные системы вентиляции, освещения и отопления специального автомобиля находились в исправном состоянии. Согласно информационным ресурсам о метеорологиических условиях, температура окружающей среды 22 октября 2017 года в городе Волгограде в дневное время суток составляла +4 градуса по Цельсию. Время в пути составило около 20 минут. Жалоб и заявлений от осужденного ФИО1 на условия конвоирования в специальном автомобиле не поступило, что подтверждено Постовыми ведомостями, планом организации и проведения работы с сотрудниками планового железнодорожного караула «Волгоград-Пермь» с 17 октября 2017 года по 30 октября 2017 года, заключением о выполнении служебной задачи (том 2 л.д. 1-33).
Сразу же по прибытию на станцию Волгоград осужденный ФИО1 был размещен в большой камере *** специального вагона, в которой следовал до станции Пермь.
Согласно акту приемки специального вагона типа «СТ» *** от 22 октября 2017 года вагон без повреждений, находился в технически исправном состоянии, освещение, водоснабжение, системы отопления и вентиляции исправны, вагон исправен и готов к рейсу. Несрабатывание до конца автоматического засова в рабочем тамбуре не влияет на права перевозимых лиц. Вагон принят как сотрудниками ФКУ УК УФСИН России по <адрес>, так и Старшим проводником ОС и ВП МВД России на Приволжской железной дороге (том 2 л.д. 20).
ФКУ «УК УФСИН России по <адрес>» представило также план организации и проведения работы с сотрудниками планового железнодорожного караула «Волгоград-Пермь» с <дата> по <дата>, предписания ***, ***, постовые ведомости, содержащие сведения об отсутствии жалоб, заключение о выполнении служебной задачи (том 2 л.д. 1-33).
Согласно представленным административным ответчиком сведениям, при следовании от станции Волгоград до станции Казань в большой камере железнодорожного вагона содержалось не более 7 осужденных, включая осужденного ФИО1; от станции Казань до станции Пермь – не более трех на всем пути следования, что подтверждено списком конвоируемых лиц, в которых указаны станции их принятия и сдачи караулам. Большая камера специального вагона оборудована 6 полками. Размеры камеры составляют: ширина - 163 см, длина - 205 см, высота - 287 см.
Доводы ФИО1 о том, что на станции Ульяновск, где они простояли около двух часов, к ним был помещен еще один осужденный, после чего они ехали в количестве 7 человек в одной камере до станции, подтверждаются материалами дела и пояснениями административного ответчика. Однако каких – либо нарушений закона и ущемления прав административного истца при этом не установлено.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2011 г., вступившим в законную силу, признан не противоречащим нормам международного права, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу абзац первый пункта 167 Инструкции, устанавливавший на момент рассмотрения норму посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из расчета по 12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры. В настоящее время норма посадки в спецвагон определяется из расчета 10 человек в большие камеры и 4 человека в малые камеры. Таким образом, учитывая, что ФИО1 был размещен в большой камере спецвагона, норма посадки в спецвагон не нарушена.
Выдача постельных принадлежностей конвоируемым лицам в специальных вагонах нормативными правовыми актами не предусмотрена. Осужденный ФИО1 имел возможность разместить свои вещи в нише под одной из нижних полок.
Как указано ранее, конструктивными особенностями специальных вагонов предусмотрено в большом коридоре специального вагона расположение 6 застекленных оконных проемов, через которые, в дополнение к стандартному освещению, проникало естественное освещение. Напротив камер расположено 10 светильников, каждый из которых оснащен лампой накаливания Ж-54 мощностью 40 Вт. Сведения об исправности освещения также отражены в Акте приема вагона.
Согласно постовой ведомости, в период конвоирования отношения личного состава караулов с конвоируемыми лицами строились в соответствии с требованиями руководящих документов, основываясь на строгом соблюдении законности и уважении их человеческого достоинства, требования федерального закона от 23 февраля 2013 года *** ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» соблюдались.
На всем пути следования в специальном вагоне жалоб и заявлений от осужденного ФИО1 на условия конвоирования, в том числе и на курение, необходимость посетить туалет и др, в адрес караула не поступало, что отражено в постовых ведомостях.
Согласно ответу прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по <адрес> обращений от ФИО1 или конвоируемых вместе с ним в указанный период лиц с жалобами на ненадлежащие условия содержания при конвоировании в прокуратуру не поступало. При проведении прокурорских проверок нарушения условий конвоирования также не выявлено.
Доводы административного истца о том, что в период с 22 октября 2017 года по 23 октября 2017 года он вместе с 6 заключенными ехал от станции «Ульяновск» до станции «Казань» около суток, при этом в связи с нехваткой мест конвоируемые вынуждены были спать по 2-3 часа, суд находит недоказанными по следующим основаниям. Согласно отметкам всех пяти лиц, проверяющих службу караула на станциях, указано, что 22 октября 2017 года от конвоируемых жалоб и заявлений не поступало, замечаний нет. 23 октября 2017 года содержание конвоируемых лиц в спецвагоне по категориям соблюдается, жалоб на условия конвоирования не поступало, под охраной находилось всего 11 человек. Нормы посадки соблюдаются, вывод в туалет и раздача горячего питания производится своевременно, внутренний порядок поддерживается. В 23-20 часов - 23-55 часов происходил прием конвоируемых лиц на станции «Казань». Все проверяющие указали, что жалоб на условия содержания и обращений от конвоируемых лиц не поступало (том 2 л.д. 10).
Также судом из пояснений УК УФСИН России по <адрес> установлено, что 23 октября 2017 года на обменном пункте железнодорожная станция Ульяновск Центральный встречный караул, назначенный от ФКУ ОК УФСИН России по <адрес>, осуществлял обмен спецконтингентом с плановым караулом по железнодорожному маршруту *** «Волгоград-Пермь», назначенный от ФКУ УК УФСИН России по <адрес> (том 1 л.д.208). В соответствии с расписанием движения поезда *** «Волгоград- Нижневартовск (Пермь)» на октябрь 2017 года, данный поезд прибыл на обменный пункт «Ульяновск-Центральный» в 17 часов 30 минут, убыл в 18 часов 10 минут (время местное), время стоянки составило 40 минут (том *** л.д.213). Согласно поданным заявкам на конвоирование встречный караул, назначенный от ФКУ ОК УФСИН России по <адрес>, принял в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> 5 человек, сдал 1 человека, среди которых ФИО1 не значился. Жалоб и претензий от конвоируемых лиц не поступало, что подтверждается записями в постовой ведомости и путевом журнале (том *** л.д.209-212, 214-215). Таким образом, конвоирование административного истца ФИО1 сотрудниками ФКУ ОК УФСИН России по <адрес> не осуществлялось.
Согласно материалам дела, в ночь с 23 октября 2017 года на 24 октября 2017 года ФИО1 перемещался сотрудниками УпоК УФСИН России по <адрес> от обменного пункта станции «Казань» до ФКУ СИЗО 2 УФСИН России по <адрес> и 24 октября 2017 года от ФКУ СИЗО 2 УФСИН России по <адрес> до обменного пункта станции «Казань», где был передан под охрану плановому караулу по железнодорожному маршруту «Казань – Пермь». 23 октября 2017 года после прибытия поезда в 22 час. 43 мин. на станцию Казань специальный вагон был доставлен маневровым локомотивом на контрольно-диспетчерский пункт около 23 час. 20 мин. После чего начальником встречного караула, назначенного от Управления по конвоированию, происходил прием конвоируемых лиц, в том числе и ФИО1, от караула по железнодорожному маршруту «Волгоград - Пермь» по справкам по личному делу, который продлился до 23 час 50 мин 23 октября 2017 года. После окончания приема всех конвоируемых лиц, подлежащих разгрузке из спецвагона, была осуществлена посадка всех конвоируемых лиц, в том числе и ФИО1, в спецавтомобиль. 24 октября 2017 года в 00 час. 05 мин. ФИО1 был доставлен в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес> в специальном автомобиле марки КАМАЗ-4308 в большой камере ***, рассчитанной согласно нормам посадки на 15 человек, совместно с шестью осужденными аналогичного режима, что подтверждается записями в путевом журнале (том *** л.д.68-77). Время в пути составило около 15 минут, расстояние - 7,2 км. (том 2 л.д.61-63). В Постовых ведомостях имеется отметка об исправности автомобилей.
24 октября 2017 года заявитель был принят в ФКУ СИЗО-2 встречным караулом, назначенным от Управления по конвоированию, и доставлен на обменный пункт станции Казань в спецавтомобиле марки ГАЗ-33106 в камере ***, рассчитанной согласно нормам посадки на 1 человека, в котором содержался только административный истец.
Специальный автомобиль, предназначенный для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, марки «ГАЗ-33106» согласно паспорту на оперативно-служебный автомобиль типа A3 оборудован двумя большими камерами вместимостью по 5 человек в каждой и 5 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой. Размеры малых камер спецавтомобиля марки «ГАЗ 33106» составляют: высота - 173 см, ширина - 52 см, длина - 62 см. Специальные автомобили, предназначенные для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей марки «КАМАЗ 4308» согласно паспорту на оперативно-служебный автомобиль типа A3 на шасси оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой. Размеры больших камер специального автомобиля марки «КАМАЗ 4308»: длина -360 см, ширина - 120 см, высота - 173 см. В период конвоирования ФИО1 в специальном автомобиле, численной переполненности в камерах не было. Камеры специального автомобиля оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше спецавтомобиля. Все специальные автомобили, в которых конвоировался ФИО1, оборудованы автономной отопительной системой. Для автомобилей марки «ГАЗ-33106» - система Планар 44Д-12, для «КАМАЗ -4308» - Планар 8 ДМ-24.
Специальные автомобили, в которых перевозился ФИО1, были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: вентиляция, освещение, отопление, были в исправном состоянии и работали, что подтверждается отметками начальников караулов и дежурных по караулу в приеме специальных автомобилей в постовых ведомостях (том *** л.д.64-67). Таким образом, соответствие используемых для конвоирования осужденных транспортных средств нормативным требованиям подтверждено. Согласно записям проверяющих лиц в постовых ведомостях, жалоб и заявлений от осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при их конвоировании не поступало.
Далее согласно материалам дела 24 октября 2017 года на обменном пункте станции «Казань», ФИО1 был передан под охрану плановому караулу по железнодорожному маршруту «Волгоград - Пермь». 24 октября 2017 года вагон в составе поезда направился по пути следования и 25 октября 2017 года прибыл на станцию «Пермь». ФИО1 25 октября 2017 года был принят встречным караулом, назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по <адрес> и отконвоирован от станции Пермь-2 до ФКУ ИК-29 (<адрес>) ГУФСИН России по <адрес> в специальном автомобиле типа «A3» марки «КАМАЗ 4308», где заявитель размещался в большой камере *** совместно с 2 осужденными. Время в пути составило 50 минут. Далее заявитель был сдан в ФКУ ИК-29 (<адрес>).
Административный истец указывает на то, что 24 октября 2017 года в городе Пермь автофургоны УФСИН не смогли проехать из-за глубокого снега. Осужденные в присутствии граждан шли по снегу, в результате чего снег насыпался им в обувь, их ноги промокли.
Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденное Приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279, содержит также требования к оборудованию обменных пунктов при конвоировании (раздел 12).
Обменные пункты включают: на начальном (конечном) пункте планового караула по железнодорожному маршруту в том числе: пункт отстоя специальных служебно-технических вагонов, площадку для стоянки специальных автомобилей, места посадки (высадки) спецконтингента; маршрут конвоирования; на железнодорожных станциях по маршруту следования плановых караулов по железнодорожным маршрутам: огражденную площадку для стоянки специальных автомобилей; оборудованное помещение для спецконтингента на период проведения обмена (при большом количестве спецконтингента, недостаточном количестве специальных автомобилей или при недостаточном времени стоянки поезда для проведения обмена). Площадки для стоянки специальных автомобилей оборудуются так, чтобы обеспечивать размещение не менее трех специальных автомобилей. В местах для посадки (высадки) осужденных обеспечиваются удобными подъезды к ним на автомобилях и создаются необходимые условия несения службы составом караулов. Эти места освещаются и выгораживаются забором сплошного заполнения или забором из металлической сетки высотой не менее 3,0 м. Вблизи мест посадки могут устраиваться будки для размещения служебных собак.
В соответствии с требованиями Инструкции посадка/высадка осужденных на станции Пермь-2 (КДП) осуществляется путем непосредственного подъезда специального автомобиля типа «A3» (марки «КАМАЗ 4308») вплотную к специальному вагону на специально отведенной расчищенной площадке посредством прокладывания трапа между специальным вагоном и специальным автомобилем для обеспечения беспрепятственного перемещения осужденных и их безопасности. Перемещение осужденных при посадке/высадке по снежному покрову на обменном пункте станции Пермь-2 (КДП) 25 октября 2017 года было исключено, поскольку специальный автомобиль осуществляет подъезд вплотную к специальному вагону на режимной расчищенной территории, а выставляемый трап, по которому осуществляется посадка/высадка осужденных, находится на высоте от снежного покрова. Доводы административного истца о том, что обмен происходил на перроне на глазах у граждан также не находят своего подтверждения, поскольку специальный вагон размещается на специально отведенной территории, исключающей доступ посторонних лиц, а именно в пункте отстоя специальных служебно-технических вагонов. Постовая ведомость не содержит сведений о происшествиях, невозможности провести посадку (высадку) осужденных в специально оборудованных местах, предусмотренных нормативными документами.
Кроме того, судом также установлено, что специальные автомобили, в которых перевозились конвоируемые, в том числе ФИО1, были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: вентиляция, освещение, отопление, были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме специальных автомобилей в постовых ведомостях (том 1 л.д. 222-239).
Все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, оборудованы системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в салоне транспортного средства в любое время года. Жалоб на состояние здоровья, а также претензий на условия конвоирования в течение всего пути следования административный истец не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караулов по конвоированию не обращался, что подтверждается постовой ведомостью.
В период с 25 октября 2017 года до 30 октября 2017 года административный истец содержался в транзитно-пересылочном пункте ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН России по <адрес>, после чего 30 октября 2017 года был отконвоирован от ФКУ ИК-29 до станции «Ферма» встречным караулом, назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по <адрес>, в специальном автомобиле типа «A3» марки «КАМАЗ 4308», где заявитель размещался в большой камере *** совместно с 2 осужденными. Время в пути составило 45 минут. После чего осужденный ФИО1 был передан под охрану плановому караулу по железнодорожному маршруту *** «Киров - Екатеринбург», назначенному от ФКУ УК УФСИН России по <адрес>, следующему в обратный путь.
Административный истец указывает, что 30 октября 2017 года на автофургоне он был доставлен в тюремный вагон железнодорожного состава Кировского формирования. В вагоне он с другими осужденными был помещен в камеру, подобную предыдущим. Условия конвоирования со слов административного истца полностью повторяли предыдущие условия конвоирования.
Вместе с тем, согласно Постовой ведомости от 27 октября 2017 года (на период с 30 по 31 октября 2017 года) при приеме/сдаче спецавтомобилей 30 октября 2017 года замечаний к состоянию транспортных средств не имелось, происшествий, недостатков на постах, неисправностей ТСО не зафиксировано, жалоб от осужденных не поступало. ФИО1 был размещен в специальном автомобиле типа «A3» марки «КАМАЗ 4308», гос. ***, где заявитель размещался в большой камере *** совместно с 2-мя другими осужденными, что подтверждено Постовой ведомостью и списком осужденных, перевозимых на автомобиле с номером 001 (том1 л.д. 233-237). Также в дело представлены копии путевых листов спецавтомобилей, согласно которым автомобили приняты в технически исправном состоянии.
Конвоирование административного истца ФИО1 от обменного пункта станции Ферма до обменного пункта станции Киров с 30 октября 2017 года по 31 октября 2017 года осуществлялось караулами ФКУ УК УФСИН России по <адрес> в специальном вагоне модели «ЦМВ 61-512» в большой камере *** совместно с двумя осужденными аналогичного режима содержания (бывшими сотрудниками правоохранительных органов). Всего в специальном вагоне от станции Ферма до станции Киров конвоировалось трое осужденных. Убытие караула ФКУ УК от станции Ферма 30 октября 2017 года в 12 часов 47 минут, прибытие караула ФКУ УК на станцию Киров 31 октября 2017 года в 03 часа 30 минут. Время в пути составило 14 часов 43 минуты.
Согласно акту приемки специального вагона типа «СТ» *** от 24 октября 2017 года, все системы жизнеобеспечения специального вагона, в котором следовал ФИО1, а именно отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение были в исправном состоянии, Акт подписан как сотрудниками караула, так и диспетчером специальных перевозок, сотрудником отделения специальных перевозок на <адрес> филиала ФКУ «ГЦСП МВД России», «ЦСП МВД России на Горьковской железной дороге» (том *** л.д. 100).
Нормативными документами, регламентирующими службу конвоирования, предоставление индивидуального спального места и выдача постельных принадлежностей конвоируемым лицам в камере специального вагона не предусмотрены. Предоставление 8-ми часового непрерывного сна конвоируемым лицам при конвоировании в специальном вагоне нормативными документами не регламентировано, в том числе в связи с проведением караулами обменов в пути следования согласно маршрутному расписанию, в том числе в ночное время, а так же проведением обыска принятого спецконтингента, размещением осужденных по камерам, согласно режимам и категориям, и вывода в туалет.
Согласно пояснениям обеих сторон, в камерах специального вагона окон не имеется. От общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство. Наличие отдельных багажных отсеков в камерах специальных вагонов не предусмотрено конструкцией, вещи можно разместить в свободном пространстве под нижним ярусом. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток. В коридоре специального вагона модели «ЦМВ 61-512» имеются 7 застекленных оконных проемов размерами: высота - 98 см, ширина - 78 см. Окна большого коридора специального вагона имеют непрозрачные стекла, двойной стеклопакет, установленные заводом-изготовителем. Специальный вагон «ЦМВ 61-512» оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования административного истца, в коридоре специального вагона открывались окна, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах.
Указанные обстоятельства полностью соответствуют установленным нормативными документами требованиям к железнодорожным транспортным средствам, используемым для конвоирования осужденных.
Согласно ст. 12 ФЗ от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции на здоровье человека запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов в поездах дальнего следования, при оказании услуг по перевозкам пассажиров. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Таким образом, курение в спецтранспорте запрещено. В камерах для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, размещены знаки о запрете курения. После окончания посадки спецконтингента в специальный транспорт до их сведения доводится информация о запрете курения табака и административной ответственности. Также во избежание нарушения действующих норм по курению табака во время конвоирования, в обязательном порядке при приеме спецконтингента проводится их личный обыск и досмотр вещей, во время которого на путь следования у них изымаются спички и зажигалки. По каждому факту курения конвоируемыми лицами в спецтранспорте, начальником караула принимаются меры по его недопущению, составляется акт нарушения режима содержания. Акт приобщается к личному делу нарушителя. Представленные всеми административными ответчиками материалы не содержат сведений о фактах курения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, указанных нарушений на всем пути следования от Волгограда до Кирова караулами зафиксировано не было. Акты о нарушении режима содержания не составлялись. При этом курение в специальном транспорте запрещено как для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, так и для личного состава караула. Заявлений и жалоб со стороны конвоируемых лиц на курение также на всем пути следования не зафиксировано.
Также из постовых ведомостей за все время следования установлено, что вывод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в туалет в пути следования осуществлялся согласно п.229 Инструкции, то есть по просьбе конвоируемых лиц в порядке очередности по одному человеку. Исключение из общего правила составляет: время обмена спецконтингентом на обменных пунктах, при смене часовых, при проведении обыска принятого спецконтингента, во время нахождения специального вагона в санитарных зонах согласно п.5.1.75 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 марта 2003 года ***.
Служба ПЖДК проверялась представителями территориальных органов ФСИН на станциях Волгоград, Саратов, Ульяновск, Казань, Пермь. Проверяющие лица проводили опрос конвоируемых лиц на предмет поступления жалоб и заявлений. Жалоб и заявлений с их стороны, в том числе от осужденного ФИО1, не поступало.
31 октября 2017 года в 03 часа 30 минут поезд прибыл на железнодорожную станцию «Киров - пассажирский» <адрес>, конвоирование административного истца осуществлялось от обменного пункта станции Киров со сдачей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> в специальном автомобиле марки «КАМАЗ 4308» в большой камере *** совместно с двумя осужденными аналогичного режима содержания (бывшими сотрудниками правоохранительных органов). Специальный автомобиль марки «КАМАЗ 4308» оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой. Время в пути составило 30 минут.
В материалы дела представлен Акт осмотра автомобильного транспорта от 31 октября 2017 года, в соответствии с которым все перечисленные спецавтомобили технически исправны, системы кондиционирования и отопления исправны, санитарное состояние удовлетворительное (том 1 л.д. 101).
Пунктом 167 Инструкции предусмотрена норма посадки в спецавтомобиль грузоподъемностью 4 тонны составляет до 36 человек. Размеры больших камер специальных автомобилей марки «КАМАЗ 4308»: длина - 360 см., ширина - 120 см., высота - 174 см.
Все специальные автомобили, в которых конвоировался ФИО1, оборудованы автономной отопительной системой «Планар 8Д-24», предназначенной для регулируемого обогрева помещений ограниченного объема автотранспортных средств, при температурах окружающего воздуха до - 45°С. Указанные системы обеспечивали подачу теплого воздуха в камеры специальных автомобилей. При таких обстоятельствах суд также отклоняет доводы административного истца о том, что он конвоировался на данном этапе в ненадлежщих условиях.
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> ФИО1 содержался с 31 октября 2017 года по 14 ноября 2017 года. 14 ноября 2017 года он был отконвоирован из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> в ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> караулами ФКУ УК УФСИН России по <адрес>. В специальном автомобиле марки «КАМАЗ 65117» в большой камере *** совместно с 18 осужденными аналогичного режима содержания (бывшими сотрудниками правоохранительных органов). Также в данную камеру были помещены еще двое осужденных аналогичного режима содержания: из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес> и ФКУ-ЛИУ-12 УФСИН России по <адрес>. Таким образом, загрузка камеры на всем пути следования не превышала 21 человек.
Специальный автомобиль типа А3 на шасси автомобиля марки «КАМАЗ 65117» оборудован двумя большими камерами вместимостью по 25 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью 1 человеку в каждой. Время в пути составило около 03 часов 00 минут, с учетом времени заезда в ФКУ СИЗО-2 для проведения обысковых мероприятий и приема осужденных, заезда по маршруту следования в ФКУ КП-21 УФСИН России по <адрес> для сдачи осужденных и заезда в ФКУ ЛИУ-12 для проведения обысковых мероприятий и приема (сдачи) осужденных.
Размеры больших камер специальных автомобилей марки «КАМАЗ 65117»: длина - 595 см., ширина - 125 см., высота - l74 см., пассажировместимость 56 человек (в том числе спецконтингент -52 человека), при этом в кузове автомобиля располагается 2 одиночных камеры и две общих. Таким образом, нормы вместимости нарушены не были.
Согласно п. 166 Инструкции на период конвоирования, осужденные и лица, содержащиеся под стражей, размещаются по видам режима и категориям, осужденные, больные активной формой туберкулеза - вместе, но отдельно от здоровых.
Согласно сведениям ФКУ УК УФСИН России по <адрес>, осужденные, следовавшие совместно с ФИО1 в одной камере специального транспорта согласно справкам по личным делам были здоровы. Осужденные, больные активной формой туберкулеза, 14 ноября 2017 года из ФКУ СИЗО-1 <адрес> не конвоировались.
Кроме того, согласно представленным материалам какого –либо физического воздействия в отношении ФИО1 личным составом караулов не применялось, моральное и психологическое давление не оказывалось, оскорбления не допускались. Для оказания первой помощи осужденным караулы по конвоированию обеспечены медицинской аптечкой. Жалоб на состояние здоровья в течение всего пути конвоирования административный истец не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караулов по конвоированию не обращался, заявлений не предъявлял.
Суд приходит к выводу о том, что конвоирование ФИО1 в специальном транспорте осуществлялось при соблюдении установленных требований, с учетом стандартных технических характеристик транспорта и не свидетельствует о наличии унижающего человеческое достоинство бесчеловечного обращения к нему. Наоборот, условия перевозки одинаковы для всех осужденных и признаны приемлемыми. Истцом не приведено фактов нарушения ФКУ УК УФСИН России по <адрес> требований законодательства при его конвоировании, также не доказан факт совершения в отношении него действий, противоречащих уголовно-исполнительному законодательству Российской Федерации.
В соответствии ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Вместе с тем, ФИО1 не представлено достаточных доказательств нарушения условий его содержания в период конвоирования из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> к месту отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес>. Одних показаний административного истца недостаточно для установления факта нарушения его условий содержания. ФИО1 не указал, сообщал ли он о данных нарушениях прав сотрудникам учреждений, если сообщал, то кому именно, каким образом фиксировались его сообщения, предпринимались ли какие-либо меры по его заявлениям.
Напротив, за период с 2017 года по 2020 год административный истец ФИО1 не обращался с заявлениями по фактам нарушения его прав и свобод при этапировании из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> к месту отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес>, что подтверждается информацией, представленной Кировской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ, Управлением Роспотребнадзора по <адрес>, Казанской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ, Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ, Управлением Роспотребнадзора по <адрес>, Управлением Роспотребнадзора по <адрес>, Управлением Роспотребнадзора по <адрес> (том *** л.д.51, 64, 88, 90, 203, 204, 205, 206, 220, том *** л.д.34,36, 39, 59, 108).
С учетом представленных и добытых доказательств, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств того, что в период его конвоирования из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> к месту отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> он находился в пыточных, унижающих человеческое достоинство условиях, в результате которых ему причинены моральные и физические страдания. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий конвоирования в размере 300000 рублей.
Кроме того, представителями административного ответчика ФКУ УК УФСИН России по <адрес>, заинтересованного лица УФСИН России по <адрес> было заявлено о пропуске административным истцом срока обращения в суд.
В соответствии со ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела, ФИО1 был конвоирован из ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по <адрес> в ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес> в период 19 октября 2017 года по 14 ноября 2017 года. 01 января 2019 года ФИО1 освободился из ФКУ ИК-5 УФСИН России по <адрес>. С административным исковым заявлением ФИО1 обратился в Замоскворецкий районный суд <адрес> только 28 июля 2020 года. Таким образом, трехмесячный срок, предусмотренный законодательством, административным истцом пропущен.
На основании п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст.111 КАС основании для взыскания с административных ответчиков расходов, понесенных административным истцом при оплате государственной пошлины за подачу административного иска в суд, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.