ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2022 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего О.Р. Фархиуллиной
судей Э.Ю. Арманшиной
Ю.А. Батршиной
при ведении протокола секретарем ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Национальный лизинг» на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Снять запрет на регистрационные действия с прицепа марки МЗСА 817701 8177-000, идентификационный номер (VIN) №..., 2013 года выпуска, цвет серый, наложенный судебным приставом - исполнителем Ишимбайского МОСП УФССП по РБ в рамках исполнительного производства №...-ИП от дата.
Заслушав доклад судьи Фархиуллиной О.Р., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО7, ООО "Национальный Лизинг" о снятии запрета на регистрационные действия.
В обоснование иска указано, что дата по договору купли-продажи приобрел у ФИО7 прицеп марки МЗСА 817701 8177-000, идентификационный номер (VIN) №..., 2013 года выпуска за 50 000 руб. Свои обязательства стороны друг перед другом исполнили в полном объеме. Ввиду юридической неграмотности истец своевременно не зарегистрировал договор купли-продажи в ГИБДД. В связи с имеющейся у ФИО7 задолженностью по исполнительному производству в пользу ООО "Национальный Лизинг", на приобретенный истцом прицеп, судебным приставом-исполнителем наложен арест, что в настоящее время не позволяет переоформить прицеп на имя истца. дата ФИО7 обратился в Ишимбайский МОСП УФССП по РБ с заявлением о снятии запрета на регистрационные действия на прицеп марки МЗСА 8177-000, т.к. договор купли-продажи был заключен раньше, чем наложен арест, в чем ФИО7 было отказано.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил снять запрет на регистрационные действия с прицепа, наложенный судебным приставом-исполнителем Ишимбайского МОСП УФССП по РБ в рамках исполнительного производства №...-ИП дата
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Национальный лизинг» просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если в нарушение части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации такими лицами не представлены сведения о причинах неявки и доказательства уважительности этих причин или если суд признает причины их неявки неуважительными.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда не соответствует.
Из материалов дела следует, что дата между ФИО1 и ФИО5 заключен договор купли-продажи прицепа марки МЗСА 817701 8177-000, идентификационный номер (VIN) №..., 2013 года выпуска.
В соответствии с п.1 заключенного договора продавец продал, а покупатель купил прицеп, при этом указаны номерные агрегаты транспортного средства, позволяющие его идентифицировать.
Пунктом 6 заключенного договора покупатель подтвердил, что претензий по внешнему и техническому состоянию прицепа не имеет и иметь не будет.
В день заключения договора купли-продажи, сторонами подписан акт приема-передачи денежных средств за приобретенный прицеп.
Из карточки учета транспортного средства на дата следует, что владельцем прицепа МЗСА 817701 8177-000, идентификационный номер (VIN) №... является ФИО7
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ишимбайского МОСП УФССП по РБ от дата в рамках исполнительного производства №...-ИП, возбужденного в отношении должника ФИО7, объявлен запрет на регистрационные действия в отношении транспортного средства- прицеп МЗСА 817701 8177-000, идентификационный номер (VIN) №... и направлено в ГИБДД путем межведомственного электронного документооборота, что подтверждается материалами исполнительного производства и сообщением судебного пристава-исполнителя от дата, из которого следует, что наличие транспортного средства, принадлежащего должнику ФИО7, установлено из ответа ГИБДД, после получения которого вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении ТС.
При этом из материалов исполнительного производства №...-ИП установлено, что акт описи и ареста имущества должника ФИО7, судебным приставом-исполнителем не производился.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что у ФИО1, приобретшего прицеп по договору купли-продажи дата, право собственности возникло с момента передачи ему транспортного средства, т.е. с дата На момент продажи прицепа дата спорный прицеп никаких запретов на совершение регистрационных действий, арестов не имел, в споре не находился, что подтверждено документально.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 454 указанного выше кодекса по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1).
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2).
Государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 131 данного кодекса подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Пунктом 2 статьи 130 этого же кодекса установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Из приведенных выше положений закона следует, что транспортные средства не отнесены к объектам недвижимости, в связи с чем являются движимым имуществом, а следовательно, при отчуждении транспортного средства действует общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя - с момента передачи транспортного средства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090 "О Правилах дорожного движения" прицеп определяется как транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Приведенными выше положениями предусмотрена регистрация самих транспортных средств, обусловливающая их допуск к участию в дорожном движении.
При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не является обязательным условием для возникновения на них права собственности.
Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято им с регистрационного учета.
Отсутствуют в законодательстве и нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него право собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета.
Данная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 2 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г.
Между тем, истцом в материалы дела, вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, подтверждающих, что именно истец как собственник использовал прицеп МЗСА 817701 8177-000 с дата года и нес бремя его содержания.
Более того, заслуживает внимание довод апелляционной жалобы о том, что истец более 7 лет не ставил прицеп на регистрационный учет.
Действительно, представленный в материалы дела договор купли-продажи датирован дата и с тех пор на протяжении более 7 лет истец не обращался в органы ГИБДД для постановки на учет транспортного средства, не предпринял действий по оформлению прицепа на свое имя с целью его участия в дорожном движении, не сообщил государственным органам об изменении титульного собственника имущества, в связи с чем должен нести бремя негативных последствий своего поведения. Истцом не доказан факт исполнения данного договора в виде фактического перехода права собственности на данное имущество.
Из карточки учета транспортного средства на дата следует, что владельцем прицепа МЗСА 817701 8177-000, идентификационный номер (VIN) №... является ФИО7
При этом ФИО7 с дата по дата также не обращался в соответствующие регистрационные органы для снятия транспортного средства с регистрационного учета.
При таких обстоятельствах, учитывая, что материалы дела не содержат письменных доказательств, свидетельствующих об исполнении сторонами договора купли-продажи транспортного средства, обязательств по реальной передаче товара и своевременной постановки транспортного средства на государственный учет на имя нового собственника, использования истцом автомобиля по прямому назначению, его эксплуатации и участия в дорожном движении от имени истца, несении бремени по его содержанию, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для удовлетворения иска не имелось.
При этом судебная коллегия принимает во внимание пояснения истца ФИО1, изложенные в телефонограмме от дата, согласно которым прицеп он не покупал, ему он не принадлежит и никогда не принадлежал, с иском в суд не обращался.
Поскольку в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о состоявшемся между сторонами договоре купли-продажи дата, а именно, что прицеп был передан ответчиком истцу в указанный период именно в собственность, а не в пользование, а также не представлены доказательства о том, что истец нес бремя содержания прицепа с дата, что в данном случае не свидетельствует в силу ст. ст. 218, 454, 223 Гражданского кодекса Российской Федерации о возникновении права собственности у истца, оснований для удовлетворения иска судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО7, ООО "Национальный Лизинг" о снятии запрета на регистрационные действия.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░7, ░░░ "░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░" ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ 817701 8177-000, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (VIN) №..., 2013 ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №...-░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░ ░░░6
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.