УИД №61RS0057-01-2024-000076-12
№2а-186/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ростовская область
р.п.Усть-Донецкий 06 февраля 2024 года
Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Хачатурян В.Г.,
с участием помощника прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области – Бабенко О.Л.,
при секретаре – Ситниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Усть-Донецкого района Ростовской области, в интересах неопределённого круга лиц и РФ к Администрации Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области о признании бездействий незаконными и об обязании устранить нарушения требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Донецкого района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц и РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области о признании бездействий незаконными и об обязании устранить нарушения требований законодательства, обосновывая свои требования тем, что Прокуратурой Усть-Донецкого района Ростовской области проведена проверка соблюдения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» Администрацией Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области. Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Одной из задач федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде. Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 года №236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и другое. Указанными Требованиями (пункт 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Постановлением главы Администрации Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области от 30.12.2021 года №118 утверждён Реестр муниципальных услуг, предоставляемых Администрации Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области. В нарушение вышеуказанных требований закона Администрацией Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области не обеспечена возможность получения заявителями, в том числе и субъектами предпринимательской деятельности, муниципальных услуг в электронной форме на официальных сайтах единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг (https://pgu.donland.ru/), официальном сайте Администрации Раздорского сельского поселения (https://razdorskoe.donland.ru/) в электронном виде в сети Интернет. Отсутствует возможность получения заявителями, муниципальных услуг в электронной форме: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность бесплатно льготным категориям граждан», «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности пользователю недр», «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» и другое. Вышеуказанные обстоятельства не соответствуют принципу равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в муниципальных программах в сфере предпринимательства, установленному ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 года №209-ФЗ, а также препятствуют реализации прав и интересов граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме. В связи с выявленными нарушениями прокурором района 21.08.2023 года в адрес Главы Администрации Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого конкретных мер не принято. Непринятие мер к размещению на портале предоставления государственных и муниципальных услуг, официальном сайте поселения актуальных сведений о порядке предоставления муниципальных услуг нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. На основании изложенного прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде; обязать Администрацию Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному перечню предоставляемых Администрацией Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области муниципальных услуг, в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Бабенко О.Л. заявленные требования поддержала, обосновав доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Администрации Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области в судебное заседание не явился, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.1 КАС РФ - суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
Одной из задач федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» Администрацией Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области.
Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права.В соответствии со ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный - контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» - определено, что основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта; увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно ст.4 Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2019 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» - возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме, является одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу п.3 ст.5 Федерального закона №210-ФЗ - при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В п.1 и п.2 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ - закреплена обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, предоставлять услуги в соответствии с административными регламентами, а также обеспечивать возможность получения заявителем таких услуг в электронной форме.
Пунктами 1, 2 ч.4 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований пункта 3 части 1, пункта 1 части 6 статьи, пункта 2 части 1 статьи 7 данного Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 года №236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и другое.
Указанными Требованиями (пункт 2) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Постановлением главы Администрации Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области от 30.12.2021 года №118 утверждён Реестр муниципальных услуг, предоставляемых Администрацией Раздорского сельского поселения, что подтверждается Постановлением №118 от 30.12.2021 года и Реестром предоставляемых муниципальных услуг.
В нарушение требований закона Администрацией Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области не обеспечена возможность получения заявителями, в том числе и субъектами предпринимательской деятельности, муниципальных услуг в электронной форме на официальных сайтах единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг (https://pgu.donland.ru/), официальном сайте администрации Раздорского сельского поселения (https://razdorskoe.donland.ru/) в электронном виде в сети Интернет.
Так, отсутствует возможность получения заявителями, муниципальных услуг в электронной форме: «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность бесплатно льготным категориям граждан», «Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности пользователю недр», «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов» и другое.
Вышеуказанные обстоятельства не соответствуют принципу равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в муниципальных программах в сфере предпринимательства, установленному ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 года №209-ФЗ, а также препятствуют реализации прав и интересов граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме.
В целях устранения выявленных нарушений, прокурором района 21.08.2023 года в адрес Главы Администрации Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого конкретных мер не принято.
Непринятие мер к размещению на портале предоставления государственных и муниципальных услуг, официальном сайте поселения актуальных сведений о порядке предоставления муниципальных услуг нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика, выразившиеся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, являются незаконными.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к убеждению, что Администрацией Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области не осуществлялся переход на предоставление муниципальных услуг, согласно утвержденному перечню предоставляемых Администрацией Раздорского сельского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области муниципальных услуг, в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством.
В силу чего, заявленные требования суд находит законными, обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░