Дело № 2-9224/2024
ЗАОЧНОЕ
РЕШЕНИЕ СУДА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2024 года г. Балашиха, Московская область
Балашихинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Загребиной С.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к Окружному управлению социального развития № Министерства социального развития <адрес> о признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Окружному управлению социального развития № Министерства социального развития <адрес> об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию платы за занимаемую общую площадь жилого помещения как ветерану боевых действий с момента обращения к Ответчику.
В обоснование иска указал, что проходит службу по контракту и зарегистрирован по адресу расположения воинской части №: <адрес>А (административное здание). Истец является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии БД №. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он проживает по адресу: <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему, как ветерану боевых действий, ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ решением Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> ответчиком в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения было отказано по причине несоответствия документов, необходимых для получения Государственной услуги, по форме или содержанию требованиям законодательства, поскольку адрес регистрации по месту жительства не соответствует адресу фактического проживания (решение № от ДД.ММ.ГГГГ).
С решением Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> не согласен, в связи с чем обратился в суд за восстановлением нарушенного права.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, ранее на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> по доверенности ФИО4 в судебное заседание суда не явилась, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых просила суд в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать в полном объеме. Согласно письменным возражениям, истцом не представлено никаких доказательств, что местом жительства его и членов его семьи является <адрес>, поскольку его место постоянной регистрации является <адрес>, кроме того, не представлено никаких документов подтверждающих проживание и временную регистрацию на территории <адрес>. Вынесено решение об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации по причине отсутствия у истца документа, подтверждающего его место жительства по адресу: <адрес>.
Суд определил, рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ).
Согласно ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.
Как установлено ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категориям ветеранов, указанным в статьях 2 - 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.
Как установлено п. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п. п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в числе которых, компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В силу положений ст. ст. 27 - 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки. Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ или Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Под местом жительства понимаются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес> (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
В соответствии с п. п. 2 и 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация). Компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития <адрес>, в которое поступило заявление о выплате компенсации получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 проходит военную службу по контракту, зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части: <адрес>А, при этом, фактически проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, которое предоставлено в связи с прохождением военной службы на основании договора найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии БД №.
При таких обстоятельствах, истец имеет право на предоставление ему такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов, которая предусмотрена п. п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах", в том числе, и в отношении жилого помещения, в котором фактически проживает по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении соответствующей меры социальной поддержки, в чем ему было отказано решением об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (решение №), в котором указано в обоснование "Несоответствие документов, необходимых для получения Государственной услуги, по форме или содержанию требованиям законодательства РФ". Адрес регистрации по месту жительства не соответствует адресу фактического проживания и/или оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с этим, данные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в предоставлении ФИО2 меры социальной поддержки, в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Регистрация истца по адресу: <адрес>А обусловлена прохождением военной службы по контракту, и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, и в силу ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Вместе с этим, такая регистрация препятствует истцу в получении указанной выше меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, установлено, что истец имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, с момента обращения с заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ответчику были представлены с заявлением надлежащие документы, подтверждающие место жительства истца в <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в указанной выше части ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании. На основании вышеизложенного суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению.
Нарушенное право ФИО2 возможно восстановить путем обязания ответчика – Окружное управление социального развития № Министерства социального развития <адрес> предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п. п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах", в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по адресу: <адрес>. Балашиха, мкр. Дзержинского, ЖК «Витязи» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. 5 ░. 1 ░░. 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ N 5-░░ "░ ░░░░░░░░░", ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░>, ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░