Дело № 2а-115/2023
УИД № 24RS0003-01-2022-001298-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 24 января 2023 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
при секретаре Дорш О.В.,
с участием заместителя прокурора Балахтинского района Красноярского края Штея Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по формированию и созданию маневренного жилищного фонда на территории поселения, возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Тюльковский сельсовет,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по формированию и созданию маневренного жилищного фонда на территории поселения, возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Тюльковский сельсовет, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Тюльковского сельсовета требований жилищного законодательства, по результатам которой установлено следующее. Вопреки правовым положениям жилищного законодательства РФ, Федерального закона № 131-ФЗ, администрацией Тюльковского сельсовета надлежащих мер в рамках предоставленной законом компетенции по формированию на территории поселения муниципального маневренного жилищного фонда не принималось, что создает угрозу нарушения прав граждан на жилые помещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также иных обстоятельств, предусмотренных положениям ст.95 ЖК РФ. По результатам проведенной в 2020 году прокуратурой района 17.09.2020 главе Тюльковского сельсовета Балахтинского района внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства в части формирования маневренного фонда. Согласно поступившего ответа из администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района от 05.11.2020 № 365, мер к созданию маневренного фонда не принято ввиду отсутствия свободных жилых помещений. Кроме того, до настоящего времени администрацией Тюльковского сельсовета маневренных фонд не создан. Поскольку административным ответчиком надлежащих мер по исполнению требований законодательства не принималось, бездействие администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, следует расценивать как неправомерное, которое влечет возложение на него обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, поскольку в связи с неисполнением закона создается угроза нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения. Просит признать бездействие администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края по формированию и созданию маневренного жилищного фонда на территории поселения незаконным, обязать администрацию Тюльковского сельсовета в 6-месячный срок после вступления в законную силу решения суда создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Тюльковский сельсовет Балахтинского района Красноярского края.
В судебном заседании заместитель прокурора Балахтинского района Красноярского края Штей Т.А. исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика глава Администрации Тюльковского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно которому с административными исковыми требованиями не согласны, так как ДД.ММ.ГГГГ прошли выборы главы Тюльковского сельсовета, с момента вступления в должность главы специалистами начата работа по проведению инвентаризации муниципального имущества, а также принятия мер к созданию маневренного фонда на территории Тюльковского сельсовета.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пп.3, 6, 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Судом установлено, что администрация Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции от имени муниципального образования Тюльковский сельсовет Балахтинского района Красноярского края.
В соответствии с ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 данной статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Согласно статьям 7, 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления обязаны своевременно осуществлять комплекс мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и нарушений условий жизнедеятельности населения, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения; осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; при недостаточности собственных сил и средств обращаться за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействовать устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Как следует из пп.1, 4, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу ст.95 ЖК РФ, Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации Тюльковского сельсовета, которой установлено, что администрацией Тюльковского сельсовета на территории поселения муниципальный маневренный жилищный фонд не создан.
17.04.2020 года прокурором Балахтинского района Красноярского края главе администрации Тюльковского сельсовета ФИО6 выписано представление «Об устранении нарушений требований жилищного законодательства».
Согласно ответу Администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры Балахтинского района. Администрацией Тюльковского сельсовета проводится проверка граждан, проживающих по договорам социального найма, соблюдение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Должникам направляются уведомления; для обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями проводится организация строительства, для этого имеются три оформленных земельных участка под строительство молодым специалистам по <адрес>; <адрес>А и <адрес>; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения постоянно проводится: информирование населения, раздача памяток, патрулирование мобильных групп, подготовка территории (опашка), очистка территории для подъезда к объектам водоснабжения, разработка и утверждение положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Тюльковского сельсовета, и т.д.; по ведению учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, информация обновляется, по нуждающейся сделан запрос информации в МФЦ; направлен запрос в ИГМУ для приведения в соответствие с законодательством НПА «Об утверждении административного регламента администрации Тюльковского сельсовета «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; вопросы создания маневренного жилищного фонда на территории администрации Тюльковского сельсовета решаются, провели объезд всей территории, составили список брошенных или неухоженных объектов. За последнее время в МФЦ сделано более 100 запросов по определению собственника на жилое помещение, земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества для реализации полномочия по обращению в муниципальную собственность вымороченного имущества.
Согласно ответу на судебный запрос администрации Тюльковского сельсовета Балахтинского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, в настоящий момент администрацией Тюльковского сельсовета ведутся работы по созданию и формированию маневренного жилищного фонда.
Таким образом, судом установлено, что с момента проведения прокурорской проверки и выдачи предписания на имя главы администрации Тюльковского сельсовета с осени 2020 года по настоящее время, то есть по истечении более двух лет администрацией Тюльковского сельсовета до настоящего времени на территории поселения муниципальный маневренный жилищный фонд не создан.
В связи с неисполнением ответчиком закона в части формирования на территории поселения муниципального маневренного жилищного фонда создается угроза нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
В связи с изложенным, суд считает необходимым исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключение случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, данный срок является разумным и достаточным, позволяющим ответчику совершить необходимые действия для устранения выявленных нарушений в полном объеме.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.01.2023░░\.