РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2019 г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Черкасовой Е.В., с участием старшего помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Муратовой З.М., представителя административного истца Шайхуллина Г.С., заинтересованного лица Гаврилова С.Ю., при секретаре Томеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Красный Яр по адресу: ул. Советская, д.2, административное дело № 2а-558/2019 по административному исковому заявлению Лобанова Г.Г. к Избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области об оспаривании постановления о регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Лобанов Г.Г. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области об оспаривании постановления о регистрации Гаврилова С.Ю. кандидатом на должность главы муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области, в обоснование требований с учетом заявления в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указав, что он и Гаврилов С.Ю. зарегистрированы кандидатами на должность главы района. Полагает, что постановление от 28 июля 2019 г., которым Гаврилов С.Ю. зарегистрирован в качестве кандидата, является незаконным, поскольку решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что заключается в следующем: при подаче документов на регистрацию кандидатом Гавриловым С.Ю. в первом финансовом отчете, сданном в избирательную комиссию перед регистрацией отсутствуют сведения, предусмотренные Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности кандидата, избирательного объединения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов в органы местного самоуправления в Астраханской области.
Поданный финансовый отчет оформлен с нарушениями требований закона и нормативно-правовых актов Астраханской области, а также сам отчет не подтвержден банковской справкой.
В поданных дополнительных ходатайствах от 12.08.2019г. просит учесть то обстоятельство, что среди документов, поданных Гавриловым С.Ю. на регистрацию, отсутствует банковская справка, приложенная к первому финансовому отчету, подтверждающая остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета.
Представленная выписка из лицевого счета кандидата Гаврилова С.Ю. датирована 18 июля 2019г., а сам отчет представлен 19 июля 2019г.
Просит постановление Избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области №30/60 от 25 июля 2019г. о регистрации Гаврилова С.Ю. кандидатом на должность главы муниципального образования «Красноярский район» по единому избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением АРО ПП ЛДПР-Либерально-демократическая партия России - отменить.
Административный истец Лобанов Г.Г. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, уполномочил доверенностью на представление своих интересов Шайхуллина Г.С.
Представитель административного истца Шайхуллин Г.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске, а также в дополнительных ходатайствах, приобщенных в судебных заседаниях, просил удовлетворить.
Административный ответчик Избирательная комиссия муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил оставить административные исковые требования Лобанова Г.Г. без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Гаврилов С.Ю. и его представитель Савинова А.Р., в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, поскольку оснований для отмены постановления о его регистрации не имеется.
Представитель заинтересованное лицо АРО ПП ЛДПР-Либерально-демократическая партия России Джунусов А.Н. возражал в судебном заседании против удовлетворения исковых требований.
Представитель Избирательной комиссии Астраханской области о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
В силу статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявление не обоснованным, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В судебном заседании установлено, что решением Совета муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области № 471 от 14 июня 2019 г. назначены выборы главы муниципального образования «Красноярский район» и депутатов Совета муниципального образования «Красноярский район» на 08 сентября 2019 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 37 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В судебном заседании установлено, что Лобанов Г.Г., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Астраханской области» постановлением № 22/46 от 10 июля 2019 г. зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «Красноярский район» по единому избирательному округу.
30.06.2019г. Решением внеочередной конференции Астраханского регионального отделения Политической партии ЛДПР -Либерально-демократической партии России принято решение о выдвижении кандидата на выборы Главы МО «Красноярский район» Гаврилова С.Ю..
13.07.2019 уполномоченным представителем избирательного объединения АРО ПП ЛДПР Джунусовым А.Н. были представлены в ИКМО «Красноярский район» документы для уведомления, а именно:
– нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; Решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата; список уполномоченных представителей избирательного объединения; заявление уполномоченного представителя о согласии осуществлять указанную деятельность; личное заявление кандидата Гаврилова С.Ю. о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом главы муниципального образования; копия паспорта; заверенная уполномоченным представителем избирательного объединения; копия документа, подтверждающая сведения о профессиональном образовании кандидата; справка, подтверждающая сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности; справка об осуществлении кандидатом полномочий депутата представительного органа на непостоянной основе; документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о расходах кандидата, а также о расходах супруга кандидата и его несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход такого кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (при наличии указанного имущества прилагаются копии документов, подтверждающих права собственности).
Постановлением ИКМО «Красноярский район» от 15.07.2019 №25/53 Гаврилову С.Ю. было дано разрешение на открытие специального избирательного счета для формирования избирательного фонда в дополнительном офисе №8625/0224 Астраханского отделения №8625 ПАО Сбербанк России.
В соответствии с Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности кандидата, избирательного объединения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов в органы местного самоуправления в Астраханской области, утвержденной постановлением ИКАО от 21 мая 2014 года №119/730-5 (далее – Инструкция), 19 июля 2019 года Гаврилов С.Ю. уведомил избирательную комиссию о реквизитах специального избирательного счёта, открытого в филиале Сберегательного банка.
19.07.2019 кандидат Гаврилов С.Ю. представил в ИКМО «Красноярский район» документы, необходимые для регистрации кандидата, а именно первый финансовый отчёт, подтвержденный банковской справкой об остатке средств на счёте.
Постановлением ИКМО «Красноярский район» №30/60 на выборах главы МО «Красноярский район» от 28.07.2019 Гаврилов С.Ю. был зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Красноярский район» в соответствии со статьей 47 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области», выдвинутого избирательным объединением «Астраханское региональное отделение Политической партии ЛДПР- Либерально-демократической партии России».
В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пункт 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает основания для отказа в регистрации кандидатом, среди которых:
в.) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
д.) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата перечислены в пункте 6 статьи 47 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. N 9/2009-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».
Кроме того, в силу статьи 46 Закона Астраханской области N 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Закона.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований настоящего Закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования (окружная избирательная комиссия) не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 3 - 6 статьи 38, частями 8, 9, 14, 15 статьи 41 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Закона.
Анализ этой правовой нормы позволяет сделать вывод, что не любые недостатки, имеющиеся в избирательных документах, являются основанием для отказа в регистрации, а лишь такие недостатки, которые образуют нарушение требований законодательства о выборах.
В части 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» для регистрации кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу, одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат до 18 часов по местному времени в день окончания периода, указанного в частях 4 и 5 статьи 37 настоящего Закона, представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей); 3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 3, 4 и 6 статьи 38 либо частями 14, 15 статьи 41 настоящего Закона; 4) первый финансовый отчет кандидата; 5) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (представляется при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов).
Поскольку кандидат Гаврилов С.Ю. выдвинут избирательным объединением, то в соответствии с ч.ч.3,4 ст.35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не требуется сбор подписей избирателей на соответствующих выборах, в связи с чем, подписные листы в избирательную комиссию Гавриловым С.Ю., не представлялись.
Согласно пункту 1 статьи 70 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» кандидат, выдвинутый по единому избирательному округу, одномандатному (многомандатному) избирательному округу, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, представляет в соответствующую избирательную комиссию свои финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим Законом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета, подтвержденные банковской справкой об остатке средств на счете.
Пунктом 4.8 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидата, избирательного объединения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов в органы местного самоуправления в Астраханской области, утвержденной Избирательной комиссии Астраханской области 21 мая 2014 г., предусмотрено, что кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с предоставлением документов, необходимых для регистрации кандидата, в установленном Законом о выборах в органы МСУ порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету.
Из материалов дела следует, что приведенное требование Гавриловым С.Ю. выполнено, 19 июля 2019 г. он представил в Избирательную комиссию первый финансовый отчет вместе с выпиской из лицевого счета, выданной 18 июля 2019 г. филиалом № 8625/00224 Астраханского отделения № 8625 ПАО Сбербанк, за период с 18.07.2019г. по 18.07.2019г. об остатке денежных средств на специальном избирательном счете кандидата Гаврилова С.Ю. в размере 10000 рублей.
Довод административного истца о том, что среди представленных документов кандидата Гаврилова С.Ю. отсутствует банковская справка, приложенная к первому финансовому отчету, подтверждающая остаток средств на специальном избирательном счете, подлежит отклонению, поскольку банковская справка представлена в форме выписки из лицевого счета.
То обстоятельство, что представленная справка поименована как выписка из лицевого счета, не может повлечь для кандидата Гаврилова С.Ю. негативных последствий, поскольку номер счета, указанный в данной выписке является специальным избирательным счетом кандидата, открытым 18.07.2019г. на имя Гаврилова С.Ю. в структурном подразделении ПАО Сбербанк.
Пунктом 2.18 указанной Инструкции предусмотрено, что соответствующие избирательные комиссии осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений.
Пунктом 7 статьи 69 Закона Астраханской области регламентировано, что «Филиал публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иная кредитная организация), в котором (в которой) открыт специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, по требованию избирательной комиссии муниципального образования (окружной избирательной комиссии), кандидата, избирательного объединения обязан (обязана) периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальном избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения. Филиал публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иная кредитная организация), в котором (в которой) открыт специальный избирательный счет кандидата, избирательного объединения, по представлению избирательной комиссии муниципального образования (окружной избирательной комиссии), а по соответствующему избирательному фонду также по требованию кандидата, избирательного объединения обязана в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов.
В целях реализации указанных норм заключен Договор между ИК Астраханской области и ПАО «Сбербанк России», согласно которому информация об операциях по счетах кандидатов в установленные Договором сроки предоставляется в избирательные комиссии Астраханской области. Согласно сведениям, представленным ПАО «Сбербанк России», сведения о финансовых расходах кандидата Гаврилова С.Ю., а также сведения указанные кандидатом в финансовом отчёте соответствовали друг другу. Более того, как пояснила в судебном заседании представитель Гаврилова С.Ю. – Савинова А.Р., кандидатом Гавриловым С.Ю. банковские операции на специальном избирательном счете кандидата с момента открытия и до момента представления в избирательную комиссию в период с 18.07.2019г. по 19.07.2019г., не проводились, что подтверждено выпиской со специального избирательного счета, представленной избирательной комиссии МО «Красноярский район».
Вопреки доводов истца финансовый отчет от 19.07.2019г., представленный кандидатом Гавриловым С.Ю. в ИКМО Красноярского района по форме и содержанию соответствует требованиям закона, в связи с чем, обоснованно принят избирательной комиссией в совокупности с другими документами, на основании которых Гаврилов С.Ю. зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы МО «Красноярский район».
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации Гаврилова С.Ю. кандидатом на должность главы МО «Красноярский район».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.– ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2019 ░..
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░