21 сентября 2020 года Дело № 2а-3426/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Латухина М. Г. к Государственной инспекции труда в Архангельской области и <адрес>, главному государственному инспектору труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и <адрес> Майгуру М. И. о признании незаконными действий, отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ИП Латухин М.Г. обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Архангельской области и <адрес> (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении выездной внеплановой проверки. В обоснование заявления указано, что распоряжение принято Инспекцией с нарушением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По мнению заявителя, оспариваемым распоряжением расширен перечень истребуемых при проверке документов, форма проверки не соответствует требованиям закона.
Административный истец ИП Латухин М.Г. в судебное заседание не явился, направил своего представителя.
Представитель административного истца Гришаева Е.В. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Архангельской области и <адрес> в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Майгур М.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление. Указал, что Председателем Правительства РФ по итогам совещания по экономическим вопросам от ДД.ММ.ГГГГ дано поручение, что в случае установления фактов невыплаты (несвоевременной) выплаты заработной платы или увольнения работника обеспечить проведение внеплановых проверок соответствующих работодателей. Считает, что распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении административного истца вынесено законно и обоснованно. Его действия не противоречат Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которое вступило в законную силу 14.04.2020.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, материалы проверки, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно Положению о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 324, указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, а входящая в ее состав государственная инспекция труда субъекта Российской Федерации ее территориальным органом по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, по своей правовой природе решение государственного инспектора труда является ненормативным правовым актом должностного лица государственного органа, адресованным конкретному должностному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения.
В соответствии с положениями статей 354, 355, 356 Трудового кодекса РФ, федеральная инспекция труда и ее территориальные органы (государственные инспекции труда) осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок.
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации; Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (статья 360 Трудового кодекса РФ).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В пункте 3 части 2 статьи 10 Федерального закона, установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является: приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Из указанных законоположений следует, что внеплановая проверка является законной, если основанием для проведения такой проверки и принятия соответствующего распоряжения государственной инспекцией труда об ее проведении, явилось поручение Правительства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес Инспекции посредством электронного сообщения поступило обращение от работника ИП Латухина М.Г. по факту невыплаты заработной платы в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Архангельской области и <адрес> Майгуром М.И. в адрес ИП Латухина М.Г. было направлено Распоряжение (приказ) о проведении внеплановой документарной проверки.
Задачами проверки определены обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Предметом проверки - соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами…выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Проверка подлежала проведению не более 20 рабочих дней, в период с ДД.ММ.ГГГГ и не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В распоряжении приведен перечень документов, предоставление которых индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Заверенную копию распоряжения административный истец получил ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление направлено посредством почтовой связи в суд ДД.ММ.ГГГГ, срок, установленный ст. 219 КАС РФ не пропущен.
Проанализировав письменные материалы настоящего дела, оспариваемое распоряжение, суд находит несостоятельными доводы заявления о нарушении положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту Закон № 294-ФЗ) при проведении внеплановой документарной проверки.
С учетом положений ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения законодательства.
Таким образом, Закон № 294-ФЗ не определяет объем и предмет внеплановых проверок, а лишь устанавливает основания для их проведения и обязанность контролирующих органов действовать в пределах предоставленной компетенции.
Согласно п.4 ст.10 Закона № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
При этом в силу указания п. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора) в том числе при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В данном случае такие особенности установлены положениями ст. 360 ТК РФ.
Так, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее по тексту - Положение) предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 7 Положения).
В силу п. 10 Положения основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе, поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.
Административный регламент исполнения федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.10.2012 № 354н (далее - Регламент).
Согласно Поручению Правительства РФ от 21.03.2020 «О решениях по итогам совещания по экономическим вопросам», Минтруду России и ФНС России поручено обеспечить еженедельный мониторинг ситуации с невыплатой заработной платы. О результатах доложить в Правительство РФ. Срок до 27 марта 2020 года, далее еженедельно (п. 3 Поручения).
Как указывалось выше, в адрес Инспекции поступило обращение от работника ИП Латухина М.Г. по факту невыплаты заработной платы в полном объеме.
В данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, имелись основания, предусмотренные абзацем 5 части 7 ст. 360 ТК РФ, п. 10 Положения, п. 69 Регламента, Поручения Правительства РФ от 21.03.2020, для вынесения оспариваемого распоряжения.
Срок проведения внеплановой документарной проверки определен в строгом соответствии с п. 10 Положения и п. 23 Регламента.
Распоряжением документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, не запрашивались.
Доводы административного истца о нарушении требований ст. 10, 13, 15 Закона № 294-ФЗ, п. 23, 51, 69 Регламента, суд отклоняет.
Исходя из положений ст. 10 Закона № 294-ФЗ данный вид внеплановой проверки, проведенный в отношении административного истца, не требует предварительного согласования с органами прокуратуры, поскольку она проведена по иным основаниям, нежели поименованы в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
Оспариваемое распоряжение Государственной инспекции труда в Архангельской области и <адрес> принято при наличии законных оснований для проведения внеплановой проверки и отвечает по своему содержанию требованиям части 2 статьи 14 названного Федерального закона.
Одновременно суд учитывает, что перечень запрашиваемых Государственной инспекцией труда у административного истца документов касается исключительно задач и цели проверки, то есть вопросов, связанных с нарушением трудовых прав и интересов работников, в связи, с чем вынесение оспариваемого распоряжения и истребование документов, необходимых для проведения проверки соответствуют положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Трудового кодекса Российской Федерации.
Из указанного оспариваемого распоряжения не усматривается, что Инспекцией были нарушены ограничения при проведении проверки применительно к положениям статьи 15 указанного Федерального закона.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Данной совокупности по делу не установлено.
Все иные доводы лиц, участвующих в деле правового значения не имеют и судом не принимаются.
Оспариваемые действия совершены Государственной инспекцией труда в целях понуждения ИП Латухина М.Г. к полному, правильному и своевременному исполнению требований закона, что полностью соответствует изложенным выше целям и задачам трудового законодательства.
Государственный инспектор труда - должностное лицо, действующее на основе закона, и никто, кроме уполномоченных органов и должностных лиц, не вправе вмешиваться в его профессиональную служебную деятельность, влиять на принятие им решения.
С учетом изложенного действия административного ответчика по вынесению распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают гарантированные федеральным законом права ИП Латухина М.Г.
В связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.